№ | Этап занятия Структурные компоненты деятельности | Ход занятия | ||
Деятельность педагога | Деятельность детей | Время | ||
1. | ВВОДНАЯ ЧАСТЬ Организационный момент | Ребята, сегодня мы снова будем проводить исследования, как настоящие ученые. Кто такие «учёные»? Раздается музыка «Что? Где? Когда?». Вносит помощник Черный ящик. Внимание вопрос что в черном ящике? Ребята отгадайте! Это бывает маленьким бывает большим, бывает белым бывает синим, бывает красным и зеленым, бывает цветным. Это известно людям с незапамятных времен. Еще первобытный человек использовал его как продукт питания. Греки высоко ценили лечебные свойства считали, что оно исцеляет от болезней и залечивает раны. это любит свет и влагу, ее нужно часто поливать. Растет на огороде - Воспитатель: Правильно! Открываем ящик а там три вида капусты Белокачанная, краснокачанная, пекинская. В: Ребята, говорят, что капуста обладает волшебными свойствами! Как нам это подтвердить? Или опровергнуть? | ………………. Дети: Это люди, которые проводят исследования, опыты, наблюдения. Открывают для всего мира что-то новое. ………………… Отгадывают Капуста! Нужно провести исследования!!! Опыты! Эксперименты! И узнать! | 1,5 мин. |
2. | Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия | Мы с вами превращаемся в ученых исследователей (Надеваем все эмблемы «Я исследователь») Уважаемые ученые, ваша задача - получить как можно больше сведений о капусте и узнать обладает ли она волшебными свойствами, договоримся - я буду вашим консультантом. Итак, подумаем, что нам уже известно о капусте? (овощ, растёт на грядках, любят зайцы, козы, кролики и люди). (по схеме описания для овощей) Игра «Назови блюда из капусты» | игра «Назови блюда из капусты» (дети передают друг другу муляж капусты и называют блюда из неё) ………………….. Схема исследователя 1.обозначить проблему 2.задать себе вопрос | 1,5 мин |
3. | ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам ООД | Следующий метод по плану - «Спросить у другого человека». Давайте обратимся к нашим гостям, и узнаем, что они знают о капусте. 1гость - слово «капуста» произошло от древнеримского слова «Капут», что в переводе означает «ГОЛОВА» 2 гость – во всём мире выращивают 150 видов капусты 3 гость - капуста это лекарство, которое может излечить человека почти от всех болезней. Воспитатель: как еще мы можем получить информацию о капусте? Приглашаю всех присесть и посмотреть что нам предлагает интернет! Демонстрируется слайдовая презентация «Всё о капусте» (где растёт, несколько видов, полезные качества) | Ответы детей: Посмотреть в книгах, энциклопедии Посмотреть в интернете | 6-7 мин |
4. | «Открытие» детьми новых знаний, способа действий | Физкультминутка «Мы капусту порубили…» Воспитатель приглашает детей в Лабораторию У каждого ребенка стоит тарелочка с тремя листьями от разной капусты, лупа. два стаканчика с жидкостями прозрачными и один с фиолетовой (отвар краснокочанной капусты), ложка Опыт № 1 Воспитатель показывает детям белокочанную капусту, краснокочанную, пекинскую. Индивидуальная работа, вопрос, ответ Вывод: все листочки с прожилками и если сильно надавить, то выделяется сок. Опыт № 2 Воспитатель: А ещё капуста обладает волшебными свойствами, и сейчас вы это увидите. Перед вами стаканы с прозрачными жидкостями и отвар краснокочанной капусты, он фиолетового цвета, как вы думаете, если добавить в каждый стакан этот отвар, что произойдет с водой? Дети: Она станет светло-фиолетовая. Воспитатель: проверим. (У воспитателя два стаканчика для опыта. У детей два – с содой и чистая вод) В каждый стакан добавляется по столовой ложке отвара. В первом стакане вода становится розовая, Во втором стакане - синяя В третьем стакане - зеленая И в четвертом стакане – светло-фиолетовая. Вывод: вещества, содержащиеся в капусте, способны изменить цвет в зависимости от среды, в которую они попадают (Кислая, щелочная и нейтральная). | Дети сравнивают капустные кусочки, рассматривая их под лупой., разламывают, нюхают, отвечают на вопросы. Дети проводят опыт. Ложкой добавляют отвар капусты в стаканчики с водой и наблюдают что происходит. | 3-4 мин 5 мин |
5. | Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, (выполнение работы) | Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так произошло? (ответы детей) Дело в том, что я заранее в каждый стакан добавила специальное вещество. В первый стакан я добавила уксус, во второй – соду, в третий – аммиак, в четвертый я ничего не добавляла, поэтому вода стала, как вы и говорили, светло – фиолетовая. Вызвать одного ребенка зарисовать результат на мольберте. Результат поместим в папку исследователя Опыт № 3. Проведем еще один опыт с отваром красной капусты. Я поставлю листья пекинской капусты в банку с отваром и спрошу ребят как они думают что произойдет с капустой? Мы узнаем, как вода движется по растению от корня к листьям. Для этого мы поместим листья пекинской капусты в банку с отваром и завтра узнаем результат! | Рассуждения детей Ответы, рассуждения детей | 3 мин 1 мин |
6. | ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ Итог занятия. Систематизация знаний. | Приглашаю всех к панно. Вывод: капуста улучшает аппетит, полезна при многих заболеваниях, оздоравливает организм человека - капуста очень полезный продукт и капуста обладает волшебными свойствами! Она может менять цвет жидкости и листьев! Она настоящая волшебница! Воспитатель: Наши выводы и исследования на сегодня закончены! приглашаю вас завтра на завершение нашего третьего эксперимента. Подарок Энциклопедия юного исследователя. | 4 мин | |
7. | Рефлексия | Формирование элементарных навыков самоконтроля, самооценки |