Визитная карточка музея
«МУЗЕЙ–КВАРТИРА А. А. БЛОКА»
(ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО МУЗЕЯ ИСТОРИИ САНКТ–ПЕТЕРБУРГА),
г.Санкт–Петербург, ул. Декабристов, д. 57
Литературно–мемориальный музей. Первый музей, посвященный А. А. Блоку — центральной фигуре Серебряного века русской культуры. Открыт согласно решению Исполкома Ленинградского городского совета 25 ноября 1980 года, к столетию со дня рождения поэта.
Музей расположен в доме, где А. А. Блок провел последние девять лет жизни. Это дом № 57 по улице Декабристов (б. Офицерская), построенный в 1874—1876 годах по проекту архитектора М. Ф. Петерсона, принадлежавший купцу 1–й гильдии М. Е. Петровскому. А. А. Блок снимал квартиру № 21 на четвертом этаже с 6 августа 1912 по 23 февраля 1920 года, затем квартиру № 23 на втором этаже. Здесь он скончался 7 августа 1921 года.
Идея создания мемориального музея возникла сразу же после смерти поэта, но воплотить ее в жизнь удалось лишь спустя 60 лет. Произошло это во многом благодаря усилиям известных ленинградских литературоведов Д. Е. Максимова и В. Н. Орлова, московского литератора и издателя С. С. Лесневского, писателя К. М. Симонова. Институт русской литературы АН СССР (Пушкинский Дом) предоставил музею личные вещи Блока, благодаря чему в квартире № 21 воссоздана мемориальная обстановка.
В последней квартире поэта, № 23, расположена литературная экспозиция, рассказывающая об основных этапах жизненного и творческого пути А. А. Блока. В 2005 году она была обновлена.
С 2008 года в одном из залов работает экспозиция «Блок и его окружение», организованная по принципу открытого хранения музейных предметов. Она знакомит посетителей с кругом родных и друзей поэта.
Музей–квартира А. А. Блока принимает около 15 000 гостей в год. Посетителям предлагается групповая или индивидуальная обзорная экскурсия. Для тех, кто интересуется историей города, сотрудники музея проводят тематические пешеходные экскурсии из цикла «Прогулки по Коломне», а для желающих посетить основные места в городе, связанные с жизнью и творчеством поэта, разработана автобусная экскурсия «Петербург Блока».
Музей ведет активную выставочную работу. Временные выставки позволяют шире осветить мир одного из ее гениев переломной эпохи в истории России.
Отдельное внимание музей уделяет работе с детьми. Для юных посетителей от 5 лет и старше проводятся интерактивные занятия, помогающие соприкоснуться с миром поэзии и раскрыть собственный творческий потенциал.
Контактная информация
Музей открыт ежедневно, кроме среды с 11:00 до 18:00, касса – до 17:00 (вторник - до 17:00, касса – до 16:00)
Заказ программ: +7 (812) 713-86-31
Стоимость билетов на интерактивные занятия: 150 р. – школьники, 100 р. – дошкольники
Куратор проекта – Гондырева Ксения Евгеньевна (drevagon22@mail.ru, +7(904)332-32-92)
Описание проекта по поэме Двенадцать
«По следам двенадцати» (для 10-11 классов)
– Перед приходом в музей
Участники должны заранее познакомиться с текстом поэмы, освежить в памяти или познакомиться с информацией о революционных событиях октября 1917 года, узнать об отношении Блока к революции, об обстоятельствах, в которых писалась поэма. В этом помогут отрывки из дневников и записных книжек Блока 1917-1918 гг.
– В музее
Интерактивное занятие по поэме «Двенадцать» состоит из трех частей, на каждой из которых поэма рассматривается с разных ракурсов. Каждая часть проходит на новой «площадке».
Композиция, ритм
В начале занятия участники слушают «Двенадцать» в исполнении
В. Особика. После прослушивания предлагается поделиться своим впечатлением от поэмы. Задается вопрос о том, есть ли логика в ее построении. После краткого разбора по главам эта логика становится более-менее ясной. Участники получают задание нарисовать графическую схему поэмы. Рассматривается полифоничность поэмы: участники находят в ней мотивы частушки, романса, марша… Предлагаются к прослушиванию примеры этих жанров.
Персонажи, иллюстрации, критика
Обсуждения героев поэмы происходит в выставочном зале, посвященном «Двенадцати». Здесь обращается внимание на первые иллюстрации к поэме
Ю. Анненкова, зачитываются письма Блока к художнику о Катьке и Христе. Просматриваются иллюстрации к поэме разных авторов. Из них участники выбирают наиболее удачные.
На этом этапе участникам предлагается поделиться своими отзывами о поэме, если их первоначальное мнение изменилось. Затем прочитываются некоторые критические отзывы современников Блока. Задается вопрос о причине такого разнообразия оценок.
Символы и образы
О символическом строе поэмы предлагается поговорить в квартире, в которой она была написана. Участники находят в экспозиции свои ассоциации с образами поэмы (например: пепельница в виде таксы – голодный пес, символизирующий старый мир; розы на резной спинке дивана – розы на голове Христа; рабочая куртка от военной формы Блока – такие могли носить те двенадцать; поднос из разоренного блоковского имения – «нынче будут грабежи»…), происходит разговор о значении каждого из образов.
– После посещения музея
Участники создают свою музейную коллекцию. Варианты коллекций могут быть самыми разными. Например, продолжение символического и образного строя поэмы через предметы-ассоциации, создание «вещевого мешка» одного из двенадцати, коллекция звуков и музыки поэмы (вой ветра, марш, частушки, гимны…).
При необходимости можно обратиться за помощью к куратору проекта в музее (Гондырева Ксения Евгеньевна: drevagon22@mail.ru, раб. 713-86-16, моб. +7(904)332-32-92)
Проект «Литературный багаж» в нашем музее начнет свою работу с 1 декабря 2017.
Приложение 1