ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ
По математике
Направление подготовки
Педагогическое образование
Профили программы
«Информатика» и «Математика»
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр педагогического образования
Форма обучения
Очная
Сыктывкар 2015
Лист согласования к программе практики
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВО (ФГОС ВПО) и является составной частью основной профессиональной образовательной программы по направлению подготовки Педагогическое образование, профили программы «Информатика», «Математика».
Составитель __________ доцент, канд. пед. наук, О.В. Генкулова
Рецензент ___________ зам. дир. по учебной работе О.Г. Кокшарова, МАОУ «СОШ №16» г. Сыктывкара
Рассмотрено на заседании кафедры физико-математического и информационного образования от ____, протокол № _.
Зав. кафедрой ________________ к. ф.-м. н., доцент С.В. Некипелов
Программа одобрена на заседании Ученого совета института точных наук и информационных технологий от _____, протокол № _.
Председатель _______________к.ф.-м. н., доцент В.В. Миронов
подпись
Вид практики: (тип), способы и формы проведения практики.
Данная практика является учебной, проходит по месту постоянного обучения. Руководство практикой осуществляет руководитель, отвечающий за общую подготовку и организацию. В учебной практике принимают участие студенты 3 курса, обучающиеся по указанному направлению.
Практика проводится с отрывом от аудиторных занятий.
2. Цель практики и планируемые результаты практики.
Целями учебной практики является:
- подготовка студентов к прохождению производственной (педагогической) практики в учебных заведениях;
- формирование методических умений студентов, необходимых для обучения учащихся математике;
- приобретение опыта самостоятельной профессиональной деятельности.
Планируемые результаты практики: студент должен получить навыки
- разработки конспекта урока по математике;
- решения школьных задач по математике для 5-8 классов;
- организации начала урока, подведения итогов урока;
- проведения фрагмента урока методом беседы.
Место практики в структуре образовательной программы.
Учебная практика является обязательным видом учебной работы бакалавра, входит в раздел «Б.5. Практики, НИР» ФГОС ВПО по направлению подготовки 050100 «Педагогическое образование» и предусматривается учебным планом.
Учебной практике предшествует изучение математических профильных дисциплин, а также дисциплин «Педагогика», «Психология», параллельно студентам читается курс «Методика обучения математике».
Учебная практика является логическим завершением изучения данных дисциплин.
4. Объем практики и ее продолжительность.
Продолжительность практики –1 неделя (36 часов). Общий объём с учётом самостоятельной работы составляет 54 часа или 1,5 ЗЕТ.
Содержание практики.
Учебная практика содержит ряд ключевых этапов:
1. Установочная конференция (инструктаж по технике безопасности, ознакомление с программой практики).
2. Практикум по решению школьных математических задач.
3. Посещение и анализ уроков математики.
4. Выполнение анализа индивидуальной темы.
5. Конструирование и проведение фрагментов уроков.
6. Подготовка методических материалов.
7. Подготовка отчёта.
Общая трудоемкость учебной практики составляет 54 часа и составляет 1,5 зачетные единицы.
№ п/п | Разделы (этапы) практики | Всего часов | Виды учебной работы | Формы текущего контроля | |
Ауд. | СРС | ||||
Установочная конференция | - | Проверка конспекта | |||
Практикум по решению школьных математических задач | Проверка конспекта с решёными задачами | ||||
Посещение и анализ уроков студентов | Анализ посещённого урока. | ||||
4. | Выполнение анализа темы | Конспект | |||
5. | Конструирование фрагмента урока | Конспект урока | |||
6. | Подготовка методических материалов. | - | Защита методической «копилки» | ||
7. | Подготовка отчёта | - | Защита отчёта | ||
Итого |
Учебная практика предполагает следующие виды работы:
1 этап:
– обсуждение вопросов организации практики, ее содержания и аттестации студентов на вводном занятии, инструктаж по технике безопасности;
2 этап:
– самостоятельное решение школьных математических задач по темам;
– повторение и проговаривание правил школьного курса математики;
– выполнение записей на школьной доске с комментированием;
– выполнение анализа задач;
3 этап:
- подготовка конспекта урока;
- проведение фрагмента урока на занятии;
- обсуждение фрагментов урока товарищей;
- выполнение анализа урока товарища.
4 этап:
- отбор материала для методической «копилки»;
- анализ методической литературы;
- выполнение логико-дидактического анализа темы.
5 этап:
- наблюдение за уроком учителя и его анализ.
6 этап:
– оформление документации (конспекта урока, самоанализа урока отчета по практике).
7 этап:
- зачётное занятие.
Формы отчетности по практике.
По завершению практики студент должен подготовить:
- Анализ посещённого урока математики (уже выполнено).
- Конспект проведённого урока математики.
-Логико-дидактический анализ темы.
- Конспекты с самостоятельно решёными задачами.
- Методическую «копилку»: 1) занимательные задачи (не менее 30-ти задач с решением; 2) интересные высказывания известных математиков, великих людей, математические шутки, стихи (не менее 20-ти); 3) список литературы для внеклассной работы (30 источников); 4) 2 занимательных устных счёта; 5) наглядность для урока математики, 6) свой материал на выбор.
- Отчёт по учебной практике по плану:1) цели учебной практики; 2) виды деятельности на занятиях; 3) результаты практики; 4) недостатки в организации занятий; 5) предложения по улучшению организации практики.
7.Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по практике.
7.1. Перечень формируемых компетенций
Общекультурные компетенции:
– владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1);
Общепрофессиональные компетенции:
– обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);
- владеет основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3);
- способен к подготовке и редактированию текстов профессионального и социально значимого содержания (ОПК-6)
Профессиональные компетенции в области педагогической деятельности:
- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1).
- способен решать задачи воспитания средствами учебного предмета (ПК-12).
- способен использовать возможности образовательной среды, в том числе информационной, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса (ПК-4);
7.2.Типовые контрольные вопросы для оценки знаний, умений и навыков:
1. Перечислите требования к оформлению конспекта урока по математике.
2. Назовите основные этапы урока.
3. Назовите виды внеклассных занятий по математике.
4. Сформулируйте цели и задачи обучения к проведённому уроку.
5. Назовите способы мотивации учебного материала.
6. Перечислите виды наглядности.
7.3.Шкала оценки проведённого студентом урока математики (в своей группе):
Критерии оценивания | Баллы |
1.Проведён организационный момент | 0- орг. момент не проведён, 1-формально проведён, 2- проведён по требованиям ФГОС |
2. Перед учащимися поставлена цель урока | 0- цель не поставлена, 1 – цель ставит учитель, 2 – цель определяют учащиеся сами. |
3. Использовалась наглядность | 0- не использовалась, 1- присутствовала, 2- разнообразие. |
4.Грамотность, эмоциональность и выразительность речи | 0- монотонная речь (речевые ошибки), 1- грамотная речь, но частично монотонная, 2- грамотная, эмоциональная |
5. В речи не допускались математические ошибки | 0- допущено 2-3 матем. ошибки, 1- допущена 1 ошибка, 2- нет ошибок. |
6.Присутствовал диалог с учащимися | 0 – диалога нет, 1 – пытался вести диалог, 2- умело ведёт диалог |
7.Владение материалом урока | 0- читает с листа конспект, 1- частично читает, 2 – пользуется планом. |
8.Разнообразие форм работы с учащимися | 0- нет разнообразия, 1 – используется две формы, 2- используется более 2-х форм. |
9.Проведение рефлексии с учащимися | 0- не проведено, 1 – проведена формально, 2 – проведена по ФГОС |
10.Объяснение домашнего задания | 0 – не было, 1 – формально, 2 – многоуровневое, интересное. |
Общая оценка за урок:
0-6 б. – «неудовлетворительно»
7-10 б. – «удовлетворительно»
11-15 б. – «хорошо»
16-20 б. – «отлично»