ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕНТОВ
С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНЫХ И ВНЕУЧЕБНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВУЗЕ
Изучены разновидности и состояние различных форм физкультурно-спортивной деятельности в вузе с целью повышения их
эффективности в реализации основных задач физического воспитания студенческой молодежи. Впервые рассматривается воз-
можность внедрения в педагогическую практику технологий общественно-самодеятельных форм физического воспитания
студентов (на примере туристской деятельности). Показано, что содержание технологий учебной и внеучебной форм физкуль-
турно-спортивной деятельности в вузе должно обеспечивать студентам широкий и свободный выбор ее средств, методов и ви-
дов, возможность проявления в них творческой индивидуальности и полноценной самореализации.
Ключевые слова: технологии; учебные и внеучебные формы занятий; курс спортивного совершенствования; физкультурно-
оздоровительная и спортивно-массовая работа; общественно-самодеятельные формы физкультурных занятий; физкультурно-
спортивная деятельность; физическая подготовленность; физическое развитие; мотивация.
Современная социально-экономическая ситуация и
состояние здоровья населения России требуют анализа
теоретических положений и практического опыта в
вопросах физического воспитания молодого поколения
и формирования здорового образа жизни. Существую-
щая система физкультурно-спортивной деятельности в
вузе с ее учебной и внеучебной формами организации
и управления, на деле лишь декларируя их единство, к
сожалению, не решает в оптимальном объеме проблем
физической подготовленности, состояния здоровья и
формирования здорового образа жизни студентов.
По данным исследователей [1–3 и др.], активное об-
ращение студентов к внеучебным формам физкультур-
но-спортивной деятельности в течение всего периода
обучения в вузе в различных регионах РФ составляет
примерно от 7 до 10%. Многолетние медицинские об-
следования студентов 1–3-х курсов Томского государ-
ственного университета, охваченных процессом физи-
ческого воспитания, показали, что число респондентов,
отнесенных по состоянию здоровья к числу освобож-
денных от занятий физической культурой, специальной
медицинской группе и имеющих хронические заболе-
вания, колеблется в разные годы от 25 до 45%. Причем
этот процесс имеет тенденцию роста [3, 4 и др.].
Структура физкультурно-спортивной деятельности
в вузах располагает целым комплексом направлений
двигательной активности (физическое воспитание, курс
спортивного совершенствования, физкультурно-оз-
доровительная и спортивно-массовая работа во вне-
учебное время, общественно-самодеятельные формы
физкультурных занятий и т.д.), которые в методологи-
ческом и организационном планах способны успешно
решать задачи оздоровления и физического совершен-
ствования студентов [5].
Однако в практическом плане эффективная реали-
зация всего комплекса средств физкультурно-спор-
тивной деятельности в настоящее время трудно выпол-
нима из-за целого ряда объективных и субъективных
причин научно-методического, информационно-
образовательного, организационного, пропагандист-
ского, кадрового, ресурсного, правового характера.
Одним из путей решения проблемы оптимизации дви-
гательной активности студентов является совершенст-
вование системы физического воспитания в вузе на
основе комплексного использования всех форм физ-
культурно-спортивной деятельности [3, 5]. Для реали-
зации этой задачи необходимы новые технологические
подходы, предполагающие построение адекватной мо-
дели физкультурно-спортивной деятельности, опти-
мально соответствующей требованиям студенческой
молодежи в удовлетворении двигательных интересов и
потребностей.
Цель исследования – разработка и внедрение в повсе-
дневную жизнь студентов технологий учебной и вне-
учебной форм физкультурно-спортивной деятельности.
Материалы и методы исследования. Исследование
выполнялось на кафедре физического воспитания и спор-
та факультета физической культуры Томского государст-
венного университета в период c 2005 по 2008 г. В педа-
гогическом эксперименте принимали участие 642 сту-
дента (362 мужчины и 280 женщин в возрасте 17–25 лет)
1–3-х курсов (в течение обязательного курса физического
воспитания) 22 факультетов ТГУ; использовались техно-
логии учебной и внеучебной форм физкультурно-
спортивной деятельности. Были сформированы 3 группы:
2 экспериментальных и 1 контрольная.
В первую экспериментальную группу входили сту-
денты, занимавшиеся физической культурой по разра-
ботанным программам технологий баскетбола и атле-
тической гимнастики.
Вторую экспериментальную группу составили сту-
денты, занимавшиеся физическим воспитанием по раз-
работанным авторами программам технологии общест-
венно-самодеятельных форм занятий. Анализировалась
деятельность четырех общественных физкультурно-
спортивных клубов ТГУ: экспедиционного клуба
«Скат»; туристского клуба «Берендеи»; спелеоклуба;
альпинистского клуба.
В контрольную группу вошли студенты, занимав-
шиеся по программе технологии общей физической
подготовки (ОФП).
На основании имеющихся теоретических данных и
практического опыта в реализации примерной программы
по дисциплине «Физическая культура» была разработана
комплексная технологическая модель физкультурно-
спортивной деятельности в вузе (рис. 1). В структуру мо-
дели были включены учебные программы и планы прове-
дения академических занятий по технологиям атлетиче-
ской гимнастики, баскетбола, ОФП, а также положения и
технологии факультетских, университетских и других
физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых
мероприятий, положения и технологии занятий различ-
ными видами туризма в общественно-самодеятельных
физкультурно-спортивных клубах ТГУ.
Рис. 1. Комплексная технологическая модель физического воспитания студентов
Двукратное ежегодное тестирование позволило
оценить эффективность учебных занятий в избранных
технологиях по видам спорта и двигательной активно-
сти, проанализировать результаты контрольных испы-
таний (показатели физической подготовленности перед
началом и после окончания учебного года), а также
определить уровень двигательной активности студен-
тов в течение трехлетнего периода обучения.
Результаты исследования. Внедрение разработанной
комплексной технологической модели физкультурно-
спортивной деятельности в повседневную жизнь студен-
тов позволило реализовать деятельностный подход к ос-
воению ценностей физической культуры и обеспечить
реальное включение занимающихся в процесс физкуль-
турного самообразования и самосовершенствования.
Реализация учебной формы физкультурно-спор-
тивной деятельности в вузе осуществлялась с исполь-
зованием технологий избранных видов спорта и обще-
физической подготовки в соответствии с требованиями
примерной программы дисциплины «Физическая куль-
тура» в рамках 408 академических часов. Внеучебная
деятельность студентов была представлена экспери-
ментальными технологиями спортивно-массовой, физ-
культурно-оздоровительной и общественно-самоде-
ятельной (на примере туристской деятельности) форм
физического воспитания.
После 3 лет занятий различными формами физкуль-
турно-спортивной деятельности по программам экспе-
риментальных технологий значительные успехи отме-
чены в формировании скоростно-силовых качеств
(темп прироста составил от 3,6 до 6,1%), силы (от 9,6
до 24,8%) и гибкости (от 6,8 до 18,4%). Выносливость
и быстрота являются более «проблемными» качествами
(темп прироста от 1,2 до 4,7% и от 0,2 до 2,9% соответ-
ственно), успешное формирование которых, по нашему
мнению, возможно лишь при условии вариативного
подхода в распределении количественных и качествен-
ных показателей объема и интенсивности физической
нагрузки в недельном цикле жизнедеятельности [6].
Значительные успехи достигнуты в развитии специаль-
ных физических качеств. Величины сдвига показателей
после окончания эксперимента у студентов обеих экс-
периментальных групп по сравнению с исходными
данными составили от 3,5 до 49,2%.
