В учебных целях действие каждого фильма представлено в форме отдельных эпизодов (фрагментов). После каждого эпизода, посвященного отдельным аспектам рассматриваемой проблемы, обучаемым предлагается краткое теоретическое обобщение увиденного (теоретическая врезка).
Каждый видеокурс включает учебный видеофильм, пособие по теме курса и методическое руководство для преподавателей по проведению занятий. В методических материалах могут содержаться рекомендуемые упражнения, ролевые игры, учебные тексты, диалоги, темы для дискуссий, акценты на основные обучающие моменты, даже варианты тренинга с разбивкой по времени.
Учебные кино- и видеофильмы могут демонстрироваться как с использованием видео-, так и компьютерной техники. Организация использования кино- или видеофильма в обучении персоналом состоит из следующих компонентов, представленных на рисунке 6.17.
Рис. 6.17. Организация использования кино- и видеофильмов
в обучении персоналом
1. Правильный выбор фильма. При выборе фильма необходимо учитывать следующие факторы:
Провайдера | В определенной степени качество (и стиль) фильма соответствует имиджу компаний, которые занимаются производством и дистрибьюцией. Лучше брать фильм, выпущенный крупной, известной компанией (хотя и здесь принятые стандарты могут немного варьироваться). |
Качество фильма | Не обязательно, чтобы учебный фильм полностью соответствовал стандартам кино- и телефильмов. Однако некоторые наиболее простые характеристики учебного фильма могут оказаться весьма существенными. Такие фильмы более понятны зрителю и производят положительный обучающий эффект. |
Содержание фильма | Очень важно, как подается содержание фильма. Например, если авторы пытаются рассказать многое за короткий срок, фильм не принесет значительной пользы. Обучающий эффект снижается также в тех случаях, когда юмор заслоняет основное содержание. Немаловажное значение имеет и то, в какой мере фильм соответствует производственному контексту. |
2. Демонстрация фильма. Прежде всего, следует помнить, что показ фильма требует от преподавателя подготовки и активного участия. Большинство учебных фильмов предполагают сопутствующие или предварительные комментарии. Лучше всего, если фильм включается в учебное занятие, пусть даже и непродолжительное.
Как правило, в комплект с фильмом входят сопроводительные учебные материалы. Это может быть специальный буклет или руководство по применению, которые способны оказать некоторую помощь. Иногда в них говорится о том, с какой целью можно использовать фильм, о его роли в учебном процессе и т. д. Сопроводительные материалы могут:
· сообщать о тематике фильма;
· обобщать ключевые проблемы;
· излагать краткое содержание и основные принципы подачи материала;
· представлять вопросы для обсуждения;
· соотносить фильм с конкретной производственной ситуацией.
Планируя показ, преподаватель (инструктор, тренер) готовится к нему по следующей схеме, представленным на рисунке 6.18.
Рис. 6.18. Подготовка к занятиям с демонстрацией фильма.
При использовании фильмов в учебном процессе следуют иметь в виду, что некоторые фильмы сняты так, что их нужно показывать по частям; у других есть заключительная обобщающая часть, которая демонстрируется в конце занятия, чтобы еще раз вернуться к ключевым вопросам. Некоторые фильмы предназначены для индивидуального обучения (это особенно относится к фильмам, записанным на компьютерные диски). Кроме необходимого вступления и краткой беседы, может оказаться полезным индивидуальный просмотр фильма. В зависимости от характера фильма, можно использовать различные формы обучения.
3. Использование юмористических эпизодов в фильмах. Многие фильмы сняты в юмористическом ключе. Юмористические эпизоды в фильмах активизируют зрителей. Юмор позволяет лучше запоминать содержание фильма и облегчает обучение, а все, что помогает обучению, следует признать полезным. Однако в некоторых случаях возникает опасность, что чрезмерное количество юмора заслон яет содержание фильма и ослабляет, а не усиливает его обучающее воздействие.