ПЛАН – ДНЕВНИК
Учебной практики
УП 01.03 Практика наблюдений показательных уроков
студента _____ группы
Специальности 050146 Преподавание в начальных классах
________________________________________
(Фамилия, имя, отчество полностью)
Проверил:
Методист ______________________
Оценка ________________________
Подпись _______________________
Тюмень 2014 год
Пояснительная записка
Дневник по практике является основным документом, позволяющим сделать вывод о том, как студенты умеют наблюдать и анализировать уроки по различным дисциплинам начальной школы.
Цель практики: обеспечение содержательной связи теоретических знаний с их реализацией в практической педагогической деятельности; развитие психолого-педагогической компетентности студентов.
Задачи практики:
- Осознание студентами социальной значимости своей будущей профессии.
Выработка ответственного отношения к результатам своей профессиональной деятельности. - Знакомство студентов с ролью учителя начальных классов в образовательном процессе.
- Знакомство с инструментарием, методами организации и проведения анализа урока.
- Отработка умений составления «фотографии» и анализа уроков.
В ходе практики учащиеся выступают в роли наблюдателей.
Содержание практики:
- проведение структурного анализа уроков по различным учебным дисциплинам;
- определение цели и содержания обучения по учебным предметам начальной школы;
- наблюдение и анализ разных типов уроков по учебным дисциплинам начальной школы, обсуждение отдельных уроков в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, разработка предложений по их совершенствованию и коррекции;
- анализ методов и приемов обучения, используемых учителем на уроке;
- усвоение эффективности применения организационных форм и средств обучения;
- изучение процедуры оценивания учителем результатов практической деятельности обучающихся
Каждый день практики завершается подведением итогов.
Задание №1
Индивидуальный план прохождения практики
студента _____________________________________________________________________,
фамилия, имя, отчество
_______ курса __________ группы
специальности ________________________________________________________________
наименование специальности
База практики __________________________ ____________________________________
название учреждения/ организации
День практики | Наименование вида работы Ежедневно 6 академических часов | Отметка о выполнении /подпись методиста |
08.12. 2014 г. | ||
09.12. 2014 г. | ||
10.12. 2014 г. | ||
11.12. 2014 г. | ||
12.12. 2014 г. | ||
113.12. 2014 г. | ||
Руководитель группы студентов/
методический руководитель _____________________ ________________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Задание № 2
Проанализируйте урок по схеме
Цель посещения:
Дата:
Класс, учитель:
Количество учащихся в классе:
Присутствовали на уроке:
Тема урока:
Тип урока:
Дидактическая задача урока:
Цели урока (образовательная, воспитательная, развивающая):
Ведущие аспекты анализа урока
Ведущие аспекты анализа урока | Содержание наблюдения |
Содержание урока | Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника |
Методы обучения | Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели |
Формы обучения | 1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока. 2. Целесообразность использования предложенных заданий |
Результативность урока | Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока |
Практическая направленность урока | Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам |
Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности | 1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока 2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий) 3. Взаимопомощь |
Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока | Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные |
Гигиенические требования | Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы |
Выводы и рекомендации:
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 3
На основе изученного материала об особенностях организации и содержания урока, проанализируйте план-конспект занятия с позиции оценки правильности его структуры.
Тема занятия _________________________________________________________________
Цель ________________________________________________________________________
Задачи__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
№ | Анализструктуры урока | (макс. балл по критерию - 3) |
1. | Наличие основных этапов занятия | |
2. | Содержание этапов, их логическая последовательность | |
3. | Подготовка детей к предстоящему этапу, чёткость перехода от одного этапа к другому | |
4. | Методы и приёмы, используемые на отдельных этапах, их соответствие цели урока | |
5. | Продолжительность урока и его этапов | |
6. | Сочетание индивидуальных и фронтальных форм работы на уроке |
0 баллов – критерий не представлен; 1 балл – критерий представлен частично; 2 балла – критерий представлен на допустимом уровне; 3 балла – критерий полностью представлен
Заключение _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 4
Схема структурного анализа урока
· Тип и структура урока:
тип, структура урока, его место в системе уроков по теме;
тема, цели урока (образовательные, развивающие, воспитательные), дидактические задачи на отдельных этапах;
дозировка времени.
· Содержание и методика повторения учебного материала:
полнота и глубина проверки;
методика повторения, дифференциация заданий;
охват учащихся проверкой, занятость класса;
объективность оценки, аргументация отметки.
· Работа над новым учебным материалом:
требования программы;
научность, связь с жизнью, систематичность, доступность, соотношение в учебном материале главного и второстепенного,
соответствие материала образовательным, развивающим и воспитательным задачам урока.
· Методы обучения:
оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими материалами; целесообразность их применения;
обоснованность применяемых методов;
активизация познавательной деятельности учащихся;
использование методов проблемного обучения;
сочетание фронтальной и индивидуальной форм работы с учащимися;
самостоятельная работа учащихся;
методика контроля и учета знаний учащихся в процессе изложения нового материала.
· Усвоение нового материала:
отбор материала для формирования знаний, умений и навыков;
самостоятельная работа при закреплении;
обратная связь — оценка ответов учащихся.
· Задание на дом:
объем, характер материала, его посильность;
наличие и характер инструктажа;
дифференцированность задания.
· Характер деятельности учителя:
уровень педагогических требований к работе учащихся, к развитию их речи, мышления;
речь учителя, стиль его поведения, взаимоотношения с учащимися.
· Результаты урока:
подведение итога урока;
выполнение намеченного плана урока.
Задание № 6
Анализ проведения урока с позиций здоровьесбережения
Педагогу в организации и проведении урока необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе (кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. (норма - 4-7 видов за урок; частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий);
3) среднюю продолжительность и частоту чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма -7-10 минут);
4) число видов преподавания: словесный, наглядный, аудио - визуальный, самостоятельная работа и т.д. (норма — не менее трех);
5) чередование видов преподавания (норма - не позже чем через 10-15 минут);
6) наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся; это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор способа действия, выбор способа взаимодействиям свобода творчества и т.д.); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.
В конце урока следует обратить внимание на следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени, затраченного школьниками на учебную работу (норма - не менее 60 % и не более 75-80 %);
15) момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности - определяется в ходе наблюдения по возрастанию двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
- быстрый темп, «скомканность», нет времени на вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего задания;
- спокойное завершение урока: учащиеся имеют возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на дом, попрощаться с учащимися.
Задание № 7