Физкультурно-спортивная деятельность
в вузе
Академические занятия по физическому воспитанию
Формирование физической культуры
личности студентов
Теоретический раздел по избранным направлениям
физической культуры
Внеучебные формы физического воспитания
в вузе
Физическое воспитание
и самовоспитание
Общеразвивающие
технологии
Спортивно-
видовые техно-
логии
Оздоровительные
технологии
ЛФК
Индивидуаль-
ные формы двига-
тельной активности
Общественно-
самодеятельные формы
двигательной
активности
Спортивное
совершенст-
вование
Массовые физ-
культурно-
спортивные ме-
роприятия
1-й этап – формирование мотивации
к занятиям физической культурой
2-й этап – формы реализа-
ции физкультурно-
спортивных интересов и
потребностей
3-й этап – достиг-
нутые результаты
В целом применение комплексной технологической
модели физкультурно-спортивной деятельности позволило
добиться положительных изменений в физической подго-
товленности студентов. За период эксперимента в 70%
показателей зафиксирован достоверный прирост результа-
тов (р<0,05), характеризующих развитие основных физиче-
ских качеств, и лишь в 3% отмечено их снижение.
У студентов, вовлеченных в различные формы физ-
культурно-спортивной деятельности, отмечается положи-
тельная динамика в формировании мотивационной сферы
(к 3-му курсу количество мотивов возрастает в 2 и более
раз), в показателях учебной деятельности [7]. Повышение
посещаемости занятий по физическому воспитанию (с
65,6% в начале до 93,5% к окончанию эксперимента) сви-
детельствует об успешном формировании позитивных
мотиваций к физкультурно-спортивной деятельности [2].
По нашим данным, до 40% студентов, принимавших уча-
стие в эксперименте, продолжали использовать в повсе-
дневной деятельности различные формы занятий физиче-
скими упражнениями и принимали активное участие в
физкультурно-спортивных мероприятиях факультетского,
общеуниверситетского, районного и других масштабов на
4–5-м курсах обучения.
Результаты педагогического эксперимента доказы-
вают, что высокая эффективность учебного процесса
возможна и при использовании общественно-самоде-
ятельных форм физического воспитания студентов. Рес-
понденты, занимавшиеся в общественно-самоде-
ятельных клубах, показали во многих тестах, характери-
зующих физическое развитие, лучшие результаты среди
всех участников эксперимента.
Это подтверждают и результаты ежегодных тести-
рований уровня физической подготовленности сту-
дентов, занимающихся в этих клубах. Показатели раз-
вития таких физических качеств, как сила, выносли-
вость, гибкость, в целом были выше, чем у их сокурс-
ников, занимающихся по программам технологий из-
бранных видов спорта (табл. 1–3). Это и не удиви-
тельно, поскольку программа занятий различными
видами туризма наряду с физическим совершенство-
ванием включает комплекс дополнительных меро-
приятий (психологические тренинги, технико-
тактическая подготовка, учитывающая внешние фак-
торы, например, тип скалы, страховку, погодные ус-
ловия а также состояние здоровья, умения и навыки
восхождения на скалу и т.д.) [8].
Т а б л и ц а 1
Показатели силы у студентов, посещавших учебные занятия по физическому воспитанию (2)
x X ± s
Вид физической культуры Показатели
1-й курс 3-й курс
Темп прироста показателей
9,7±0,5
11,0±0,7
(nм =66)
Баскетбол 1,3±0,3*(13,4%)
54,1±2,3 59,3±2,5 5,2±0,9*(9,6%)
(nж =45)
10,1±0,6
12,6±0,9
(nм =120)
Атлетическая гимнастика 2,5±0,4*(24,8%)
51,3±2,4 60,9±2,6 9,6±1,7*(18,7%)
(nж =101)
10,2±0,5
11,9±0,5
(nм =48)
Туризм 1,6±0,3*(15,6%)
49,4±2,1
60,6±2,4
11,2±0,9*(22,6%)
(nж =32)
10,3±0,6
11,5±0,8
(nм =128)
ОФП 1,2±0,3*(11,7%)
48,7±2,2
59,6±2,5
10,9±1,1*(22,4%)
(nж =102)
Примечание. Здесь и далее в числителе указано значение показателей у мужчин; в знаменателе – у женщин; nм – число обследованных муж-
чин, nж – женщин. Звездочкой помечены статистически значимые (р<0,05) темпы прироста показателей.
Т а б л и ц а 2