Диагностика и развитие двигательной памяти
Общая характеристика
Двигательная память обеспечивает запоминание, сохранение и воспроизведение движений и действий человека. Без нее невозможно формирова ние двигательных навыков, а следовательно, и успешное выполнение деятель ности. Поэтому ее диагностика актуальна для представителей различных про фессий и различных возрастных групп.
По справедливому мнению Е.П.Ильина, целесообразно развести два по нятия: двигательная память и память на движения. Двигательная память – это память на кинестетические (проприорецептивные) ощущения. Память на дви жения - полимодальное запоминание движений с участием зрительной, слухо вой, тактильной, вестибулярной и двигательной памяти. Сказать, что причи ной забывания усвоенных движений является недостаточная прочность двига тельной памяти, при существующем двояком ее понимании, значит ничего не сказать, а заявлять, что успешность запоминания движений зависит от успеш ности запоминания основных параметров движений, значит сказать только по ловину правды (Г.Б.Мейксон, 1966).
Конечно, двигательная память влияет на уровень проявления памяти на движения, являясь составной частью последней. Но первая несводима к по следней и нельзя рассчитывать на успешное освоение новых движений только за счет использования двигательной памяти.
В ряде работ двигательная память справедливо связывается с памятью на последовательность движений, причем предполагается, что это память не произвольная, а ее физиологическим механизмом является формирование ди намического стереотипа. Отсюда и представления о памяти как привычке, как двигательном механизме, позволяющем пианисту исполнять музыкальные произведения в темноте, женщинам вязать без зрительного контроля и т. д. За счёт динамического стереотипа образуется «кинетическая мелодия», когда «ноги или руки как бы сами вспоминают, какие движения необходимо выпол нить» (Венгер Л.А., Мухина В.С.,1988), ведь согласно представлениям о дина мическом стереотипе конец одного движения служит сигналом для начала следующего. Такую память тоже относят к двигательной памяти, поскольку она основана на проприорецептивных сигналах.
На приборе «Активациометр» диагностируется двигательная память как память на кинестетические (проприорецептивные) ощущения. Диагностика осуществляется на кинематометре с помощью методики Е.П.Ильина (1981).
Процедура диагностики на приборе модели «АЦ-9К»
Из главной формы программы «Активациометр универсальный» осу ществите выбор диагностики. В меню «Переход к диагностике» выберите «Диагностика психических процессов» и далее – «Двигательной памяти». По сле этого появляется экранная форма с титульной надписью «Диагностика двигательной памяти».
Для начала процедуры диагностики следует нажать кнопку "Начать". В результате будет выведено сообщение, предлагающее развести до краёв пол зунки линейки, установив их таким образом в исходное состояние. До разве дения ползунков кнопка "Ок", закрывающая это диалоговое окно, не будет ак тивирована и нажать её будет невозможно. После разведения ползунков в разные стороны до упора она станет доступной. После её нажатия диалоговое окно исчезнет и опять появится окно диагностики. Надпись на кнопке "На чать" сменится на "Далее>>".
Посадите испытуемого лицом к столу и при необходимости отрегули руйте высоту стула, на котором он сидит (особенно для ребенка).
Прибор расположите на столе прямо перед испытуемым. Затем поверни те прибор против часовой стрелки на 45 градусов. Испытуемый помещает предплечье правой руки на ручку и панель прибора по центру (между парами пластинчатых электродов) и обхватывает левый ползунок кинематометра большим и указательным пальцами. Проследите, чтобы его рука была в удоб ном положении, аналогичном положению при письме.
Затем испытуемый проводит несколько пробных перемещений ползунка на произвольно выбранные отрезки, как с открытыми глазами, так и с закры тыми. Он должен почувствовать ход ползунка, дистанции его перемещений, запомнить масштаб шкалы и оценить удобство принятой позы. Движения ру кой выполняются плавно, без резких остановок и рывков, в удобном для ис пытуемого темпе.
Испытуемый визуально запоминает масштаб линейки кинематометра и затем закрывает глаза.
Взяв кисть руки испытуемого, передвиньте ее (вместе с ползунком) от крайнего левого положения вправо на 30 — 40 делений и предложите ему за помнить это движение. Затем отпустите руку испытуемого и, для занесения положения ползунка в таблицу, нажмите кнопку "Далее>>".
Испытуемый с закрытыми глазами вначале перемещает ползунок до упора влево, а затем передвигает его на задаваемый интервал (т.е. на то же место) с максимально возможной точностью. Нажмите кнопку "Далее>>" для ввода данных о положении ползунка с прибора.
4. Данную процедуру (задание экспериментатором и воспроизведение ин тервала испытуемым) повторите пять раз. Не забывайте для течения нормаль ного хода эксперимента нажимать кнопку "Далее".
Повторите данную процедуру еще пять раз при задаваемом интервале в диапазоне от 120 до 130 делений. Затем повторите данную процедуру еще пять раз при задаваемом интервале в диапазоне от 220 до 240 делений.
При вводе ошибочных данных можно вернуться на один или несколько шагов назад, нажимая кнопку "<<Назад". После ввода всех необходимых экс периментальных данных в нижней части окна диагностики показываются ре зультаты расчёта.
Обработка результатов
Обработка результатов осуществляется программой автоматически или диагностом в ручном режиме по следующему алгоритму:
1. На основании данных таблицы 2.29 вычисляется среднеарифметиче ская величина отклонений (Асред.) для каждого диапазона интервалов по формуле:
Асред | А 1 А 2 А 3 А 4 А 5 | (2.29), | |
h | |||
где: Асред. — среднеарифметическая абсолютная величина отклонений интервалов, h — число процедур (равное пяти).
Аналогичным образом вычисляется среднеарифметическая величина задаваемых интервалов (Мсред.) для каждого диапазона интервалов.
Далее вычисляется относительная (процентная) величина отклонения для каждого диапазона интервалов по формуле:
В | Асред | 100% | (2.30), |
Мсред |
где: В - относительная величина отклонений интервалов, Асред — среднеарифметическая величина отклонений интервалов,
Мсред - среднеарифметическая величина задаваемых интервалов для каждого диапазона.
4. Используя результаты предыдущего пункта, высчитывается показатель Вобщ. как среднеарифметическая величина отклонений из трех относитель ных (процентных) величин для разных диапазонов интервалов.