Социальный контроль
1. Понятие «социальный контроль».
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы (мораль, право, традиции и т.д.);
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Функции социального контроля:
а) социализация индивидов;
6) регулирование взаимодействия людей;
в) корректировка девиантного поведения и т.д.
4. Формы социального контроля:
а) внутренний (самоконтроль);
б) внешний формальный;
в) внешний неформальный.
Социальная группа
1. Понятие социальной группы.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Процессы протекающие в малых социальных группах:
а) групповая интеграция;
б) групповая дифференциация и лидерство;
в) конформизм и групповое давление и т.д.
5. Многочисленность социальных групп.
Малая группа 1. Понятие «малой группы». 2. Особенности малых групп: а) поведенческая и психологическая общность членов группы; б) наличие общих интересов и ценностей; в) общие групповые нормы. 3. Виды малых групп: а) формальные; б) неформальные. | 4. Примеры малых групп: а) семья; б) компания друзей; в) трудовой коллектив. 5. Функции малых групп: а) социализирующая; б) поддерживающая; в) психологическая; г) деятельностная. 6. Межличностные отношения в малой группе. |
Социализация
1. Что такое социализация
2. Функции социализации
а) ценностно-ориентационная
б) восприятие культуры
в) формирование личности
г) коммуникативная
д) нормативно-регулятивная
или
а) освоение системы знаний о мире, человеке и обществе;
б) усвоение моральных ценностей и ориентиров;
в) усвоение практических навыков и умений.
Этапы социализации
а) младенчество
б) детство
в) подростковый возраст
г) юность
д) зрелость
е) пожилой возраст, и др.
или
а) начальный
б) средний
в) завершающий
Основные агенты социализации
а) родственники
б) СМИ
в) друзья, одноклассники
г) администрация школы, учителя
д) начальство
Виды социализации
а) первичная
б) вторичная
Ресоциализация и десоциализация
Социальная роль
1. Понятие социальной роли.
2. Виды социальных ролей:
а) психосоматические;
б) психодраматические;
в) социальные.
3. Ролевой набор:
а) основные (типичные) социальные роли;
б) ситуационные социальные роли.
4. Компоненты нормативной структуры социальной роли:
а) описание типов поведения, соответствующего роли;
б) предписания или нормы, определяющие требования к роли;
в) оценка выполнения роли;
г) меры поощрения или наказания, стимулирующие выполнение роли.
5. Факторы, определяющие процесс реализации социальных ролей:
а) биопсихологические возможности человека;
б) личностный образец;
в) характер принятой в группе роли и особенности социального контроля;
г) структура группы, её сплочённость и степень идентификации индивида с группой.
6. Ролевой конфликт.
7. Виды ролевых конфликтов:
а) внутриролевые;
б) межролевые;
в) личностно-ролевые.
8. Социализация как процесс освоения индивидом социальных ролей.
Социальный статус
1. Понятие «социальный статус».
2. Виды статусов:
а) предписанный статус;
б) достигаемый статус;
в) главный статус.
3. Компоненты социального статуса:
а) статусные права и обязанности;
б) статусный образ;
в) статусная идентификация и т. д.
4. Понятие социальная роль, ее взаимосвязь с социальным статусом.
5. Статусный набор.
Отклоняющееся поведение
1. Что такое отклоняющееся поведение.
2. Причины отклоняющегося поведения:
а) психологические факторы, ведущие к отклонениям;
б) социальные условия, способствующие нарушению норм.
3. Позитивное отклоняющееся поведение.
4. Виды негативного отклоняющегося поведения:
а) преступление;
б) наркомания и алкоголизм;
в) попрошайничество и бродяжничество;
г) аморализм.
5. Последствия отклоняющегося поведения для личности и общества.
6. Пути преодоления негативного отклоняющегося поведения.
Молодёжь как социальная группа.
Сущность понятия «молодёжь».
2.Возрастные границы молодёжного возраста:
·подростки (тинейджеры) – 16 – 18 лет;
·молодежь — от 18 до 24 лет;
·молодые взрослые – от 25 до 30 лет.
3.Особенности социального положения молодёжи:
·переходность положения,
·высокий уровень мобильности,
·освоение новых социальных ролей (студент, молодой специалист, семьянин),
·активный поиск своего места в жизни,
·профессиональный и карьерный рост.
5.Основные проблемы молодёжи:
·экономические,
·политические,
·духовные,
·психологические,
·проблема «отцов и детей».
6. Особенности молодёжной субкультуры.
7. Возрастание роли молодёжи в жизни общества.