Структура транспортного комплекса




Тема 12. Инфраструктурный комплекс России

 

Инфраструктурный комплекс объединяет отрасли, производящие разнообразные услуги

Услуги могут быть самыми разнообразными по своему характеру, периодичности потребления, широте круга потребителей и т.п.

Инфраструктурный комплекс обеспечивает нормальную работу различных звеньев экономики и во многом определяет качество жизни населения.

Доля инфраструктурного комплекса в ВВП России составляет 54%. Для сравнения: в США – 73%, Великобритания – 71%, Франция – 70%, Германия – 63%.

Инфраструктурный комплекс подразделяется на две относительно самостоятельные части: 1) коммуникационную систему (транспорт и связь), которую часто называют производственной инфраструктурой; 2) сферу обслуживания (торговля, общепит, наука, искусство, образование и т.п.), именуемую социальной инфраструктурой.

Коммуникационная система охватывает транспорт и связь. Ее главная задача – перемещение в пространстве людей, информации, энергии и грузов.

 

Транспортный комплекс (ТК) России – это совокупность всех видов транспорта, объединенных между собой транспортными сетями и узлами.

Транспортные узлы - это пункты, в которых сходятся несколько видов транспорта и осуществляется обмен грузами между ними. В России несколько сотен транспортных узлов, крупнейшим из которых является город Москва.

 

Роль транспортного комплекса в хозяйстве России

Транспорт — важная составная часть экономики России, «кровеносная система экономики» ТК – необходимое условие функционирования хозяйства так как связывает воедино все его части. Транспортный фактор имеет особо важное значение в нашей стране с ее огромной территорией и неравномерным размещением ресурсов, населения и основных производственных фондов.

Транспорт является материальным носителем между районами, отраслями, предприятиями. Специализация районов, их комплексное развитие невозможны без системы транспорта.

Транспортный фактор оказывает влияние на размещение производства, без его учета нельзя достичь рационального размещения производительных сил. При размещении производства учитывается потребность в перевозках, масса исходных материалов готовой продукции, их транспортабельность, обеспеченность транспортными путями, их пропускная способность и т.д. В зависимости от влияния этих составляющих и размещаются предприятия.

Рационализация перевозок влияет на эффективность производства как отдельных предприятий, так и районов, и страны в целом. Транспортные издержки включаются в себестоимость продукции. По некоторым отраслям промышленности транспортные издержки очень значительны, как, например, в лесной, нефтяной отраслях промышленности, где они могут достигать 30% себестоимости продукции.

Важное значение транспорт имеет и в решении социально-экономических проблем. Обеспеченность территории хорошо развитой транспортной системой служит одним из важных факторов привлечения населения и производства, является важным преимуществом для размещения производительных сил и дает интеграционный эффект.

Транспорт создает условия для формирования местного и общегосударственного рынка. В условиях перехода к рыночным отношениям роль рационализации транспорта существенно возрастает. С одной стороны, от транспортного фактора зависит эффективность работы предприятия, что в условиях рынка напрямую связано с его жизнеспособностью, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен товарами и услугами, что без транспорта невозможно, следовательно, невозможен и сам рынок. Поэтому транспорт является важнейшей составной частью ры­ночной инфраструктуры.

 

Место транспорта в структуре народного хозяйства.

Специфика транспорта как сферы экономики заключается в том, что он сам не производит продукцию, а только участвует в ее создании, обеспечивая производство сырьем, материалами, оборудованием и доставляя готовую продукцию потребителю. Однако, ввиду особой важности транспорта для производства, его относят к производственной сфере.

Транспорт и связь объединяют в так называемую коммуникационную систему, а элементы ТК составляют основу транспортной инфраструктуры страны.

 

Структура транспортного комплекса

Транспортная система России включает все современные виды транспорта: сухопутный (железнодорож­ный, автомобильный, трубопроводный, гужевой), водный (морской, речной) и авиационный.

По основным показателям работы транспорта: грузообороту, пассажирообороту, протяженности транспортных путей, структура ТК выглядит следующим образом (таб.41,42, Дронов, стр.177):

Вид Транспорта Протяженность транспортных путей, тыс. км. Доля перевезен-ных грузов в % Доля в грузообо-роте в % Доля перевезенных пассажиров в% Доля в пассажиро-обороте в %
Железнодорожный   42,4 40,7 14,8  
Автомобильный     0,5    
Трубопроводный   35,5 55,4    
Морской -   1,6 0,5 0,5
Внутренний водный     1,7 0,5 0,7
Воздушный - 0,1 0,1 0,08  

Из таблицы видно, что большая часть грузо- и пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт. Важное место в грузообороте занимает также трубопроводный и морской транспорт, а в пассажирообороте — автомобильный и авиационный. Такая структура грузо- и пассажирооборота связана с технико-экономическими особенностями каждого вида транс­порта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России. Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта.

В перевозке грузов наиболее дешевыми являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный виды транспорта, а в перевозке пассажиров — железнодорожный. Однако необходимо иметь в виду, что эффективность использования того или иного вида транспорта необходимо рассматривать в каждом конкретном случае с учетом многих факторов, таких, как вид груза, его массовость, расстояние перевозки, сроки доставки, транспортабельность, технико-эксплуатационные условия необходимого участка пути и т.п.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: