Тенденции развития литературы 1920-х годов




Практическое занятие

Обзор литературы 1920-х годов

Краткая характеристика литературы 1920-х годов

Октябрьский переворот призвал литературу на службу революции. На этот призыв откликнулись немногие. Большинство литераторов выступило с разоблачением большевистского заговора, направленного против русского народа. В своих произведениях они ставили и решали вопросы, которые сохранили свою актуальность на протяжении всей истории развития русской литературы ХХ века.

Это взаимоотношения революции и человечности, политики и нравственности, проблема кризиса традиционного гуманизма и рождение «нового человека», проблема технической цивилизации и будущего, судьба культуры в эпоху революционной ломки, проблема народного характера, проблема ограничения и подавления личности в новых условиях.

 

Важнейшие литературные объединения

РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей) считала себя ведущей силой в литературе. Критические статьи в рапповском журнале «На посту» в среде писателей окрестили «напостовской дубинкой».

В группу «Перевал» объединились «попутчики». Отправной точкой художественного творчества они считали не революционную идеологию, а «непосредственные впечатления», «интуицию» писателя.

«Серапионовы братья» не поддержали агитационности и плакатности, присущих литературе тех лет. Они искали новую художественную форму и пытались выйти на познание общечеловеческих нравственных ценностей.

Участники группы «ЛЕФ» горячо поддержали идеи революции. Вследствие этого они недооценивали классическое наследие, считали писателя лишь исполнителем «социального заказа» властей.

 

Размежевание писателей по политическим признакам

Исход большой части русских писателей за рубеж также способствовал размежеванию в писательской среде и возникновению различного рода объединений, тем более, что по этому параметру в 20-е годы между двумя ветвями литературы шло своего рода соревнование.

В Париже в 1920 году выходил журнал «Грядущая Россия» (1920), связанный с именами М. Алданова, А. Толстого. Мережковский и Гиппиус в Париже создали литературно-философское общество «Зеленая лампа» (1926).

В Берлине М. Горький издавал журнал «Беседа» (1923–1925), где печатались А. Белый, В. Ходасевич.

В Праге издавались журналы «Воля России» (1922–1932), «Своими путями» (1924–1926).

Революция породила политическое размежевание в писательской среде. Писателей начинают оценивать не по их значимости и не по художественной ценности их произведений, а по политическим убеждениям.

Те, кто поддержал идеи Октября, стали именоваться советскими писателями. Ведущими мастерами в этом ряду проявили себя А.М. Горький и В.В. Маяковский. Другие литераторы отказались от создания од большевизму (Ф. Сологуб, Е. Замятин, А. Ахматова, И. Бунин, И. Шмелев).

 

Тенденции развития литературы 1920-х годов

Использование форм деловой речи.

В. Маяковский «Приказ по армии искусства». Д. Бедный «Манифест барона фон Врангеля».

 

Газетные и фольклорные жанры в литературе.

Фельетон, репортаж, интервью выступают в художественной литературе как равноправные литературно-художественные формы. Н. Асеев «Литературный фельетон». В. Луговской «Реклама зубного порошка» и т.д.

Для агитационных целей часто использовались жанры фольклора: дума, песня, сказание, частушка.

 

Эксперименты в сфере художественной речи.

В литературе рассматриваемого периода встречался так называемый «орнаментальный стиль». Слово «орнамент» в буквальном переводе на русский означает «украшение».

Многие писатели послереволюционных лет, пытаясь представить жизнь эпически возвышенно, прибегали к сказовому, узорчатому, праздничному языку. Вот как, к примеру, начинается повесть Б. Лавренева «Сорок первый» (1924): «Сверкающее кольцо казачьих сабель под утро распалось на мгновение на севере, подрезанное горячими струйками пулемета, и в щель прорвался лихорадочным последним упором малиновый комиссар Евсюков».

 

Воспроизведение исторических событий.

Кто-то славил революционную действительность, кто-то проклинал ее, но интерес именно к исторической современности оказался единым.

 

С восторгом повествовали о Великом Октябре и деяниях Красной Армии в годы гражданской войны Д. Фурманов, А. Серафимович, А. Фадеев.

 

С противоположных позиций выступали И. Бунин, А. Аверченко, А. Ахматова, И. Шмелев.

 

Поэтизация «железного потока» революции и гражданской войны.

Ведущей в произведениях такого рода становилась нравственная проблема взаимоотношения «героя» и «массы». Героем выступал большевик-ленинец, который ценой неимоверного личного напряжения превращал отсталую народную массу в сознательный коллектив борцов за идеи коммунизма.

Революционное насилие и принципы гуманизма.

В произведениях, прославляющих классовую борьбу, доказывалась человечность такого насилия, поскольку целью его является счастье человечества. Характерна сцена из романа А. Фадеева «Разгром» (1927), в которой командир партизанского отряда Левинсон приказывает отобрать у встреченной партизанами семьи корейца свинью, обрекая тем самым несчастных мирных жителей на голодную смерть.

 

Левинсону необходимо «сохранить отряд как боевую единицу». Отряд продолжит борьбу с врагами революции, то есть будет утверждать всемирную справедливость.

 

Сложная картина общественной жизни времен Гражданской войны.

Героическое и трагическое переплетается в судьбе многих из изображенных в книге И. Бабеля «Конармия» (1924).

 

Герой вошедшей в «Конармию» новеллы «Соль» Никита Балмашев, солдат революции, убивает женщину, которая для того, чтобы попасть в красноармейский вагон, завернула в пеленку куль соли и выдала сверток за грудного ребенка. Но ранее именно Никита пустил женщину в вагон, уважая в ней мать с ребенком.

 

Изображение революции и Гражданской войны как общероссийского апокалипсиса.

Такой виделся октябрьский переворот писателям русского зарубежья.

Действие повести В. Набокова «Машенька» (1926) происходит в Берлине начала 20-х годов, в среде русских эмигрантов. Перед читателем проходит ряд несчастных жертв революционной бури. Их судьбы изломаны Октябрем, они не прощают большевикам своего вынужденного расставания с родиной.

 

Горечь по поводу революционных событий звучит в книге И. Шмелева «Солнце мертвых» (1923). В этом произведении описана голодная жизнь в Крыму начала 20-х годов. «Обновители жизни» (большевики) представлены как некие адские силы, не ощущающие своей причастности к миру живых душ. Книга «Солнце мертвых» переполнена картинами ужасной жизни при «старьевщиках».

 

Облик гражданской войны воплощен в романе М. Булгакова «Белая гвардия» (1924). Название этого произведения служит ключом к расшифровке его нравственного содержания.

Белая гвардия – не только принятое в истории военное понятие, но и символ порядочности, чести, совести.

 

Место интеллигенции в жизни общества.

В пьесе К. Тренева «Любовь Яровая» (1926) героиня не просто признает большевиков, но и помогает им найти и арестовать ее мужа – Михаила Ярового. Так же поступает и Татьяна Берсенева в пьесе Б. Лавренева «Разлом» (1927). Она раскрывает белогвардейский заговор, возглавляемый ее мужем – офицером Штубе.

 

Наиболее популярными созданиями А. Грина этого времени являются его повести «Алые паруса» (1923), «Блистающий мир» (1923). В каждом из этих произведений представлены взаимоотношения мечты и реальности. В «Алых парусах» мечту воплощают Ассоль и ее любимый Грей, в «Блистающем мире» – человек-птица Друд и девушка Тави.

 

Лирико-романтическое начало в литературе рубежа 20-30-х годов в сравнении с предшествующим временем оказывается оттесненным на второй план. Даже в поэзии, всегда склонной к лирико-романтическому восприятию и изображению действительности, в эти годы доминирующее место начинают занимать эпические жанры.

 

Таким образом, основными чертами русской литературы 1920-х годов были:

· воздействие событий революции и гражданской войны на литературное творчество;

· борьба с классическими тенденциями;

· приход в литературу новых авторов;

· формирование эмигрантской литературы;

· тенденции к многовариантному развитию литературы в начале периода;

· нарастание негативных тенденций в конце периода.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: