Игровые формы познавательной деятельности на уроках истории
Р.И. Ризатдинова,
МООУ «Санаторная школа-интернат «2», г. Магнитогорск
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остается одной из вечных проблем педагогики. Еще К.Д.Ушинский подчеркивал, что «не с курьезами и диковинками науки должно в школе занимать дитя, а напротив — приучать его находить занимательное в том, что его беспрестанно и повсюду окружает». И в XX, и в XXI в. этот вопрос был и остается актуальным и для педагогов, и для учащихся (особенно на уроках истории и обществознания).
Познавательная активность учащихся относится к числу основных факторов в процессе обучения и оказывает устойчивое влияние на цели, содержание и характер учебной деятельности. На мой взгляд, познавательная активность имеет двойную нагрузку: дает психологическое и моральное удовлетворение и одновременно активизирует «зону ближайшего развития», т.е. область дальнейшего совершенствования.
Одной из форм активизации познавательной деятельности является игра (ученики ее очень любят) — способ познания мира, своего места в нем.
В.А.Сухомлинский говорил:
«Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Поэтому она так необходима для развития личности.
Игра для школьника — это часть его жизненного опыта. Она позволяет сделать более динамичным и интересным процесс восприятия исторических фактов, имен и дат, географических названий, с которыми связаны исторические события.
Игра развивает способности учащихся к осмыслению событий, готовит к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучает содержательному и эффективному взаимодействию.
Предлагаю несколько вариантов игр, которые использую в своей педагогической практике
Конкурс «Исторические миниатюры»
Проводится среди учащихся 5—9 классов. Накануне проходит жеребьевка — каждому классу достается какое-то крылатое выражение. Например:
1. Ящик Пандоры
2. Соломоново решение
3. Яблоко раздора
4. Перейти Рубикон
5. Разрубить гордиев узел
6. Хлеба и зрелищ
7. Дамоклов меч
8. Ахиллесова пята
9. Бочка Диогена
10. Авгиевы конюшни
11. Нить Ариадны
12. Дары данайцев
13. Как гуси Рим спасли
14. Пиррова победа
15. Горе побежденным
Каждое из этих выражений учащиеся должны обыграть, используя музыку, костюмы, декорации. Но самое главное — раскрыть его смысл.
Актовый зал, где проходит конкурс-праздник, украшается портретами выдающихся исторических деятелей, плакатами с афоризмами. Заранее избирается жюри, разрабатываются критерии оценки конкурса, определяется высший балл (10) — за оригинальность, раскрытие темы, знание исторического материала, костюмы, музыку.
Пока жюри подводит итоги конкурса, в зале со зрителями можно также провести небольшую игру, например «Топай — хлопай». Суть ее в следующем: если учащиеся согласны с предлагаемым им утверждением, они дружно хлопают, а если нет — топают.
Утверждения
Клио — богиня истории.
Родина демократии — Китай.
Бумагу изобрели в Египте.
Конфуций — древнеегипетский мудрец.
Турнир — военное состязание рыцарей.
Аттила — «бич божий».
Законы царя Хаммурапи были написаны на свитках папируса.
Пирамида — дворец фараона.
Вассал — военный слуга феодала.
Устав — главная церковь в средневековом городе.
Аббат — начальник монастыря.
Иерусалим — главный город мусульман.
Ратуша — здание городского совета в Западной Европе.
Игра «Рыбак и рыбка»
Следующая не менее интересная игра — «Рыбак и рыбка». Она проводится среди учащихся 5—8 классов в холле или коридоре школы. Правила игры таковы: из картона заранее вырезают крупные контуры рыб (к ним прикрепляют металлические скрепки), на них пишут задания. На полу очерчивают мелом границы водоема и раскладывают «рыбки». «Удочкой» служит деревянная палочка, к которой прикреплен магнит. (Можно сделать два водоема с «рыбками» и провести конкурс на время — кто быстрее и больше поймает «рыбок» и выполнит заданий.)
В команде должно быть не менее пяти игроков. Пока «рыбак» вылавливает «рыбки», остальные игроки выполняют задания. Задания могут быть по теме «Древняя Греция. Религия древних греков». Например, назвать:
1. Остров, посвященный богу Солнца Гелиосу. По преданиям греков, сам Зевс выдвинул этот остров из моря в утешение Гелиосу, обиженному тем, что при дележе власти олимпийские боги ему ничего не дали. (Родос.)
2. Имя мифического певца, искусным пением которого и игрой на кифаре заслушивались не только смертные, но и сами боги. (Орфей.)
3. Могучая дочь Океана, река забвения в подземном царстве, отведав воду которой души умерших забывают о земной жизни. (Лета.)
4. Прекраснейшая из богинь, воплощение идеала женской красоты. (Афродита.)
5. Сын Зевса и Латоны, бог света, пения и игры на цитре, предводитель муз. (Аполлон.)
6. Неутомимая богиня охоты, покровительница животных, особенно новорожденных. (Артемида.)
7. Пища греческих богов, сообщавшая им вечную юность и бессмертие. (Амброзия.)
Сестра бога Солнца Гелиоса и богини Луны Селены, она олицетворяла собой нежный розовый утренний свет, рассеивающий ночные сумерки. (Аврора.)
8. Могучий исполин, поддерживающий своими плечами по приказу Зевса небесный свод. (Атлант.)
9. Смертный юноша удивительной красоты, которого страстно полюбила Афродита и проводила с ним время. Из его крови она вырастила цветок — воплощение нежной страсти. Зевс разрешил тени юноши весной покидать на полгода царство Аида. (Адонис.)
Конкурс архивариусов
Эта игра проходит среди учащихся 8-11 классов. Условия конкурса просты: набирается команда знатоков истории. Ребята получают документы или фрагменты документов, по которым они должны определить:
1) предполагаемого автора;
2) название документа;
3) историческую эпоху или события, о которых идет речь;
4) основную идею этого документа.
Больше всего баллов получает тот
ученик (или команда), который точно выполнит все задания. Конкурс оценивает жюри. Можно предложить следующие документы:
1. «Считаем необходимым напомнить, однако, что легализация верховной власти народным представительством может быть достигнута лишь тогда, если выборы будут произведены совершенно свободно... А потому правительство должно в виде временной меры, впредь до решения народного собрания, допустить: 1) полную свободу печати, 2) полную свободу слова, 3) полную свободу сходок, 4) свободу избирательных программ.
Вот единственное средство к возвращению России на путь правильного, мирного развития. Заявляем торжественно перед лицом всей страны и мира, что наша партия, со своей стороны, безусловно, подчинится решению народного собрания... и не позволит себе никакого насильственного противодействия правительству, санкционированному народным собранием.
Итак, Ваше Высочество, решайте. Перед Вами два пути. От вас зависит выбор...» (из письма Исполнительного комитета «Народной воли» Александру III, 10марта 1881г.).
2. «Ничто так не разожгло алчности грабителей, как Архангельский собор в Кремле с гробницами царей, в которых ожидали найти громадные сокровища. В этом чаянии гренадеры спустились с факелами в подземелье и взрыли, перебудоражили самые гробы и кости почивших...
До четырнадцати тысяч домов были обращены в пепел, и в числе их множество настоящих дворцов, из которых каждый стоил от 100 тыс. до 200 тыс. рублей. Сгорело 6000 лавок малых и больших, между последними некоторые магазины громадной цены. Так как никто не ожидал, что город будет предан пламени, то можно только представить себе, сколько богатства погибло» (из воспоминаний Москве).
3. «Какая глубокая безнравственность в привычках нашего Правительства! Полиция распечатывает письма мужа к жене и приносит их читать царю (человеку благовоспитанному и честному), и царь не стыдится в том признаться — и давать ход интриге...» (из дневника А.С.Пушкина, 10мая 1834г.).
4. «Он стремился на почве защиты экономических нужд рабочей массы создать легальное движение, которое имело бы на своей стороне в качестве отца и друга — существующее правительство... Он не останавливался даже перед возможностью отдельных конфликтов рабочих с предпринимателями, при которых правительство становилось на сторону рабочих. Его умственному взору рисовалась перспектива «социальной монархии», единения царя с рабочим народом, при котором революционная пропаганда теряла перед собой всякую почву» (из воспоминаний А.В.Герасимова (жандармского генерала) о С.В.Зубатове).
5. «Старый режим рухнул по всей России, и мало кто сожалеет о нем. Вся страна рада этому. Царь отрекся сам и за своего сына. Великий князь Михаил отказался от трона. Избрали Временное правительство, и его манифест стал одним из самых либеральных и демократических документов, когда-либо издававшихся. Все царские служащие от министра до полицейского смещены и заменены людьми, преданными республике...» (Питирим Сорокин о февральских событиях 1917г.).
6. «Советская Россия вела с нами войну под лозунгом навязывания нам, полякам, своего, т.е. советского строя, и такую цель она назвала «революцией извне»... Я хорошо видел, что подавляющее большинство населения относилось к советам и их господству с глубоким недоверием, а часто и с явной неприязнью, видя в них — обоснованно или необоснованно... разгул невыносимого террора. Поэтому в течение всей войны я не чувствовал беспокойства за свой тыл, что там может вспыхнуть какое-то восстание» (Ю.Пилсудский. «Война 1920 г.»).
7. «Из многих городов к нам в Москву власти и всяких чинов люди для... великого земского дела совету съехались. Ожидаем мы выборных людей и вас...
И вам бы, господа, по нашему приговору выбрать крепких, и разумных, и настоятельных людей из духовного чину — пять человек. Из посадских и уездных людей — двадцать человек. Из стрельцов — пять человек... Дав им от себя полный достаточный приговор, как им о великом земском деле с нами вместо всех вас советоваться, и говорить и выбор царя постановить...
А если выборных людей к Москве к Крещению не вышлите, нам всем мнится, что вам Московское государство и государь на Московском государстве не надобен» (из грамоты «Совета всей земли» на Двину о созыве Земского собора).
8. «...Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный отечеству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего из венца Мономаха. Самодержавие составляет главное условие политического существования России... Наряду с этими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: народность...» (из доклада С.С.Уварова Николаю Г).
9. «...И был между ними бой, и тот час сбежались люди, и началось смятение, и ударили в колокола, и стали вечем, и весь народ тот час собрался, и бросили клич тверичи, и начали избивать татар, где кого найдут, даже самого Шевкала убили и всех подряд...» (из Тверской летописи 1327 г.).
Конкурс знатоков художественного салона
Этот конкурс проводится среди учащихся 8—9 классов. Суть игры: собирается команда знатоков культуры. Заранее объявляется тема «художественного салона», например «Передвижники». Подбираются репродукции картин, которые будут показаны учащимся. Члены жюри читают описание картины. Конкурсанты должны ее назвать и как можно больше рассказать об авторе и истории создания, судьбе, местонахождении. Побеждает ученик, набравший большее количество баллов. Победитель получает в подарок репродукцию картины.
Варианты описаний
1. На берегу реки под палящими лучами солнца — 11 человек. Они медленно движутся, усталые и измученные. Их ноги вязнут в глубоком песке, яркое солнце немилосердно палит головы, а они шаг за шагом тянут свою лямку. Бесконечно длинна река, бесконечен и тяжел их путь. В лицах одних — покорность судьбе и смирение, других — протест и озлобление, третьи — невозмутимы... (И.Репин. «Бурлаки на Волге»).
2. Все помнят угол большой комнаты, залитой серебристым дневным светом: за столом сидит смуглая, черноволосая девочка в розовой кофточке с черным в белую горошину бантом. На ослепительно белой скатерти лежат листья клена, персики и серебряный нож. За окном светлый-светлый летний день, к стеклам тянутся ветки деревьев, а солнце, пробившись сквозь их листву, освещает и тихую комнату, и девочку, и старинную мебель красного дерева... (В.Серов. «Девочка с персиками»).
3. В центре общего внимания — молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая: темно-коричневое платье, на голове капор с голубой шелковой ленточкой. В руках у нее ридикюль, из которого она вынимает аттестат на звание домашней учительницы. Ее стройная, чуть склоненная фигура, изящный профиль нежного лица представляют собой разительный контраст приземистым фигурам членов купеческого семейства, на лицах которых отразились и удивление, и подозрительная недоброжелательность, и цинично- самодовольная усмешка... (В.Перов. «Приезд гувернантки в купеческий дом»).
4. Сначала он был изображен один: сидя за столом и опустив голову, он мучительно размышляет. Перед ним — документы, неопровержимо доказывающие вину сына, но семейной драмы не ощущается. Художник отказался от этого варианта. На другом эскизе он сидит за столом и смотрит на сына пристальным взглядом. Бурное объяснение произошло только что, и он как будто ждет от сына ответа. Тот же стоит словно скованный, как человек-призрак, в замешательстве потупив взор... (Н.Ге. «Петр Первый допрашивает царевича Алексея в Петергофе»).
5. Эта картина решена в холодной цветовой гамме, передающей тона раннего рассвета, когда сквозь предутреннюю мглу начинают проступать оживающие краски дня. Художник изобразил его сидящим на холодных серых камнях, пустынная почва мертва, так что кажется, будто сюда не ступала еще нога человека. Но благодаря тому, что линия горизонта на плоскости холста делит его почти пополам, фигура господствует в пространстве полотна и находится в гармонии с суровым миром картины. Его одеяние сдержанно, что еще больше выделяет лицо и руки, — это необходимо для психологической убедительности образа. В этом произведении нет действия, но зримо показана жизнь духа, работа мысли. Его фигура согбенна, руки мучительно стиснуты. Лицо передает не только страдание, но вопреки всему выражает невероятную силу воли и готовность сделать первый шаг на каменистом пути (И.Крамской. «Христос в пустыне»).
6. Отброшено в сторону кресло, на котором вот только что он сидел, всего какое-то мгновение назад, а потом в неистовом гневе швырнул в наследника окованный железом посох. Страшен главный герой. Это деспот, тиран. В своем неограниченном самовластии он давно освободил себя от всех нравственных законов, преступил их: он ни перед кем не ответчик, а человеческие жизни для него уже давно не представляют никакой цены (И.Репин. «Иван Грозный и сын его Иван»),
7. Это произведение было воспринято как типическое изображение русского пейзажа. Неяркая русская природа средней полосы выражена художником с любовью. Скромности сюжета соответствует спокойная цветовая гамма, богатая оттенками, полутонами, светотенью, тонко воссоздающими весеннее пробуждение природы (А.Саврасов. «Грачи прилетели»).