№ | НПФ | В НПФ принято решение о реорганизации в форме | Дата принятия решения/поступления решения НПФ в ЦБ РФ | Дата принятия в ЦБ РФ решения о реорганизации НПФ | Новое название НПФ |
НПФ БЛАГОСОСТОЯНИЕ | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 06.03.2014 | 02.05.2014 | ОАО НПФ Благосостояние ОПС | |
НПФ ГАЗФОНД | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 07.03.2014 | 05.05.2014 | ОАО НПФ Газфонд пенсионные накопления | |
НПФ СтальФонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 18.03.2014 | 20.05.2014 | ОАО НПФ СтальФонд | |
НПФ Наследие (ранее - НПФ Норильский Никель) | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.04.2014 | 20.05.2014 | ЗАО НПФ Наследие | |
НПФ Промагрофонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.04.2014 | 20.05.2014 | ЗАО НПФ Промагрофонд | |
НПФ Телеком-Союз | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.04.2014 | 20.05.2014 | ОАО НПФ Телеком-Союз | |
НПФ Электроэнергетики | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.04.2014 | 20.05.2014 | ОАО НПФ Электроэнергетики | |
НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 04.04.2014 | 20.05.2014 | ОАО НПФ ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ | |
НПФ Европейский пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 07.04.2014 | 27.05.2014 | НПФ Европейский пенсионный фонд (ЗАО) | |
НПФ ЦЕРИХ | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 15.04.2014 | 27.05.2014 | ЗАО НПФ ЦЕРИХ | |
НПФ Сбербанка | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 16.04.2014 | 27.05.2014 | ЗАО НПФ Сбербанка | |
НПФ Доверие (Москва) | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 21.04.2014 | 05.06.2014 | ЗАО НПФ Доверие (Москва) | |
НПФ Профессиональный | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 21.04.2014 | 05.06.2014 | ОАО НПФ Профессиональный | |
НПФ Большой пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 07.04.2014 | 19.06.2014 | ЗАО МНПФ Большой | |
НПФ Владимир | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 08.05.2014 | 24.06.2014 | ЗАО НПФ Владимир | |
НПФ Национальный негосударственный пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 21.04.2014 | 26.06.2014 | ЗАО НПФ Национальный негосударственный пенсионный фонд | |
НПФ Регионфонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 30.05.2014 | 01.07.2014 | НПФ Регионфонд (ЗАО) | |
НПФ КИТФинанс | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.04.2014 | 07.07.2014 | ЗАО КИТФинанс НПФ | |
НПФ Национальный негосударственный фонд пенсионного исоциального обеспечения металлургов | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 25.04.2014 | 07.07.2014 | ОАО НПФ металлургов | |
НПФ РГС | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 16.05.2014 | 07.07.2014 | ОАО НПФ РГС | |
НПФ Сберегательный Фонд РЕСО | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 21.05.2014 | 07.07.2014 | ЗАО НПФ СберФонд Солнечный берег | |
НПФ УРАЛСИБ | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 12.05.2014 | 17.07.2014 | ЗАО НПФ УРАЛСИБ | |
НПФ Райффайзен | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 30.05.2014 | 17.07.2014 | ЗАО НПФ Райффайзен | |
ОНПФ Доверие | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 15.05.2014 | 24.07.2014 | ЗАО ОНПФ Доверие | |
НПФ Образование | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 20.05.2014 | 29.07.2014 | ОАО НПФ Образование | |
НПФ Сургутнефтегаз | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 16.05.2014 | 06.08.2014 | ОАО НПФ Сургутнефтегаз | |
НПФ Первый Русский Пенсионный Фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 16.06.2014 | 06.08.2014 | ОАО НПФ Первый Русский Пенсионный Фонд | |
НПФ Русский стандарт | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 15.05.2014 | 13.08.2014 | НПФ Русский стандарт (ЗАО) | |
НПФ Стройкомплекс | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 28.05.2014 | 13.08.2014 | ЗАО НПФ Стройкомплекс | |
НПФ Согласие | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 30.05.2014 | 13.08.2014 | ОАО НПФ Согласие | |
НПФ Первый национальный пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 21.05.2014 | 19.08.2014 | Первый национальный пенсионный фонд (ЗАО) | |
НПФ Социум | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 18.06.2014 | 19.08.2014 | ЗАО НПФ Социум | |
Ханты-Мансийский НПФ | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 26.06.2014 | 19.08.2014 | ОАО Ханты-Мансийский НПФ | |
РНПФ Социальная защита | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 27.06.2014 | 19.08.2014 | ОАОНПФ Сибирский капитал | |
МНПФ Аквилон | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 01.07.2014 | 19.08.2014 | ОАО МНПФ Аквилон | |
НПФ Благоденствие | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 03.07.2014 | 19.08.2014 | ОАО НПФ Благоденствие | |
НПФ Социальное развитие | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 07.07.2014 | 19.08.2014 | ОАО НПФ Социальное развитие | |
НПФ Магнит | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 07.07.2014 | 19.08.2014 | ЗАО НПФ Магнит | |
НПФ Эрэл | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 20.07.2014 | 19.08.2014 | ОАО НПФ Эрэл | |
НПФ ВТБ Пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 05.07.2014 | 02.09.2014 | АО НПФ ВТБ Пенсионный фонд | |
НПФ МЕЧЕЛ-ФОНД | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 29.07.2014 | 30.09.2014 | АО НПФ Мечел-Фонд | |
НПФ Нефтегарант | выделения некоммерческого пенсионного фонда содновременным егопреобразованием вакционерный пенсионный фонд | 31.07.2014 | 08.10.2014 | ЗАО НПФ Нефтегарант | |
НПФ Оборонно-промышленный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 15.09.2014 | 27.11.2014 | АО НПФ Оборонно-промышленныйфонд им. В.В. Ливанова | |
НПФ Образование и наука | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 07.08.2014 | 24.10.2014 | АО НПФ Образование и наука | |
НПФ Пенсион-Инвест | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 23.07.2014 | |||
НПФ Стратегия | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 03.09.2014 | |||
НПФ УЧАСТИЕ | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 01.10.2014 | |||
НПФ Первый промышленный альянс | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 02.10.2014 | |||
НПФ Санкт-Петербург | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 13.10.2014 | |||
НПФ Торгово-промышленный пенсионный фонд | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 27.10.2014 | |||
НПФ Башкомснаббанк | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 30.10.2014 | |||
НПФ Солнце.Жизнь.Пенсия (ранее - НПФ Ренессанс Жизнь и Пенсии) | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 11.11.2014 | |||
НПФ Гефест | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 14.11.2014 | |||
НПФ Волга-Капитал | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 17.11.2014 | |||
НПФ Уральский финансовый дом | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 05.11.2014 | |||
НПФ УГМК-Перспектива | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 13.10.2014 | |||
НПФ Адекта-Пенсия | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 11.12.2014 | |||
НПФ Алмазная осень | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 04.12.2014 | |||
НПФ Благовест | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 04.12.2014 | |||
НПФ Защита будущего | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 11.12.2014 | |||
НПФ Пенсионный фонд Промышленно-строительного банка | преобразования вакционерный пенсионный фонд | 09.12.2014 |
Как видно из этой таблицы, большая часть НПФ занимающиеся своей реорганизацией, входит в ТОП-20 НПФ России. Следует сделать следующие выводы:
1. С крупными НПФ, реально занимающимися своей реорганизацией (см. таблицу), агенты НПФ и клиенты могут выстраивать свои долгосрочные отношения.
2. Некоторые рознично ориентированные НПФ к концу 2-го квартала 2014 года научились "достаточно сносно" работать с агентами и клиентами по ОПС в новых условиях. Это означает, что у агентов НПФ во втором полугодии 2014 года будет возможность увеличить объем заключаемых договоров ОПС, а НПФ-ы смогут рассчитывать на существенный приток новых клиентов и на минимальное количество отказов в ПФР по итогам года по заявлениям клиентов.
3. Поскольку в 2014 году агентам НПФ работать с клиентами по ОПС стало значительно труднее (резко снизился процент заключаемости договоров ОПС) и у них появились дополнительные расходы, то в результате затраты на привлечение новых клиентов в НПФ-ах выросли примерно на 30-50% по сравнению с 2013 годом.
4. Учитывая международную обстановку и экономическое положение в России в 2014 года едва ли можно рассчитывать на доходность по пенсионным накоплениям по итогу 2014 года выше уровня инфляции. Скорее всего она в большинстве НПФ будет даже ниже, чем в 2014 году.
С учетом изначально социальной направленности создания и деятельности негосударственного пенсионного фонда, вопрос об их коммерциализации является чрезвычайно спорным среди исследоваителей данной темы. Что касается предложений об увеличении нормативных размеров совокупного вклада учредителей фондов, к ним следует отнестись с большой осторожностью. При всей важности мер по укреплению надежности негосударственного пенсионного фонда, установление этой величины на запретительном уровне чрезвычайно затруднит создание новых фондов, в том числе в тех регионах, где до настоящего времени деятельность негосударственных пенсионных фондов не осуществляется. Следует законодательно разделить пенсионные фонды на несколько категорий, установив для них нарастающие уровни формальных требований по материальному обеспечению деятельности и, соответственно, увеличивающиеся объемы прав по работе в пенсионной сфере. В этом случае на рынке найдется место и крупным негосударственным фондам, действующим в масштабах всей страны. И небольшим фондам, решающим социальные задачи отдельных предприятий.
