Локальные системы | Интегрированные информационные системы | ||
Малые | Средние | Крупные | |
БЭСТ. | Concorde XAL | Microsoft-Business | SAP/R3 (SAP AG). |
Инотек. | Exact. | Solutions – Navision. | Baan (Baan). |
Инфософт. | NS-2000 Platinum | Microsoft- Business | BPCS (ITS/SSA). |
Супер-Менеджер. | PRO/MIS. | Solutions – Axapta. | Oracle Applications (Oracle) |
Турбо-Бухгалтер. | Scala SunSystems. | MFG-Pro (QAD/BMS) | |
Инфо-Бухгалтер | БЭСТ-ПРО. | ||
1С-Предприятие. | SyteLine | ||
БОСС-Корпорация. | (СОКАП/SYMIX) | ||
Галактика. | |||
Парус. | |||
Ресурс. | |||
Эталон |
В интегрированных информационных системах выделяют функциональные и обеспечивающие подсистемы. Функциональные подсистемы информационно обслуживают определенные виды деятельности, характерные для структурных подразделений предприятия или функций управления. Интеграция функциональных подсистем в единую систему достигается за счет создания и функционирования обеспечивающих подсистем.
Информационная система управления. Главным направлением перестройки менеджмента и его радикального усовершенствования, приспособления к современным условиям стало массовое использование новейшей компьютерной и телекоммуникационной техники, формирование на ее основе высокоэффективных информационно-управленческих технологий. Средства и методы прикладной информатики применяются в менеджменте и маркетинге. Новые технологии, основанные на компьютерной технике, требуют кардинальных изменений организационных структур менеджмента, его регламента, кадрового потенциала, системы документации, фиксирования и передачи информации.
Особое значение имеет внедрение информационного менеджмента, значительно расширяющего возможности использования компаниями информационных ресурсов. Развитие информационного менеджмента связано с организацией системы обработки данных и знаний, последовательного их совершенствования до уровня интегрированных автоматизированных систем управления, охватывающих по вертикали и горизонтали все уровни и звенья производства и сбыта.
Управленческая деятельность – это совокупность действий руководства предприятия и других сотрудников аппарата управления по отношению к объекту управления – трудовому коллективу или производственной системе. Эти действия заключаются в выработке некоторого управленческого решения, являющегося, по сути, продуктом управленческого труда, и доведении решения до исполнителей.
Информационная система управления – это система информационного обслуживания работников управленческих служб, выполняющая технологические функции по накоплению, хранению, передаче и обработке информации. Она складывается, формируется и функционирует в регламенте, определенном методами и структурой управленческой деятельности, принятой на конкретном экономическом объекте, реализует цели и задачи, стоящие перед ним.
Киберкорпорация. Любое предприятие через информационную технологию активно взаимодействует с внешней средой, осуществляя эффективную обратную связь – проводя изменения в своей деятельности, вызванные изменениями во внешней среде.
Киберкорпорация (электронная корпорация) – это экономический субъект, постоянно изучающий изменения, происходящие в жизни, и вводящий инновации в деятельность, для того чтобы завоевать, удержать и укрепить свои позиции на рынке.
Электронная коммерция – это ведение бизнеса с помощью Интернета. Появились масштабные проекты электронных предприятий, существующих в виртуальном пространстве итолько там ведущих свои операции.
Электронное правительство – национальные проекты программы информатизации различных стран. Примером создания электронного правительства может служить масштабная программа модернизации и реконструкции системы государственного управления, принятая в Великобритании. Целью этой программы является преобразование деятельности государственного аппарата управления на базе применения современных информационных технологий. Главным фактором достижения данной цели признано полное использование возможностей, которые открываются в связи с развитием электронной коммерции и сети Интернет.
Обеспечение АИС
Известны девять компонентов обеспечения АИС, или обеспечивающих подсистем: организационное, методическое, техническое, математическое, программное, информационное, лингвистическое, правовое и эргономическое обеспечение.
Организационное обеспечение – это совокупность документов, устанавливающих организационную структуру, права и обязанности пользователей и эксплуатационного персонала АИС в условиях функционирования, проверки и обеспечения работоспособности АИС.
Организационное обеспечение реализует следующие функции:
– анализ существующей системы управления предприятием (организацией) для выявления задач, подлежащих автоматизации;
– подготовку задач к автоматизации, включая разработку технических заданий и технико-экономических обоснований эффективности;
– разработку управленческих решений по изменению структуры организации и методологий решения задач, направленных на повышение эффективности системы управления.
Организационное обеспечение включает:
– методические материалы, регламентирующие процесс создания и функционирования ИС;
– совокупность средств для эффективного проектирования и функционирования ИС;
– техническую документацию, получаемую в процессе обследования предприятия, проектирования, внедрения и сопровождения системы;
– персонал (организационно-штатные структуры предприятия), проектирующий, внедряющий, сопровождающий и использующий ИС.
Методическое обеспечение – это совокупность документов, описывающих технологию функционирования АИС, методы выбора и применения пользователями технологических приемов для получения конкретных результатов при функционировании АИС.
Техническое обеспечение – это совокупность всех технических средств, используемых при функционировании АИС.
К техническим средствам относят:
– вычислительную технику разного назначения (серверы, рабочие станции);
– специальные устройства сбора, накопления, обработки, передачи и вывода информации;
– устройства передачи данных и линии связи;
– устройства автоматического съема информации;
– оргтехнику, эксплуатационные материалы и т. д.
Выбор технических средств, организация их эксплуатации, технологический процесс обработки данных, технологическое оснащение документально оформляются.
Документацию технического обеспечения можно условно разделить на следующие группы:
– общесистемная документация, включающая государственные и отраслевые стандарты по техническому обеспечению;
– специализированная документация, содержащая комплекс методик по всем этапам разработки технического обеспечения;
– нормативно-справочная документация, используемая при выполнении расчетов по техническому обеспечению.
Математическое обеспечение – это совокупность математических методов, моделей и алгоритмов, примененных в АИС. В состав математического обеспечения входят:
– средства математического обеспечения (средства моделирования типовых задач управления, методы многокритериальной оптимизации, математической статистики, теории массового обслуживания и др.);
– техническая документация (описание задач, алгоритмы решения задач, экономико-математические модели);
– методы выбора математического обеспечения (методы определения типов задач, методы оценки вычислительной сложности алгоритмов, методы оценки достоверности результатов).
Программное обеспечение – это совокупность программ на носителях данных и программных документов, предназначенная для отладки, функционирования и проверки работоспособности АИС.
К программному обеспечению ИС относят:
– программное обеспечение, специально разработанное в рамках автоматизации, реализующее разработанные модели разной степени адекватности, отражающие функционирование реального объекта;
– программное обеспечение общего назначения, предназначенное для решения типовых задач обработки информации.
Техническая документация на разработку программных средств должна содержать описание задач, задание на алгоритмизацию, экономико-математическую модель задачи, контрольные примеры.
Информационное обеспечение – это совокупность форм документов, классификаторов, нормативной базы и реализованных решений по объемам, размещению и формам существования информации, применяемой в АИС при ее функционировании. Информационное обеспечение включает:
– описание технологических процессов;
– описание организации информационной базы;
– описание входных потоков;
– описание выходных сообщений;
– описание систем классификации и кодирования;
– формы документов;
– описание структуры массивов.
Системы классификации позволяют группировать объекты, выделяя определенные классы, которые характеризуются рядом общих свойств. Классификаторы представляют собой систематизированные своды, перечни классифицируемых объектов и имеют определенное (обычно числовое) обозначение.
Применяются государственные, отраслевые и региональные классификаторы. Например, классифицированы отрасли промышленности, оборудование, профессии, единицы измерения, статьи затрат и т.д.
Назначение классификаторов:
– систематизация наименований кодируемых объектов;
– однозначная интерпретация одних и тех же объектов в различных задачах;
– возможность обобщения информации по заданной совокупности признаков;
– возможность сопоставления одних и тех же показателей, содержащихся в формах статистической отчетности;
– возможность поиска и обмена информацией между подсистемами и внешними ИС;
– оптимизация использования ресурсов вычислительной техники при работе с кодируемой информацией.
Схемы информационных потоков отражают маршруты движения информации, ее объемы, места ее возникновения и использования. Анализ таких схем позволяет выработать меры по совершенствованию всей системы управления.
Для создания информационного обеспечения необходимо:
– ясное понимание целей, задач, функций всей системы управления организацией;
– выявление движения информации от момента возникновения и до ее использования на различных уровнях управления, представленного для анализа в виде схем информационных потоков;
– совершенствование системы документооборота;
– наличие и использование системы классификации и кодирования;
– владение методологией создания концептуальных информационно-логических моделей, отражающих взаимосвязь информации;
– создание массивов информации на машинных носителях, что требует наличия современного технического обеспечения.
Лингвистическое обеспечение – это совокупность средств и правил для формализации естественного языка, используемых при общении пользователей и эксплуатационного персонала АИС с комплексом средств автоматизации при функционировании АИС.
Языковые средства лингвистического обеспечения делятся на две группы: традиционные языки (естественные, математические, алгоритмические языки, языки моделирования) и языки, предназначенные для диалога с ЭВМ.
Правовое обеспечение – это совокупность правовых норм, регламентирующих правовые отношения при функционировании АИС и юридический статус результатов ее функционирования (правовое обеспечение реализуется в организационном обеспечении АИС).
В состав правового обеспечения входят законы, указы, постановления государственных органов власти, приказы, инструкции и другие нормативные документы министерств, ведомств, организаций, местных органов власти. В правовом обеспечении можно выделить общую часть, регулирующую функционирование любой информационной системы, и локальную часть, регулирующую функционирование конкретной системы.
Правовое обеспечение разработки информационной системы включает нормативные акты, связанные с договорными отношениями разработчика и заказчика и правовым регулированием отклонений от договора.
Правовое обеспечение функционирования ИС включает:
– статус ИС;
– права, обязанности и ответственность персонала;
– правовые положения отдельных видов процесса управления;
– порядок создания и использования информации.
Эргономическое обеспечение – это совокупность реализованных решений в АИС по согласованию психологических, психофизиологических, антропометрических, физиологических характеристик и возможностей пользователей АИС с техническими характеристиками комплекса средств автоматизации АИС и параметрами рабочей среды на рабочих местах персонала АИС.
Охрана здоровья трудящихся, обеспечение безопасности условий труда, ликвидация профессиональных заболеваний и производственного травматизма входят в число главных забот человеческого общества. Обращается внимание на необходимость широкого применения прогрессивных форм научной организации труда, сведения к минимуму ручного, малоквалифицированного труда, создания обстановки, исключающей профессиональные заболевания и производственный травматизм.
Контрольные вопросы
1. Дайте определение системы.
2. Какая система называется информационной?
3. Перечислите виды систем.
4. Как различаются системы по характеру использования информации?
5. Как классифицируются системы в зависимости от степени автоматизации?
6. Что такое интегрированные информационные системы?
7. Назовите компоненты обеспечения автоматизированной информационной системы.
8. Что относится к правовому обеспечению АИС?
9. Что относится к организационному и информационному обеспечению АИС?
10. Перечислите основные функции систем.
11. Что такое киберкорпорация?
12. Что собой представляет электронное правительство?