Тема: Общество и человек.
Понятие общество употребляется в широком и узком смыслах.
В широком смысле:
Общество- это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.
В узком смысле:
Общество - это совокупность людей по каким-либо признакам.
Общество - Этап в истории человечества (первобытное общество, рабовладельческое и т.д.)
Вопрос к ученикам.
Скажите, может ли человек развиваться вне общества?
-нет только в обществе человек может удовлетворять свои материальные и духовные потребности. А так же в обществе между людьми складываются общественные отношения.
Общественные отношения -это отношения, которые складываются между членами различных социальных групп.
Общество не только возникает с появлением человека, но и развивается вместе с ним, а значить общество- это динамическая система.
В обществе имеются подсистемы(части системы)
Сферы общественной жизни
Политическая Государство и органы государственной власти (президент, правительство, партии, армия, полиция, налоговая и таможенная службы) |
Экономическая (товары, услуги, предприятия(фирмы), процесс производства. |
Духовная (мораль, культура, наука, образование, искусство и религия) |
Социальная Взаимодействие различных социальных групп, слоев населения, личность. |
Все общества можно поделить на 3 исторических типа:
1. Доиндустриальное (традиционное или аграрное) –люди заняты в сельском хозяйстве, преобладает ручной труд, примитивные орудия труда, общинный уклад жизни, низкая социальная мобильность, культурная отсталость.
2. Индустриальное – люди заняты в промышленном производстве,развитие частной собсбвенности, преобладает машинный труд, рост числа городов и городского населения, коллективные ценности, средняя социальная мобильность, светская жизнь и культурное развитие.
3. Постиндустриальное – люди заняты в основном в сфере услуг и информации, преобладают информационные технологии, компьютеризация и автоматизация труда, ценность личности, права и свободы человека, высокая социальная мобильность, влияние средств массовой информации.
(социальная мобильность -изменение положения человека или группы в обществе)
Взаимодействие общества и природы
Важно осознать, что общество и природа взаимосвязаны, влияют друг на друга.
Природа- это естественная среда обитания человека.
Отличия общества от природы
-творит культуру
-развивается под влиянием деятельности человека.
Отличие природы от общества
-способна развиваться независимо от человека
-обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека
Человек.
Человек -существо биосоциальное, т.е. в нем переплетается социальное и биологическое.
Индивид -это представитель человеческого рода, обладающий уникальными природными чертами. (один из людей; единичный)
Индивидуальность –неповторимость, самобытность, богатство внутреннего мира, черты, свойственны только определенному человеку.
Личность -это человек как социальное существо с присущими ему чертами и отношениями, проявляющимися во взаимодействии с людьми.
Социализация – это процесс становления личности
Агенты социализации
1. Семья
2. Образование
3. Профессии
4. Социальное окружение
5. Государство
6. СМИ
7. Самовоспитание
Основные отличия человека от животного
1. Мышление и членораздельная речь
2. Сознательная целенаправленная творческая деятельность
3. Человек творец культуры
4. Способность изготавливать орудия труда и использовать их.
Деятельность человека.
Деятельность –это человеческая активность, направленная на достижение поставленной цели. В результате деятельности он преобразует и природу и общество.
Структура деятельности
1. Субъект деятельности (тот, кто осуществляет деятельность)
2. Объект деятельности(то, на что она направлена)или (на что направлено ваше внимание.
Объектом могут быть не только предметы, но и люди(преподаватель обучает учащихся).
Человек начиная любую деятельность ставит перед собой цель.
Цель -то, что ожидается нами в результате деятельности.
Мотив- то, что побуждает нас к действию. (Вася читает газету(действие), чтобы узнать новости спорта(мотив).
Деятельность человека направлена на удовлетворение потребностей.
Три группы потребностей (или классификация потребностей):
1. Биологические (еда, сон, воздух, вода и т.д.. Они являются врожденными, сближают нас с животными)
2. Социальные (общение, самореализация, самоутверждение)
3. Духовные (потребности в познании окружающего мира и самого человека)
Подобная классификация не единственная. Американский психолог А. Маслоу.
1. Физиологические (пища, дыхание, движение)
2. Экзистенциальные(в безопасности, комфорте, уверенности в завтрашнем дне)
(1,2 – врожденные потребности)
3. Социальные (в общении, в заботе о других, в понимании)
4. Престижные (эгоистические) –в самоуважении, достижении успеха, признании
5. Духовные (самоактуализация, самовыражение)
(3-5 –приобретенные)
Основные виды деятельности - Труд, игра, учение.
Виды деятельности – практическая, духовная (связана с изменением сознания людей), разрушительная (войны, акты вандализма, врубка лесов), трудовая, образовательная, творческая и др.
Творческая деятельность -направлена на создание чего-нибудь нового.
(помогает нам творить-воображение, фантазия, интуиция)
Трудовая деятельность – это деятельность, которая направлена на получение заведомо полезного результата.
Игровая или досуговая деятельность - ориентирована не столько на результат, сколько на сам процесс-развлечение, отдых.
Учёба -это вид деятельности целью, которого является приобретением человека знаний, умений, навыков.
Социальные и межличностные отношения человека. Общение.
Социальные отношения- это отношения между руководителем и подчиненным.
Формы социальных отношений: односторонние (скрытые, открытые конфликты), взаимные (доступная и ясная социальная действительность).
Межличностные отношения - отношение между друзьями.
Общество представляет собой совокупность социальных групп.
Социальная группа - группа людей, выделенных по социально значимым признакам.