Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.




Домашнее задание сфотографировать и выслать сообщением в ВКонтакте Фомичеваой Алене Игоревне

адрес: https://vk.com/id365808862

(вопросы консультационного характера по выполнению и ведению домашнего задания пишите, пожалуйста, в личку!)

ИЗУЧЕНИЕ НОВОЙ ТЕМЫ

Раздел2. Тон в природе и искусстве.

Урок 7: «Контраст и нюанс тона – как важнейшие понятия в рисунке.

Цель: Закрепление навыков работы, различным тоном используя простые карандаши разной твердости.Беседа по теме.

Обучающая: знакомство с понятиями «контраста » и «нюанса», обучение умению выражать в композиции свои настроения и переживания с помощью контрастных и нюансных сочетаний, углубление представления учащихся о цвете в живописи, богатстве его выразительных возможностей..

Развивающая: развитие творческого воображения.

Воспитывающая: воспитание художественного вкуса, эстетического цветового ощущения и изысканности цветовых оттенков.

Задание: Упражнение на заполнение листа прямоугольными формами (подразумевая домики, крыши, окна)

- без фона

- градации создать сгущением штрихотона.

Материалы: формат А4, карандаш

Сдача работы: 07.11.2020

ХОД РАБОТЫ

1. Беседа по теме. Изучение новой темы

2. Подготовительная работа с набросками и зарисовками, отштриховки. (максимально отобразить разнообразие штриха на формате А4)

Выполнение формате А3 задания, простой карандаш.

Беседа по теме.

Урок 7: «Контраст и нюанс тона – как важнейшие понятия в рисунке.

Цель: Закрепление навыков работы, различным тоном используя простые карандаши разной твердости.Беседа по теме.

Задание: Упражнение на заполнение листа прямоугольными формами (подразумевая домики, крыши, окна)

- без фона

- градации создать сгущением штрихотона., на формате А3

Повторение изученного материала по теме.

Тон – светосила, которая зависит от освещения и собственной окраски предметов. Есть ещё такое понятие как тональный масштаб или тональная шкала - это передача света, тени, полутени того предмета, который мы рисуем. Очень важно понимать, что тема тона не зависит от материалов художника, то есть, свет и тень можно передать как карандашами, маркерами, ручкой, так и маслом, акварелью, акрилом и тд.

У каждого предмета есть свой цвет. Многие начинающие художники не понимают, как цвет можно перевести в тон. Чтобы увидеть все тональные отношения в предмете, нужно рассмотреть - где самое светлое место, где самое тёмное, а где - плавный переход между ними, называющийся полутенью. Для этого можно либо сильно прищуриться, либо сфотографировать предмет и перевести фото в чб вариант. Тогда вы увидите, что по тону, например, жёлтый будет светлее, чем красный. А листик на дереве темнее, чем голубое небо.

 

Тональная шкала - это плавный (подчёркиваю) переход от света к тени. Когда мы делаем резкий переход, то предмет делится по линии на две половины - светлую и темную, тогда он становится неестественным и плоским. Когда переход правильный, то и предмет выглядит более объёмно и реалистично.

Когда мы говорим об объёме, то тон и тональные отношения очень важны. Чтобы добиться объёма, нужно выделить основные составляющие: блик, свет, полутень, тень (собственная), рефлекс, падающая тень (тень от предмета). Очень хорошо этот момент иллюстрирует фото.

Художник может менять тональность своей работы в целом. Например, вы рисуете яблоко под искусственным освещением (лампой), когда под яблоком очень тёмная тень. Вы можете сделать её светлее, чтобы "чёрное" пятно тени не отвлекало зрителя от самого яблока.

 

 

Нюанс – контраст


Эта пара средств гармонизации характеризует степень сходства и различия элементов композиции. Она может быть выявлена только при сравнении элементов по одному композиционному свойству, например размеру или геометрическому виду. Элементы могут находиться в нюансном отношении по одному признаку и контрастном – по-другому. Крайними полюсами отношения «нюанс – контраст» являются полное сходство или тождество элементов с одной стороны, и их полная полярность или противоположность, с другой.

Нюанс характеризуется слабым различием элементов композиции по основным композиционным признакам. Например, в фактурных поверхностях он представляет крупную или мелкую зернистость, в цвете – оранжево-красные и красные оттенки и т.д. Нюансное отношение может быть сближенным и отдалённым.

Сближенное отношение предполагает построение композиции с использованием элементов, которые характеризуются так называемым обратным изменением свойств, например, увеличением размеров и уплощением рельефа.

Отдаленное отношение выражается прямым или параллельным изменением свойств элементов, например возрастанием яркости цвета и увеличением размеров. Соответственно при той или иной нюансировке меняется и характер композиции при сглаживании различий она становится более спокойной, а при их увеличении – острой. В целом нюанс способствует установлению зрительного равновесия между частями композиции, достижению её цельности.

Контраст представляет собой резкое отличие элементов композиции. При его использовании сильнее выявляются художественные качества каждого элемента. Оно может быть, так же как и нюансное различие, сдержанным и обострённым. Сдержанный контраст проявляется при резком различии второстепенных элементов. Скажем, тогда, когда эти элементы выполнены в контррельефе и горельефе или имеют дополнительные цвета. Обострённый контраст имеет место при резком отличии главного элемента от второстепенных элементов. Он может быть выражен в размерах, расположении, цвете, пластике формы. При нём композиция приобретает динамизм и самую большую активность в плане воздействия на зрителя.


- «Контрастные цвета » – это цвета, которые взаимно дополняют друг друга и в цветовом круге противолежат друг другу. Например: красный-зеленый, жёлтый-фиолетовый, синий-оранжевый.

- Явление цветового контраст а” заключается в том, что цвет изменяется под влиянием других, окружающих его цветов. Например: красный помидор будет выглядеть краснее на фоне зеленой петрушки.

Цвет является одним из самых мощных имеющихся у нас инструментов для создания художественного образа в живописи.

 

Самое простое правило, которое нужно помнить – это использование силы дополнительных или контрастных цветов.

Теперь рассмотрим понятие «цветовые нюансы».

Нюансная гармония строится на сочетаниях оттенков одного цветового тона, а также на сочетаниях цветов соседних или близко расположенных на цветовом круге.

 

Контраст и нюанс всегда изучаются во взаимодействии друг с другом. Мы идём к контрасту, уходя от нюанса, и наоборот, идём к нюансу, уходя от контраста.

Давайте посмотрим, как выглядит цветовой нюанс в живописи на примере натюрмортов, выполненных в сближенной цветовой гамме или иначе, выстроенных на нюансных цветовых сочетаниях.

 

Понятие о контрасте и нюансе, цвет композиции.

Флорист будет при составлении работы должен обращать внимание на цветовую гамму и контраст, чтобы достичь следующего:

  • богатого напряжения,
  • мягкого, тонко согласованного акцентирования,
  • экспрессивного воздействия работы, например радостный повод или печальный и т.д.


В зависимости от положения в спекральном кругу различают основные и смешанные цвета. Выбор цвета, его световой интенсивност влияет на эмоциональный мир человека, обогащая или обедняя его.
Иттен выделил основные цвета или цвета 1-го порядкакрасный, синий, желтый.

Эти цвета нельзя получить путем смешения других цветов.

Смешивая цвета между собой мы получаем цвета 2-го порядка (оранжевый, зеленый и фиолетовый).

При соединении одного цвета основного и одного цвета первого порядка мы получаем цвета 3-го порядка (желто-оранжевый, сине-фиолетовый, желто-зеленый и т.д.)

В эмоциональном отношении цвета различаются сточки зрения возбуждения и покоя, активноти и покоя.

Активные цвета (красный и желтый) больше привлекают внимания и дольше остаются в памяти, чем пассивные (синий и зеленый).

К теплым цветам относятся цвета, имеющие красные или желтые оттенки. Среда, в которой используются только холодные оттенки, выглядит безликой, вызывает ощущение холода и пустоты. Теплые тона приближают предметы, холодные отдаляют их. Но злоупотреблять теплыми цветами не стоит.

Сильная яркость возбуждает, воодушевляет человека, ослабленная – успокаивает. Ясная, яркая и гармоничная цветовая композиция пробуждает чувство радости и веселья.

Изменяя световой тон одного и того же цвета, можно изменять восприятие пространства и предметов, увеличивая или умненьшая их. Светлые цвета расширяют простанство, работы выглядят большими. При темных цветах работы- меньше. Это свойсто часто используется для умышленной илюзорной коррекции общего впечатления.

Контрасты используются приоформлении магазинов, витрин, ресторанов, интерьеров, но в тоже время цвета должны быть гармоничными. Учитывается светлота, теплота и насыщенность цвета.

Выделяют:

• дополнительный

• качественный

• теплых/холодных цветов

• сильный

• количественный

Контрасты и гармония цветов:

Сильный контраст образуют между собой цвета первого порядка (красный, желтый и синий). Используются в детских букетах или на выставках, чтобы добиться максимального эффекта. При длительном и интенсивном действии они утомляют глаза, поэтому использовать в больших масштабах и в больших количествах не рекомендуется

.

Дополнительный контраст – цвета, лежащие напротив друг друга (желтый и фиолетовый). Нужно использовать в пропорциях (красный и зеленый 1:1, желтый и фиолетовый- ¼: ¾, синий и оранжевый – 2/3: 1/3).

Сильный и дополнительный котраст лучше смотрятся в виде акцетнов в небольших помещениях.

Гармоничное 3-цветное сочетание цветов может быть представлено цветами, которые определяются при вприсывании треугольника в цветовой круг (равносторониий – желтый, красный и синий; равнобедренный – желтый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

Гармоничное 4-цветное сочетание – при вписывании в цветовой круг квадрата (желто-зеленый, оранжевый, скрасно-фиолетовый, синий) или прямоугольника (желто-зеленый, желто-оранжевый, красно-фиолетовый и сине-фиолетовый).

5-цветное сочетание получается при добавлении к 3-цветному сочетанию черногои белого

6-цветное сочетание – при вприсывании 6-угольника (желтый, оранжевый, красный, фиолетовый, синий, зеленый).

Гармония родственных цветов – сочетание цветов, которые в цветовомкруге лежат между цветами двумя основными цветами, может учавствовать и один основной цвет (желтый, желто-оранжевый, оранжевый, красно-оранжевый).

Контраст- это различие.

Цвета различаются по их свойствам. При малейшем их различии появляются незначительные отклонения и возникает напряжение в восприятии. Большие различия очень сильно напряжены, и в этом случае мы говорим о полярном контрасте или противоположности. Светлость желтого, например, смотрится рядом с тусклым черным очень выделяющимся. А если желтый стоит рядом со светло-зеленым, его светлость едва ли будет заметной, в глаза бросится только изменение цвета.

Нюанс - это ослабленный контраст, который играет роль оттенка в различиях основного контраста. Главный контраст требует развития, которое реализуется в нюансе. Если основной контраст строится, например, на крупном (заголовок) и мелком (основной текст) шрифтах, то уместно использовать еще один размер шрифта, который слегка отличается от основного, для выделения важных абзацев. Он и будет служить нюансировкой, которая подчеркнет основной контраст и сохранит единство стиля.

При составлении гармонической (нюансной) композиции используют различные оттенки какого-либо одного цвета. Цветовая гамма окраски листьев растений очень многообразна: от серебристо-зеленого до темно-коричневого. Поэтому обычно не составляет труда подобрать несколько видов или сортов растений с листьями различных оттенков одного цвета или близких цветов.

Возможности контрастных цветочной композиции значительно шире. При их составлении можно широко применять пестролистные растения (бегония королевская, диффенбахия, колеус, маранта и др.), используя их для создания цветовых пятен на фоне растений с однородной окраской листьев. Если пестролистные растения составляют основу композиции, подбор контрастных растений требует особого внимания. На беспокойном фоне пестролистных растений отлично выделяются растения с крупными темно-зелеными листьями, но в то же время могут совершенно «потеряться» виды с мелкими листьями.

Выразительные цветочные композиции можно составить, вводя в них цветущие растения, которые будут контрастировать со сдержанным нейтральным фоном декоративно-лиственных растений.

Эффект контрастности можно усилить, сочетая в цветочной композиции растения с разной фактурой листьев и стеблей. Разнообразие фактуры листьев и стеблей растений создает неограниченные возможности для достижения художественного эффекта. Так, листья могут быть гладкими глянцевитыми (фикус, монстера, аспидистра), бархатисто-опушенными (глоксинии, сенполии), складчато-гофрированными (куркулиго).

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: