Примерная схема составления психолого-педагогической характеристики класса




I. Общие сведения о классе

Состав класса, количество мальчиков и девочек, возрастной состав, количество учащихся из полных и неполных семей; история создания класса существует с момента обучения в 1классе, были ли слияния с другим классным коллективом; имела ли место смена классного руководителя.

II. Содержание и характеристика деятельности.

1.Учебная деятельность: общая характеристика успеваемости, преобладающие мотивы учебной деятельности. Основные познавательные потребности, увлечения, склонности, любимые предметы. Специализация способностей. Основные профессиональные планы (намерения).

Характеристика отношения к изучаемым предметам. Одаренные учащиеся, школьники с пониженной обучаемостью. Взаимопомощь в учебной деятельности.

2. Внеучебная деятельность. Интерес учащихся к общественной деятельности, искусству, литературе, музыке. Основные виды и формы внеучебной деятельности: посещение театра, кино, экскурсии, развлекательные мероприятия и степень участия учащихся в их подготовке и проведении. Совместное проведение свободного времени. Роль актива класса, классного руководителя в организации внеучебной деятельности. Участие класса в жизни школы. Связь с другими коллективами. Общественно-полезный труд: участие в самообслуживании и других видах трудовой деятельности. Обучение в УПК: избранные профессии, активность и заинтересованность учащихся.

III. Структура класса.

1. Формальная: избранный актив и его характеристика. Лидеры и их влияние на коллектив Характеристика личностных качеств лидеров. Стиль руководства (авторитарный, демократический, либеральный). Влияние актива на жизнь класса.

2. Неформальная: неофициальный актив класса. Лидеры, отверженные. Причины их появления. Взаимосопоставление официального и неофициального активов. Группировки в классе. Дружеские пары. Причины появления и их взаимодействие.

IV. Характеристика взаимоотношений.

Деловые, личные взаимоотношения. Проявление взаимопомощи, коллективизма, гуманизма. Негативное проявление взаимоотношений. Критика и самокритика в классном коллективе. Проявление дружбы и товарищества. Половая дифференциация: отношения между мальчиками и девочками (отношения положительные, индифферентные, отрицательные). Проявление эмпатии в отношениях школьников. Возможные пути межличностных взаимоотношений.

V. Психологическое единство класса.

Групповые интересы, цели и задачи. Характеристика групповых норм, традиций. Степень принятия групповых норм членами коллектива. Коллективная идентификация. Привлекательность совместных действий для учащихся.

Сплоченность класса. Интенсивность взаимодействий в классе. Ценностно-ориентационное единство класса (совпадение оценок, установок и позиций по отношению к значимым объектам). Ответственность за результаты совместных действий.

Принятие групповых решений. Использование метода групповых дискуссий. Конфликты в коллективе. Причины их возникновения и характер разрешения.

VI. Личность ученика в классе.

Референтность школьного класса для учащихся. Осознание групповой принадлежности (чувство «мы»). Эмоциональное самочувствие учащихся в классе (психологический комфорт). Основная атмосфера школьного класса, определяющая самочувствие личности учащихся (поддержка, одобрение или угроза). Примеры положительного и отрицательного влияния класса на личность учащихся.

Учет индивидуальных интересов и способностей в коллективной деятельности. Соответствие ожиданий учащихся и требований класса.

VII. Педагогическое руководство классом.

Классный руководитель и его основные профессионально-личностные особенности. Индивидуальный стиль деятельности классного руководителя. Позиция классного руководителя (над коллективом, «внутри» коллектива). Стиль руководства классным коллективом (авторитарный, демократический, попустительский). Содержание и характер общения с учащимися. Авторитет классного руководителя, отношение к нему коллектива. Классный руководитель и детское самоуправление в коллективе. Отношение классного руководителя с другими учителями, работающими в классе.

VIII. Общие выводы.

Определение задач дальнейшего развития классного коллектива. Основные пути их решения. Психолого-педагогическое обоснование студентом воспитательной работы. Психолого-педагогическая эффективность проведенной работы. Характер отношений с коллективом. Характер и содержание общения. Самоанализ деятельности студента в качестве классного руководителя по руководству коллективом.

Примерные планы анализа урока

Вариант 1. План поэтапного анализа урока

1. Общие сведения: дата проведения, школа, класс; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

2. Начало урока, объяснение целей, задач урока.

3. Психологическая подготовка учащихся к усвоению нового материала: проверка домашнего задания; актуализация прежних знаний, повторение ранее изученного.

4. Изучение нового материала, показ образца применения теории.

5. Проверка усвоения учащимися нового материала.

6. Закрепление (упражнения, творческие задания, повторение нового материала).

7. Домашнее задание (инструктаж, дозировка, индивидуализация).

8. Подведение итогов урока. Комментирование и оценка успехов и неудач учащихся на уроке; анализ того, в какой мере достигнуты обучающая, развивающая и воспитательная цели урока.

9. Учитель на уроке, особенности его обучающих действий, стиля отношений с учащимися, умение наладить педагогическое сотрудничество. Культура поведения и личный пример на уроке.

10. Общие выводы, оценка деятельности учителя на уроке, предложения и пожелания по ее совершенствованию.

 

Вариант 2. План обобщенного анализа урока

Общие сведения: дата проведения, школа, класс; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет. Тема, цели урока.

1. Тип, структура и этапы урока; организация деятельности на каждом этапе. Рационально ли распределено время на уроке с точки зрения реализации его задач?

2. Содержание урока и его дидактическая проработка. Научность, доступность, внимательность его содержания. Соотношение фактов и выводов, теоретического и практического материала.

3. Методические средства, технические средства и средства наглядности на уроке элементы индивидуализации и дифференциации обучения, коллективной учебной деятельности, сочетание работы учащихся с учителем и самостоятельной работы.

4. Учащиеся на уроке: степень их активности, проявление любознательности, их поведение на уроке, удовлетворенность уроком; приемы предупреждения утомления и поддержания работоспособности учащихся.

5. Результатыурока: степень достижения обучающих, развивающих и воспитательных целей урока.

6. Учитель на уроке: характеристика учителя и его деятельности на уроке. Роль учителя в учебном процессе: общая и речевая культура, поведение, стиль отношений с учащимися, педагогика сотрудничества.

7. Общаяоценка урока, выводы, предложения и пожелания по совершенствованию урока.

 

Вариант 3. План тематического анализа урока

Тема анализа: Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке.

Общие сведения: дата проведения урока; школа, класс, количество учащихся; фамилия, имя, отчество учителя (практиканта); учебный предмет.

1. Тема и цели урока.

2. Тип, структура, этапы урока и их продолжительность (в минутах).

3. Приемы активизации прежних знаний учащихся и организация их преемственной связи с новым материалом.

4. Приемы постановки учебных задач и вопросов перед учащимися на разных этапах урока.

5. Характеристика и анализ проблемных вопросов, поставленных перед учащимися, ход рассуждений учащихся в поиске ответов на вопросы. В какой мере этот прием активизирует учащихся?

6.Занимательные задачи и вопросы учителя к учащимся. Придумывание учащимися аналогичных вопросов. Как относятся учащиеся к ним? Влияет ли этот прием на активное участие ребят в учебном процессе?

7. Вопросы и задания повышенной трудности для учащихся. Какая часть класса с ними справилась?Как развивал учитель познавательный интерес тех, для кого предложенные заданияоказались непосильными?

8. Сочетание конкретного и абстрактного материала на уроке. Связь теоретических знаний учащихся с практикой, прикладные знания. Способствует ли данный прием активизации мыслительной деятельности учащихся на уроке?

9. Приемы активизации мыслительной деятельности учащихся при выполнении ими самостоятельной учебной работы.

10. Приемы анализа и синтеза; обобщения и выводы в учебном процессе (на уроке).

11. Общая оценка урока с точки зрения развивающего обучения: что было удачно, что - нет. Пожелания и предложения учителю (практиканту) по совершенствованию урока.

 

Вариант 4. План анализа урока в опыте передовых руководителей школ.

Общие сведения об уроке.

1. Научно-теоретический уровень урока

2. Правильность и полнота определения образовательных и воспитательных задач урока.

3. Определение содержания учебного материала и методов его изучения.

4. Пути и обоснование средства, обеспечивающие развитие познавательных сил школьника: а) постановка учебной проблемы; б) система познавательных задач; в) выдвижение учащимися гипотез, проверка их правильности.

5. Использование на уроке различных источников знаний.

6. Актуализация ранее приобретенных учащимися знаний, связь обучения с жизнью.

7. Организация самостоятельной работы учащихся.

8. Методы и приемы развития познавательной активности и самостоятельности учащихся, которые применяет учитель в зависимости от используемых на уроке источников знаний.

9. Методика получения обратной информации (организация обратной связи).

10. Система учета и оценки знаний учащихся.

11. Индивидуальный подход к учащимся на уроке, приемы индивидуализации обучения.

12. Учебная деятельность учащихся на уроке.

13. Объем и характер домашнего задания.

14. Структура урока, его педагогическая целесообразность.

План анализа педагогической ситуации

1. Уясните педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ситуацию с точки зрения формирования личности ребенка, его жизненного опыта, взглядов, позиции (что произошло, кто участвовал в событии, где оно произошло и т.д.).

2. Вычлените педагогическую проблему - реально существующее или назревающее противоречие в формировании личности ребенка, к которому ведет описанная ситуация. Выясните или предположите истоки этого конфликта.

3. Определите педагогическую цель (планируемый результат, которого хотелось бы достичь в данной ситуации).

4. Сформулируйте несколько (пять-шесть) вариантов решения конфликта, эффективного поведения педагога в этом случае.

5. Выберите и обоснуйте оптимальный вариант педагогической деятельности в данной ситуации.

6. Определите критерии достижения и методы оценки планируемого результата.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: