Дела об экономической несостоятельности (банкротству) рассматриваются хозяйственными судами, эти дела возбуждаются на основании заявления, которые подают:
- должник;
- кредиторы;
- государственные органы (прокуратура, налоговые, таможенные органы)
Защитный период – процедура банкротства, которая назначается хозяйственным судом на срок, предусмотренный законодательством в целях анализа финансового состояния организации и защиты прав и законных интересов должника и кредиторов. Срок защитного периода – 3 месяца.
Защитный период не применяется в отношении и.п., банков, страховых организаций, отсутствующего или ликвидируемого должника.
Цели:
- анализ финансового состояния;
- защита имущественных прав должника и кредиторов.
С момента введения защитного периода возникают последствия:
- приостанавливаются дела в общих и хозяйственных судах, связанные с взысканием с должника денежных средств
- приостанавливается исполнение исполнительных документов о взыскании с должника денежных средств, за исключением выплат, связанной с повреждением здоровья, выходные пособия
- запрещается выход учредителей из состава учредителей и выдел им доли.
При назначении временного управляющего руководитель организации не отстраняется от должности, но руководитель обязан согласовывать определенные действия с временным управляющим:
- в случае продажи части имущества;
- в случае реорганизации;
- в случае создания филиалов и представительств;
- в случае приобретения акций либо имущества.
По итогам защитного периода временный управляющий составляет отчет, этот отчет предоставляется в хозяйственный суд. Затем хозяйственный суд рассматривает заявление и отчет временного управляющего. По итогам рассмотрения хозяйственный суд может принять решение:
1) возбуждает конкурсное производство – в случае, если существует неплатежеспособность
2) прекращает производство по делу, если неплатежеспособность отсутствует
3) утверждает мировое соглашение, если оно было заключено
4) передает материалы дела в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела о ложном или преднамеренном банкротстве.
Конкурсное производство – процедура банкротства, которая назначается хозяйственным судом для максимального удовлетворения требований кредиторов в процессе санации, а при невозможности ее проведения в процессе ликвидации.
Конкурсное производство бывает в виде:
- санации;
- ликвидации.
Общий срок конкурсного производства с санацией – 22 месяца, а с ликвидацией – 16 месяцев.
Санация – форма конкурсного производства, направленное на финансовое оздоровление предприятия.
К мерам по санации относят:
- взыскание дебиторской задолженности;
- реорганизация предприятия;
- продажа части имущества;
- получение помощи из бюджета;
- привлечение инвестиций, вложение инвестиций;
- перепрофилирование производства;
- выдача кредитов и т.д.
Ликвидация – полное прекращение деятельности организации без перехода прав и обязанностей к правопреемнику.
Когда идет процесс ликвидации, управляющий оценивает стоимость организации, проводит инвентаризацию имущества, выявляет имущество организации у других субъектов, продается имущество на торгах, из вырученной суммы уплачиваются долги.
Субъект хозяйствования считается ликвидированным с момента внесения информации и ЕГР.
Мировое соглашение – соглашение (договор), который заключается между должником и кредиторами и определяет порядок погашения долгов.
Мировое соглашение выступает в 3 значениях:
- процедура банкротства;
- основание для прекращения производства по делу;
- договор.
Мировое соглашение заключается по поводу:
- рассрочки долга;
- отсрочки долга;
- перевода долга;
- освобождения от части долга и другие.
Мировое соглашение заключается в письменной форме, решение о его заключении принимается на собрании кредиторов. Управляющий или временный управляющий в течении 5 дней с момента принятия решения о заключении мирового соглашения предоставляет в хозяйственный суд:
- текст мирового соглашения;
- протокол заседания собрания кредиторов, на котором было принято решении о заключении мирового соглашения;
- список кредиторов;
- список тех кредиторов, которые отказывались от заключения мирового соглашения.
Основания для отказа в утверждении мирового соглашения:
- если мировое соглашение заключено с кредиторами 1 и 2 очереди;
- нарушена форма мирового соглашения;
- нарушен порядок заключения мирового соглашения;
- нарушены права и законные интересы других субъектов;
- условия мирового соглашения противоречат требованиям законодательства.
Существуют 2 упрощенные процедуры банкротства:
1. Процедура банкротства ликвидируемого должника.
Данная процедура применяется в отношении юр. лица, в отношении которого принято решении о ликвидации и стоимости имущества не достаточно для удовлетворения требований кредиторов.
2. Процедура банкротства отсутствующего должника.
Данная процедура применяется в отношении физ. лиц (и.п. или руководителя организации), деятельность которых практические прекращена, и место нахождения которых не известно. В данном случае с заявлением о признании должника банкротом вправе обращаться кредиторы, государственные органы. В отношении данного субъекта хозяйственный суд также возбудит конкурсное производство с ликвидацией. Защитный период, санация, мировое соглашение не применяются.
Досудебное оздоровление – меры по обеспечению стабильное и эффективное деятельности организации, а также по финансовому оздоровлению организации.
Для предупреждения возникновения экономической несостоятельности (банкротства) создаются специальные комиссии по предупреждению экономической несостоятельности (банкротству). Состав – не менее 7 человек. В состав комиссии входят представители местных и республиканских органов власти, представители государственных органов по делам о банкротстве.
До обращения в хозяйственный суд с заявлением о признании должника банкротом субъекты хозяйствования обязаны пройти процедуру досудебного оздоровления.
20. Понятие и юридическое содержание конкуренции. Понятие и виды монополистической деятельности. Правовая характеристика недобросовестной конкуренции на товарных рынках.
Конкуренция – это борьба между экономическими субъектами за максимально эффективное использование факторов производства.
Формы недобросовестной конкуренции.
Первая форма – смешение в отношении предприятий, товаров, работ, услуг или предпринимательской деятельности конкурентов. Действия по смешению могут касаться товарного знака, обозначения, маркировки, упаковки товара и т. д. Такие действия признаются недобросовестной конкуренцией, если они способны вызвать смешение хозяйствующего субъекта, осуществляющего производство товаров, выполняющего работы, оказывающего услуги, с конкурентом, осуществляющим такую же деятельность.
Вторая форма – ложные утверждения при осуществлении предпринимательской деятельности, способные дискредитировать предприятие, товары, работы, услуги или предпринимательскую деятельность конкурента.
Третья форма – введение в заблуждение относительно характера, свойств, пригодности к применению или количества товаров, работ, услуг конкурента.
Система государственного антимонопольного регулирования включает меры по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов, государственных органов, а также по финансовому информационному и иному обеспечению условий для развития конкуренции и товарных рынков. Для реализации перечисленных мер антимонопольные органы могут использовать следующие правовые средства:
1. Осуществление государственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарном рынке. Способом осуществления такого контроля является ведение Государственного реестра хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на товарных рынках. Его формирование осуществляет Департамент антимонопольной и ценовой политики Министерства экономики Республики Беларусь. Реестр имеет двухуровневую структуру и включает:
- на республиканском уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на республиканском товарном рынке;
- на местном уровне – перечень хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на местных товарных рынках областей (г. Минска).
На каждом из указанных уровней Реестр содержит три раздела:
- Раздел I включает перечень хозяйствующих субъектов, относящихся к естественной монополии.
- Раздел II включает перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем установления предельного уровня рентабельности.
- Раздел III включает перечень хозяйствующих субъектов, не относящихся к естественной монополии, на товары которых применяется государственное регулирование цен путем их декларирования в органах ценообразования.
2. Осуществление государственного контроля за реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов.
Объектами контроля являются:
- создание, реорганизация и ликвидация хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов;
- преобразование государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения.
Законом о противодействии монополистической деятельности предусмотрены следующие основания для отклонения ходатайства:
1) если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарном рынке и (или) ограничению конкуренции;
2) если при рассмотрении представленных документов обнаружено, что содержащаяся в них информация, имеющая значение для принятия решения о возможности создания, реорганизации или ликвидации указанных хозяйствующих субъектов, является недостоверной.
3. Осуществление государственного контроля за сделками с акциями, имущественными паевыми взносами в имущество кооперативов (паями), долями уставных фондов хозяйствующих субъектов.
На ряду с мерами контрольного характера Закон о противодействии монополистической деятельности предусматривает меры, направленные на содействие развитию товарных рынков:
- изменении сфер применения свободных или регулируемых цен в том числе об установлении предельных цен либо предельного норматива рентабельности товаров, производимых или реализуемых хозяйствующими субъектами, злоупотребляющими своим доминирующим положением на товарном рынке;
- создании параллельных структур в сферах производства и обращения, в том числе за счет государственных инвестиций;
- привлечении иностранных инвестиций;
- финансировании мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения на товарном рынке отдельных хозяйствующих субъектов и других мер экономического протекционирования;
- лицензировании экспортно-импортных операций;
- внесении изменений в перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию;
- принятии в пределах своей компетенции иных мер, содействующих развитию товарных рынков и конкуренции.
Кроме государственного контроля Закон о противодействии монополистической деятельности предусматривает возможность осуществления общественного контроля за соблюдением антимонопольного законодательства.