Тема: «Цель и задачи социологического исследования»
(2 часа)
Цельлабораторной работы – формулировка цели социологического исследования и разработка списка задач.
Результат – определение цели и задач как своеобразных подцелей исследования (частных вопросов, на которые необходимо получить ответы).
Практические рекомендации:
1. Сделайте набросок «дерева целей» исследования, т. е. максимально подробно разверните цепочки задач, которые предстоит решать для достижения цели.
2. Проверьте, не связаны ли задачи, попавшие в разные «ветви», т. е. можно ли их решить оптимальным способом, пользуясь одной и той же информацией под разным углом зрения.
3. Проверьте, все ли задачи прямо связаны с целью исследования; задачи, которые косвенно связаны с целью, исключите.
Обратите внимание, что задачи исследования «разворачиваются» в последующем в несколько анкетных вопросов. Поэтому в рамках выполняемой Вами работы рекомендуется сформулировать от 3 до 5 задач.
Лабораторное занятие № 6.
Тема: «Объект социологического исследования»
(2 часа)
Цельлабораторной работы – описание проблемного объекта предстоящего исследования.
Результат – обоснование объекта исследования.
Практические рекомендации:
При определении теоретического объекта исследования необходимо указать то социальное явление, в рамках которого будет анализироваться выявленная социальная и научная проблема.
Социальные явления, в которых присутствует исследуемая проблема и по поводу которых отсутствует необходимое знание, могут быть разными.
Лабораторное занятие № 7.
Тема: «Предмет социологического исследования»
(2 часа)
Цельлабораторной работы – описание предметной области предстоящего исследования.
Результат – обоснование предмета исследования.
Практические рекомендации:
1. Постарайтесь найти время для знакомства с литературой по предмету исследования; это даст возможность не ограничиться «интуитивными» решениями в дальнейшей работе над программой.
2. При определении предмета исследования необходимо указать то внутреннее свойство или фактор формирования социального явления, выступающего в качестве объекта исследования, которое обусловливает возникновение исследуемой проблемы.
Лабораторное занятие № 8.
Тема: «Гипотезы в социологическом исследовании»
(2 часа)
Цельлабораторной работы – формулировка гипотез исследования.
Результат – основная гипотеза, соотнесенная с целью исследования (либо список гипотез, соотнесенных с задачами исследования).
Практические рекомендации:
Сформулируйте основную гипотезу исследования.
Обратите внимание, что Вам следует сформулировать основную гипотезу, соотнесенную с целью исследования. Более сложной является разработка нескольких гипотез, соотнесенных с задачами исследования.
Лабораторное занятие № 9.
Тема: «Основные понятия в программе социологического исследования»
(2 часа)
Цель лабораторной работы – логический анализ основных понятий и операционализация понятий.
Результат – построение схем: 1) структурное и содержательное определение понятий; 2) операциональное определение понятий.
Практические рекомендации:
Определите содержательный смысл основных понятий, входящих в формулировки задач исследования и формулировку гипотезы. Проведите эмпирическую интерпретацию и операционализацию этих понятий.
Лабораторное занятие № 10.
Тема: «Выборочный метод в социологическом исследовании»
(4 часа)
ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):
Обоснуйте выборочную совокупность собственного социологического исследования (размер генеральной и выборочной совокупностей, метод выборки, репрезентативность выборки).
КСР № 1 по теме лабораторного занятия
«Программирование социологического исследования»
(2 часа)
ЗАДАНИЕ (для письменного выполнения):
Схематично представьте принципиальную последовательность действий в процессе разработки программы исследования.
КСР № 2 по теме лабораторного занятия
«Выборочный метод в социологическом исследовании»
(2 часа)
Вопросы, вынесенные на КСР: Виды выборок: вероятностные (случайные) и целенаправленные (неслучайные, по усмотрению, качественные).
РАБОТА С ТЕКСТОМ
Изучите статью доктора социологических наук С.А. Шавеля «Концепция и алгоритм построения республиканской социологической репрезентативной выборки» (текст прилагается) и выпишите критерии, по которым строится республиканская выборка.
ПРИЛОЖЕНИЕ (текст приводится по: Социология: Учебное пособие и практикум / авт.-сост. С.В. Лапина – Минск: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2001. – с. 293–304).
2. Письменно выполните следующие тестовые задания:
1. Если механическая выборка в 250 элементов берется из остова выборки в 1500 элементов, интервал (шаг) выборки будет:
1) 12; 2) 6; 3) 15; 4) 20.
2. Квотной выборкой называется такой вид выборочной совокупности, при котором:
1) применяются процедуры поэтапного отбора объектов, причем совокупность объектов, отобранных на предыдущем этапе становится исходной для отбора на следующем;
2) отбираемые объекты представляют собой группы или кластеры более мелких единиц;
3) отбору предшествует процедура разделения исходной совокупности на статистически или качественно однородные подсовокупности.
4) выборочная совокупность формируется на основе статистических сведений об определенных (преимущественно социально-демографических) характеристиках генеральной совокупности;
3. Если вам необходимо произвести систематическую выборку объемом в 100 человек, а список генеральной совокупности насчитывает 12 967 человек, то шаг выборки будет равен:
1) 150; 2) 100; 3) 130; 4) 200.
4. Выборка, для которой все элементы генеральной совокупности имеют одинаковую и заранее известную вероятность быть отобранными в состав выборочной совокупности:
1) невероятностная выборка;
2) квотная выборка;
3) стихийная выборка;
4) вероятностная выборка.
5. Процесс отбора единиц наблюдения в состав выборочной совокупности по определенным правилам, определяемым целями и задачами исследования:
1) классификация;
2) группировка;
3) выборка;
4) ковариация.
6. Свойства выборки, которые позволяют ей выступать на момент опроса в качестве модели, представителя генеральной совокупности:
1) предубежденность;
2) реактивность;
3) репрезентативность.
4) операциональность;
7. Тип выборки, численность и состав которой формируются произвольно и часто независимо от самого исследователя:
1) выборка «снежного кома»;
2) стихийная выборка;
3) систематическая выборка;
4) квотная выборка.
8. Часть объекта исследования, которая локализована по времени и территориально и на которую распространяются все выводы:
1) каркас выборки;
2) генеральная совокупность;
3) выборочная совокупность;
4) проблемная группа.
9. Выборка, в которой респондентов по окончании интервью просят назвать дополнительных респондентов для последующих шагов:
1) стихийная;
2) выборка «снежного кома»;
3) систематическая;
4) квотная.
10. Выборка, для которой различные элементы генеральной совокупности имеют неодинаковые вероятности быть отобранными в состав выборочной совокупности:
1) выборка «снежного кома»;
2) стихийная выборка;
3) невероятностная выборка;
4) квотная выборка.
2. Выполните следующие задания для самостоятельной работы (ПИСЬМЕННО):
2.1. Какие преимущества имеет выборочное обследование в сравнении со сплошным?
2.2. Определите и обоснуйте, какие модели выборочных совокупностей, на ваш взгляд предпочтительнее при проведении:
- исследования общественного мнения жителей города Гродно о работе общественного транспорта;
- исследования потребительского поведения жителей микрорайона Девятовка г. Гродно;
- исследования отношения студентов к телевизионной рекламе;
- исследования электорального поведения жителей Гродненской области.