Автáркия (от греч. autarkeia – самоудовлетворение) – экономическая политика, направленная на создание замкнутого национального или регионального хозяйства, обособленного от экономики других стран или других регионов страны.
Акционерное общество – форма организации юридического лица, созданная путем объединения вкладов юридических и физических лиц через выпуск и продажу акций с целью выполнения хозяйственной деятельности (открытое акционерное общество – ОАО, закрытое акционерное общество – ЗАО).
Акция – ценная бумага, закрепляющая права ее владельца (акционера) на получение части прибыли акционерного общества в виде дивидендов, на участие в управлении акционерным обществом и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.
Амортизация – уменьшение стоимости капитальных ресурсов по мере их износа в процессе производственного использования.
Альтернативные затраты – те товары или услуги, от которых приходится отказаться, чтобы приобрести товар или услугу, которым отдано предпочтение.
Амортизационные отчисления – постепенное перенесение балансовой стоимости основных фондов предприятия в зависимости от их физического и морального износа в процессе производства на стоимость изготовленной продукции.
Аренда – временная передача владельцем имущества другому лицу какого-либо юридического права на пользование.
Банк –
1)заведение, которое занимается финансовыми и кредитными операциями преимущественно как посредник между юридическими и физическими лицами, ищущими применения своим денежным средствам, и лицами, нуждающимися в них;
2) финансовая организация, производящая, хранящая, представляющая, распределяющая, обменивающая, контролирующая денежные средства, обращение денег и ценных бумаг.
Банковская система – совокупность действующих в стране банков и других финансовых учреждений и организаций.
Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.
Бизнес-план – развернутая программа (рационально организованных мер, действий) осуществления бизнес-проекта с оценкой возможных доходов и расходов.
Биржа – организационная форма рынка (различают валютную, публичную, товарную, фондовую, частную биржи).
Биржа труда – форма рынка труда, осуществляет посредничество на рынке труда. Регистрирует безработных, способствует их трудоустройству.
Блага – все, что ценится людьми как средство удовлетворения своих нужд.
Бухгалтерские (внешние) издержки – оплата факторов производства, не являющихся собственностью владельца фирмы.
Бухгалтерская прибыль – разница между общей выручкой и бухгалтерскими издержками.
Валюта – денежная единица той или иной страны (рубль, доллар, фунт стерлингов и т. д.) или искусственная коллективная денежная единица, которая используется в расчетах международных финансовых организаций и валютных союзов государств (СДР, ЭКЮ, евро).
Валютный курс – цена одной денежной единицы, выраженная в другой денежной единице (напр., $2 / Ł – 1 фунт стерлингов = 2 долларам).
ВВП – валовóй внутренний продукт – показатель объема национального производства, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов, произведенных в течение года на территории страны:
1) реальный ВВП – объем, выраженный в неизменных ценах произведенных продуктов;
2) номинальный ВВП – объем, выраженный в текущих ценах произведенных продуктов.
ВВП на душу населения – показатель ВВП страны, деленный на количество граждан.
ВНП – валовóй национальный продукт – показатель объема годового производства национальной экономики, определяется как сумма рыночных цен всех конечных продуктов (товаров и услуг), созданных производителями данной страны в течение года как внутри страны, так и за рубежом.
Величина предложения – количество товаров и услуг, которое производитель желает и имеет возможность произвести и предложить к продаже на рынке по конкретным ценам в конкретное время.
Величина спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели хотят и могут приобрести по конкретной цене, в конкретный момент, в конкретном месте.
Владение – фактическое обладание вещью, создающее для обладателя возможность непосредственного владения на вещь.
Внешние эффекты – издержки и выгоды для третьих лиц, связанные с производством или потреблением благ, в которых эти лица не принимают личного участия.
Внешний источник финансирования – дополнительное финансирование денежных средств в виде ассигнований из бюджетных средств, кредитных средств, иностранной помощи, взносов других лиц.
Внутренние издержки – затраты ресурсов, принадлежащих собственнику фирмы.
Внутренний источник финансирования – самофинансирование в виде прибыли предприятия и амортизационных отчислений.
Выручка (валовóй доход) – то, что получает производитель, продав свою продукцию.
Глобализация – рост международной торговли и потоков иностранных инвестиций, сопровождающийся растущей взаимозависимостью национальных финансовых рынков и спекулятивных валютных потоков.
Государственная регистрация – занесение данных о предприятии в государственный реестр уполномоченным государственным органом Федеральной налоговой службой.
Государственная собственность – одна из форм собственности, субъектами-распорядителями которой являются органы государственной власти федерации и ее субъектов, а объектом собственности могут быть земля, природные ресурсы, основные средства, сооружения, материальные ресурсы, финансы, драгоценности, информация, культурные и духовные ценности.
Государственный бюджет – сводный план доходов и расходов государства и использования полученных средств на покрытие всех видов государственных расходов.
Государственный долг – сумма задолженности государства внешним и внутренним кредиторам (делится на внутренний и внешний).
Даровые блага – имеющиеся блага, объем которых больше потребностей людей, а потребление их одними людьми не приводит к возникновению нехватки этих благ для других.
Демпинг – искусственное снижение цен на товары с целью устранения конкурентов на рынке.
Деньги – особый товар, полезность которого заключается в том, что он может обмениваться на любой товар; средство обмена, мера стоимости, средство накопления.
Дефицит – негативный экономический показатель, когда рост расходов превышает рост доходов.
Дивиденды – доход владельца акции.
Динамика экономических показателей – изменение экономических показателей во времени, определенное путем составления и анализа ряда таких показателей. Эти ряды показателей, именуемые динамическими, являются совокупностью значений показателей в разные годы (месяцы).
Дифференциация товаров –
1) ситуация, когда покупатели рассматривают идентичную продукцию конкурирующих производителей как похожую, но все-таки не взаимозаменяемую;
2) способ, с помощью которого производители пытаются выделить свой товар из общей массы аналогичных товаров, чтобы обратить на него внимание потребителей.
Доход – важнейший экономический показатель, который отражает финансовые поступления от всех видов деятельности.
Закон Энгеля – с ростом доходов семьи удельный вес расходов на питание снижается, доля расходов на одежду, жилище и коммунальные услуги меняется мало, а доля расходов на удовлетворение культурных и иных материальных нужд заметно возрастает.
Занятость – деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
Заработная плата – форма материального вознаграждения наемных работников за их труд.
Издержки производства – затраты производителя на приобретение и использование факторов производства.
Импорт – ввоз товаров и услуг из-за границы.
Инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вложенные в объекты разных отраслей экономики с целью получения прибыли (дохода) или достижения социального эффекта. К инвестициям относятся денежные средства, паи, акции и другие ценные бумаги.
Индекс – экономический относительный показатель, характеризующий изменение уровня определенного явления по сравнению с другим уровнем того же явления, взятого за основу для сравнения.
Индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий изменение цен на потребительские товары и тарифы на услуги относительно фиксированного набора товаров и услуг, которые входят в потребительский набор отдельных категорий населения – «потребительскую корзину». Отражает изменение рыночной стоимости основной части потребительских расходов, обусловленной изменением цен на товары и тарифов на услуги.
Индекс уровня жизни – показатель, характеризующий изменение уровня реальных доходов населения, его определенных групп, вычисленный с учетом изменения как денежных доходов населения, так и цен на потребительские товары и услуги для населения.
Индекс человеческого развития – средняя арифметическая величина из индексов уровня образования, доходов (ВВП) и продолжительности жизни.
Индивидуальный предприниматель – гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации (ИЧПБОЮЛ).
Инвестиционная компания – финансово-кредитный институт, собирающий денежные средства частных инвесторов через продажу им собственных ценных бумаг.
Интеграция – процесс интернационализации хозяйственной жизни, сближения, объединения экономик ряда стран.
Интенсивный рост – увеличение ВВП за счет качественного улучшения факторов производства и повышения их эффективности.
Инфляция – переполнение каналов денежного обращения избыточной массой бумажных денег, вызывающее их обесценивание, рост цен на предметы первой необходимости, снижение валютного курса, падение реальной заработной платы.
Инфраструктура –совокупность отраслей и видов деятельности, обслуживающих как производственную, так и непроизводственную сферы экономики (транспорт, связь, коммунальное хозяйство, общее и профессиональное образование, охрана здоровья и др.).
Капитал – весь тот производственно-технический аппарат, который люди создали из вещества природы для увеличения своих сил и расширения возможностей изготовления необходимых им благ; имущество, способное приносить доход.
Капитализм – экономическая система, в которой распространена частная собственность на факторы производства, а распределение произведенного продукта, товаров, благ, услуг осуществляется в основном с помощью рынка.
Квота – количественное ограничение ввоза или вывоза определенного товара.
Кейнсианство – макроэкономическая теория, основанная на идее необходимости государственного регулирования экономики.
Командная экономика – экономическая система, при которой все решения по вопросам производства и распределения принимаются центральными (государственными) органами.
Коммерческий банк – самостоятельное финансово-кредитное заведение, созданное путем объединения паевых взносов основателей (акционеров), главной целью которого является привлечение на взаимовыгодной основе временно свободных средств предприятий, организаций, граждан, других банков и выдача кредитов.
Компенсация внешних эффектов – функция государства в рыночной экономике, направленная на нейтрализацию внешних влияний.
Конвертируемость – возможность использования национальной валюты в международных расчетах, свободный обмен иностранной валюты на национальную и наоборот.
Конкуренция – противоборство, соперничество между производителями товаров и услуг за возможность получения прибыли.
Котировка – установление курса валюты, то есть определение ее стоимости в иностранных валютах.
Кредит – особая форма движения стоимости, продаж товаров с отсрочкой платежа или передача на какой-либо срок денег и материальных ценностей при условии их возвращения. За предоставление кредита удерживается процент.
Кредит банковский – ссуда, предоставляемая банком; является срочным, возмещаемым, платежным, то есть выдается на срок, согласованный с клиентом, должен быть возвращен до конца указанного срока и оплачен клиентом.
Лизинг – особый вид аренды фондов на длительный срок.
Ликвидность – степень легкости, с которой какие-либо активы могут быть превращены владельцем в деньги.
Лицензия – специальное разрешение на осуществление определенного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий.
Макроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономику как единое целое; ее предметом являются проблемы безработицы, бедности, экономического роста, роли государства в регулировании экономики и т. д.
Маркетинг –
1) деятельность, направленная на формирование и удовлетворение потребностей человека посредством обмена;
2) организация сбыта товаров на внешнем рынке;
3) система знаний об организации производства и управления им в условиях конкуренции и необходимости первоочередного учета требований потребителя.
Международное разделение труда (МРТ) – специализация стран на производстве той или иной продукции.
Менеджер – специалист по управлению производством и обращением товаров, наемный управляющий.
Менеджмент – деятельность по организации и координации работы предприятия.
Меркантилизм – политика государства, направленная на ускорение накопления капиталов стимулированием внешней торговли, колониальными ограблениями и торговыми войнами; источник обогащения здесь не производство, а торговля и денежное обращение.
Микроэкономика – часть экономической науки, исследующая экономические отношения между отдельными хозяйствующими субъектами (потребители, работники, фирмы), их деятельность и влияние на национальную экономику.
Минимальная оплата труда (МРОТ) – официально устанавливаемый государством минимальный размер оплаты труда для устранения нищеты и обеспечения всем занятым приемлемого в данном обществе уровня жизни.
Мировая (международная экономика) –
1) часть экономической науки, исследующая мировую торговлю товарами и услугами, движение капиталов, обмен в области науки и техники, международные валютные отношения;
2) совокупность экономик отдельных стран, связанных между собой системой международных экономических отношений.
Мировое хозяйство –всемирное глобальное экономическое пространство, в котором в целях роста эффективности национального производства свободно вращаются товары, услуги, капиталы (человеческий, финансовый, научно-технический).
Мировой рынок – совокупность рыночных отношений между странами на основе международного разделения труда.
Монетаризм – экономическая теория и практическая концепция экономического управления государством, в соответствии с которыми определяющую роль в экономических процессах, в ведении хозяйства играют количество денег в обращении и связь между денежной массой и товарной.
Монетарная политика – действия государства, контролирующие денежную массу в экономике (метод стабилизации).
Монополистическая конкуренция – соревнование на рынке между многими продавцами, каждый из которых старается дифференцировать свой продукт.
Монополия –
1) экономический диктат путем установления монопольно высоких (или низких) цен для получения монопольно высокой прибыли;
2) исключительное право на владение чем-либо или осуществление каких-либо мероприятий;
3) объединение нескольких предприятий, создаваемое для получения монополистических выгод (картель, синдикат, трест, концерн);
4) ситуация на рынке, когда в отрасли имеется только один производитель, который полностью контролирует объем предложения товара и очень сильно влияет на цены.
Налог – установленный государством обязательный сбор, уплачиваемый предприятиями и гражданами (прямой и косвенный).
Налог косвенный – налог, который устанавливают в виде надбавок к цене товаров и услуг.
Налог прямой – налог, взимаемый с доходов граждан и предприятий в явном виде (подоходный, на прибыль, на имущество).
Национализация – исключение из частной собственности лиц в собственность государства земли, промышленных и транспортных предприятий или целых отраслей народного хозяйства.
НД – национальный доход – вычисленная в денежном выражении стоимость созданного в стране на протяжении года совокупного продукта, являющегося доходом, принесенным всеми факторами производства (землей, трудом, капиталом, предпринимательством). НД страны равняется ВНП, за исключением амортизационных отчислений (снос основных средств) и непрямых налогов. С другой стороны, НД можно определить как сумму всех доходов за год в виде заработной платы, промышленной и торговой прибыли, процента на вложенный капитал и земельную ренту. НД – один из важных показателей экономического развития страны.
Несовершенная конкуренция – соперничество большого количества продавцов за потребительский спрос при возможности влиять на него.
Нетарифные методы регулирования – квоты, экспортные кредиты, экономические санкции, демпинг.
Норма обязательных резервов – один из рычагов побочной регуляции денежного и кредитного обращения центральным банком. Норма обязательных резервов фиксирует в процентах размер той части депозитов (пассивов) коммерческих банков, которые они обязаны зарезервировать в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить выплаты со своих счетов.
Нормальная прибыль – вознаграждение за выполнение предпринимательских функций, входит в состав внутренних издержек.
Облигация – ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента (выпускающего облигации) в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента.
Общественные блага – это товары и услуги, предоставляемые государством его гражданам на равных началах.
Олигопóлия – ситуация на рынке, когда конкуренция происходит лишь между небольшим числом фирм, вытеснивших остальных соперников.
Олигопсóния – рыночная ситуация, при которой существует монополия группы покупателей определенного товара.
Основной вопрос экономики – что, как и для кого производить?
Пенсионный фонд – фонд, создаваемый частными и государственными компаниями, предприятиями для выплаты пенсий и пособий лицам, вносящим пенсионные взносы в этот фонд.
Переменные издержки – часть общих издержек, величина которых на данный момент времени находится в прямой зависимости от объема производства и реализации продукции.
Пользование – извлечение из имущества полезных свойств.
Постоянные издержки – часть общих издержек, которая не зависит на данный момент времени от объема выпускаемой продукции.
Потребители – те, кто приобретают и используют товары, заказывают работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.
«Потребительская корзина» –группа товаров народного потребления, которая наиболее полно отражает уровень и структуру потребления населения данной местности. На основе сравнения цен на товары, которые входят в «потребительскую корзину», определяется динамика стоимости жизни.
Право собственности – совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих принадлежность материальных благ конкретным людям.
Предельная (маржинальная) полезность блага – выгода, получаемая от дополнительно использованной единицы блага.
Предельные (маржинальные) затраты – реальная сумма затрат, в которую обходится изготовление каждой дополнительной единицы продукции.
Предложение – желание и возможность производителя произвести и предложить к продаже на рынке свои товары или услуги по конкретным ценам в конкретное время.
Предпринимательские правоотношения – общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, а также связанные с ними некоммерческие отношения и отношения по государственному регулированию рыночной экономики.
Предпринимательство – инициативная, самостоятельная, связанная с риском, ответственная, новаторская деятельность по производству товаров и услуг, осуществляемая собственником капитала с целью создания прибыли.
Предприятие – это самостоятельная производственная единица, обладающая производственно-техническим единством, организационно-административной и хозяйственной самостоятельностью.
Прибыль – важнейший показатель деятельности предприятий и банков; является частью доходов, которые остаются после возмещения текущих расходов.
Приватизация (денационализация) – переход права собственности на средства производства от государства к частным лицам.
Принцип рациональности – принцип, позволяющий выбрать решения, основанные на стремлении получить наибольшие экономические результаты с минимальными возможными затратами всех необходимых для этого ресурсов.
Прожиточный минимум – уровень дохода, необходимый для удовлетворения основных жизненных потребностей человека в одежде, обуви, транспортных услугах, предметах санитарии и гигиены, медикаментах.
Производитель – люди, фирмы, предприятия, кто изготавливает и продает товары и предоставляет услуги.
Производительность – это объем товаров и услуг, создаваемых на единицу затрат.
Производительность труда – это объем товаров и услуг, создаваемых за единицу времени.
Производственный кооператив – общественная добровольная организация граждан для общего ведения хозяйственной и другой деятельности, действует на основе самостоятельности, самоуправления и самофинансирования.
Протекционизм – политика государства, направленная на защиту интересов внутренних производителей от иностранных конкурентов, а также на захватывание внешних рынков через таможенную политику.
Процент ссудный – плата, которую получает кредитор от заемщика за пользование предоставленными ему средствами.
Процентная ставка – цена денежной ссуды, определяющаяся соотношением суммы денег, которые платятся в единицу времени как плата за ссуду, к величине ссуды процентной ставки.
Рабочая сила (труд) – способность человека к труду, совокупность его физических и умственных сил, применяемых в процессе производства жизненных благ.
Равновесная цена – цена, позволяющая продать весь объем товаров, которые изготовители (продавцы) согласны при такой цене предложить на продажу.
Распоряжение – возможность изменения его принадлежности, состояния, назначения.
Рациональное поведение – продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действий с затратами.
Рента – доход от капитала, земли или имущества, который его владельцы регулярно получают, не занимаясь предпринимательской деятельностью; доход от процента.
Рентабельность предприятия – дающее прибыль, доход; целесообразное с хозяйственной точки зрения.
Рынок – система экономических отношений, которая сложилась в процессе производства, вращения и распределения товара, а также движения денежных средств. Для него характерно свободное определение цен, формирование и использование ресурсных источников и т. п. Роль государства для рынка ограничивается установлением и осуществлением побочных регулирующих мероприятий.
Рынок труда – вид рынка, характеризующий систему социально-трудовых отношений, позволяющих фирмам удовлетворить потребность в трудовых услугах, предоставляемых людьми в обмен на заработную плату и другие выгоды.
Рыночная структура – состав основных элементов общественного производства, соотношения и формы взаимосвязи между социально-экономическими секторами народного хозяйства и видами производств, характеризующиеся по различным критериям:
– по объектам (рынки товаров и услуг, труда, капитала, информации и т. д.);
– по субъектам (рынок покупателей, рынок продавцов);
– по географическому положению (местный, региональный, мировой рынки);
– по степени ограниченности конкуренции (свободный или монополистический рынок);
– по соответствию законодательству (легальный, нелегальный рынок) и т. д.
Рыночная экономика – экономическая система, при которой вопросы что, как и для кого производить решаются на основе интересов свободных производителей.
Рыночные механизмы – спрос, предложение, цена.
Сальдо торгового баланса – разность между стоимостью экспорта и импорта за определенный период; отрицательноесальдо торгового баланса – импорт превышает экспорт, положительное сальдо торгового баланса – экспорт превышает импорт.
Свободная торговля – политика государства, ориентированная на свободное развитие международной торговли.
Свободная экономическая зона (СЭЗ) – регионы, чаще всего отсталые (проблемные), с льготным режимом хозяйствования для привлечения инвестиций и технологий.
Сегментация рынка – метод изучения рынка в маркетинге, основанный на разделении рынка на отдельные части в зависимости от различных параметров – географического, демографического, психографического, поведенческого и т. п.
Смешанная экономика – экономическая система, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.
Собственность – отношения между людьми по поводу принадлежности, раздела и передела объективной собственности.
Совершенная конкуренция – соперничество большого количества мелких покупателей и продавцов, каждый из которых владеет полной рыночной информацией, ни один из продавцов (покупателей) не способен оказать существенное влияние на рыночный спрос, цену товара.
Специализация – сосредоточение определенного вида деятельности в руках того человека или хозяйственной организации, которые справляются с нею лучше других.
Спрос – желание и возможность потребителей купить конкретный товар или услугу в конкретное время, в конкретном месте и по конкретной цене.
Спрос индивидуальный – спрос одного лица или по отдельным товарам.
Спрос совокупный – спрос на всех рынках данного товара или на все производимые и продаваемые товары.
Средства производства – совокупность предметов труда, то есть того, из чего производят материальные блага, и средств труда, то есть того, чем или с помощью чего они производятся.
Страховая компания – организация, оказывающая страховые услуги, предназначенные для возмещения потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями, несчастными случаями.
Субъекты предпринимательского права – физические и юридические лица.
Суверенитет потребителя – свобода экономического поведения, право владельца любых видов ресурсов самостоятельно принимать решения, связанные с распоряжением этими ресурсами и их использованием.
Таможенные союзы – объединения стран, которые ликвидируют между собой все таможенные барьеры, но устанавливают их для третьих лиц.
Тариф – система ставок, по которым оплачивают производственные и непроизводственные услуги, труд.
Тарифные методы регулирования – таможенные тарифы на импорт и экспорт, таможенные союзы.
Теория абсолютного преимущества во внешней торговле – автор А. Смит.содержание теории:возможность государства, региона, компании, возникающая в результате географического положения, удачного размещения ресурсного потенциала, других выгодных условий для изготовления товаров с минимальными расходами производства и обращения по сравнению с другими странами, регионами, фирмами, выпускающими такой же или аналогичный товар.
Теория относительных преимуществ во внешней торговле – автор Д. Рикардо.содержание теории: страна получает выгоду, если она специализируется на производстве тех товаров, средние издержки которых относительно меньше, чем при производстве тех же товаров в других странах.
ТНК – Транснациональная корпорация.
Товар –
1)материальный предмет, полезный людям и потому ценимый ими как благо;
2) это то, что получается в результате производства и предназначено для продажи с целью потребления или дальнейшей переработки.
Торговля – добровольный и взаимовыгодный обмен благами в форме купли-продажи товаров и услуг за деньги.
Традиционная экономика – экономическая система, в которой решения о производстве, распределении и потреблении экономических благ принимаются на основе традиций, передающихся из поколения в поколение.
Труд – см. рабочая сила.
Унитарное предприятие – коммерческая (государственная) организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ними.
Уровень богатства страны – показатель, определяемый с учетом: 1)природных ресурсов страны, 2) степени образованности нации и 3) достигнутого масштаба производства экономических благ.
Устав – учредительный документ, свод норм и правил, который включает общие положения, цели, предмет деятельности, характеризует материально-техническую базу и средства предприятия, органы управления и контроля, описывает производственную, финансово-хозяйственную деятельность, предусматривает условия реорганизации и прекращения деятельности.
Учетная процентная ставка – норма процента, под который центральный банк дает кредиты коммерческим банкам.
Учредительный договор – соглашение сторон, закрепляет статус создаваемого предприятия, фиксирует уставный капитал и порядок его формирования, устанавливает порядок распределения доходов, обязанности сторон.
Факторы производства – ресурсы, используемые людьми для создания жизненных благ (труд, земля, капитал, предпринимательская деятельность, информация, инфраструктура).
Физическое лицо – гражданин, человек, принимающий участие в экономической деятельности и выступающий как полноправный субъект этой деятельности.
Финансирование – пополнение денежных средств предприятия; обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами всего хозяйства страны, регионов, предприятий, предпринимателей, граждан, а также разных экономических программ и видов экономической деятельности.
Финансы – денежные средства предприятия; обобщающий экономический термин, который означает как средства, финансовые ресурсы, рассмотренные в их создании и движении, распределении, перераспределении и использовании, так и экономические отношения, обусловленные экономическими расчетами между хозяйствующими субъектами, движением средств, денежным обращением, использованием денег.
Фирма – коммерческая организация, осуществляющая затраты экономических ресурсов для изготовления товаров и услуг, реализуемых на рынке.
Фискальная политика – деятельность государства в области налогообложения, регулирования государственных расходов и государственного бюджета.
Франчайзинг – смешанная форма крупного и мелкого предпринимательства, которая объединяет элементы аренды, купли-продажи, подряда и представительства.
Хозяйственное общество – форма организации юридического лица: общество с ограниченной ответственностью (ООО), общество с полной ответственностью (ОО).
Хозяйственное товарищество – форма организации юридического лица, капитал которого разделен на доли (вклады) учредителей (полное товарищество, товарищество на вере).
Ценные бумаги –
1)специальным образом оформленные финансовые документы, в которых зафиксированы права их владельца или предъявителя;
2) товар, который, не имея собственной стоимости, может быть продан по высокой рыночной цене.
Ценообразование (механизм цен) – формирование и изменение рыночных цен под влиянием столкновения интересов покупателей и продавцов, принимающих свои решения без принуждения извне.
Центральный банк – основное звено кредитно-денежной системы; банк, наделенный правом монопольной эмиссии платежных средств, регуляции денежного обращения, кредита, валютного курса, сохранения официальных золотовалютных резервов.
Частная собственность – одна из основных форм собственности на землю, недвижимость, средства производства, деньги и ценные бумаги, рабочую силу, разные товары, интеллектуальный продукт, объекты собственности, принадлежащие частным лицам, индивидуумам, семьям, группам лиц. К частной собственности принято относить индивидуальную, корпоративную, акционерную, негосударственную.
ЧНП – чистый национальный продукт – суммарный объем всех произведенных в стране за определенный период, чаще всего за год, конечных товаров и услуг, вычисленных в денежном выражении (то есть валовой национальный внутренний продукт), за исключением амортизации основных средств.
Экономика –
1) это хозяйственная система, обеспечивающая удовлетворение потребностей людей и общества путем создания и использования необходимых жизненных благ;
2) наука о хозяйстве, способах его ведения и управления им, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.
Экономическая деятельность – все виды хозяйственной деятельности людей для удовлетворения их потребностей и обеспечения материальных условий жизни.
Экономическая политика – процесс реализации экономических функций государства путем разнообразных мер воздействия на экономические процессы для достижения определенных целей.
Экономическая система – действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, к