Заимствование опыта из уже существующих пенсионных систем зарубежных стран - пятое наиболее перспективное предложение, с точки зрения реализации пенсионной реформы в России. Представляется внедрение опыта государственного стимулирования добровольного пенсионного накопления средств граждан, которое является дополнительным источником средств пенсионного обеспечения. Застрахованным лицам предоставляется возможность приобретения дополнительных прав в системе обязательного пенсионного страхования за счет личных средств с пропорциональным участием государства в формировании пенсионных прав. В расчетный пенсионный капитал работника включается взносы самого застрахованного и софинансирование из федерального бюджета.
Налоговые льготы - шестое предложение заключается в необходимости пересмотреть подход к налогообложению в системе негосударственного пенсионного обеспечения, т.к. создание системы дополнительного пенсионного обеспечения эффективно только при наличии налоговых льгот.
Информированность о деятельности негосударственных пенсионных фондов - седьмое предложение, необходимо ввести единую форму раскрытия информации о расходах на управление, позволяющее сравнивать конкурентов и обеспечить регулярную публикацию данных в открытой печати и в сети Интернет. Необходимо также публиковать доходность, очищенную от расходов на управление и издержек фондов. Данные о доходности должны подлежать периодическому аудиту. На сегодняшний день открытую и доступную информации по деятельности НПФ можно найти в открытых электронных журналах, к примеру «Пенсионное обозрение», «Финансовая аналитика», «Пенсия», а также найтах ЦБ РФ, индивидуальных сайтах НПФ и многих других
Обеспечение эффективной защиты участников негосударственных пенсионных фондов - восьмое предложение задача заключается в необходимости законодательно запретить самостоятельное инвестирование фондами своих активов. Для минимизации и разделения рисков участников негосударственных пенсионных фондов необходимо законодательно установить и жестко контролировать требование о наличии отдельной управляющей компании негосударственного пенсионного фонда.
С целью реализации принципов коллективного инвестирования и обеспечения дополнительного контроля над инвестированием активов негосударственных пенсионных фондов. Необходимо введение института специализированного депозитария, который осуществлял бы учет прав на ценные бумаги, в которые инвестируются пенсионные активы, а также осуществлял бы ежедневный контроль над соответствием деятельности управляющей компании негосударственного пенсионного фонда законодательству Российской Федерации.
Необходимо установить ограничения при инвестировании активов негосударственных пенсионных фондов, а также ввести в правила негосударственных пенсионных фондов пункт об инвестиционных декларациях, детально описывающих направления инвестирования пенсионных активов. Данное требование позволит установить жесткие требования к ликвидности, надежности и доходности инвестиционных вложений негосударственных пенсионных фондов, что необходимо для обеспечения прав их участников на получение дополнительной пенсии. Кроме того, это даст возможность индивидуальным инвесторам получать больше информации обо всех потенциальных прибылях и рисках, связанных с тем или иным негосударственным пенсионным фондом, и на основе этой информации самостоятельно принимать решение о заключении пенсионного.
Можно сделать вывод, что к основным предложениям регулирования негосударственного пенсионного обеспечения относятся:
- внедрение принципов построения негосударственного пенсионного обеспечения, таких как, поступательность, системность, максимальное использование мирового опыта;
- гарантирование интересов участников пенсионного фонда;
- принятие соответствующих законодательных актов;
- повышение уровня жизни населения;
- полное восстановление доверия граждан к финансовым институтам;
- обеспечение четкой процедуры персонификации пенсионных ресурсов;
- обеспечение оптимальной диверсификации объектов инвестирования;
- соблюдение государственного контроля над деятельностью субъектов негосударственного пенсионного обеспечения;
- минимизация инвестиционного риска;
- разработка налоговых льгот для вкладчиков негосударственных пенсионных фондов.
Важное значение для всех субъектов негосударственного пенсионного обеспечения имеет осуществление инвестиционной деятельности. Поэтому предлагаю следующее:
- законодательно определить нормативы, регулирующие состав и структуру пенсионных фондов;
- ограничить уровень рисков для инвестирования средств в каждый из видов финансовых инструментов;
- установить лимиты вложения активов в те или иные инвестиции с учетом уровня риска;
- разрешить использовать средства негосударственных пенсионных фондов только на организованных финансовых рынках;
- запретить использовать активы в качестве залога при получении кредита в коммерческих банках;
- диверсифицировать инвестиционный портфель негосударственных пенсионных фондов:
- не размещать средства пенсионных фондов в финансовые инструменты иностранного происхождения.
Опыт функционирования негосударственных пенсионных фондов в России свидетельствует о том, что для их становления и полноценного развития требуется затратить еще достаточно много усилий. Пока на дополнительное пенсионное обеспечение могут рассчитывать в основном работники крупнейших предприятий, финансово-промышленных групп и банков. Что касается состояния негосударственных пенсионных фондов, то динамика их развития в течение последних лет в значительной степени определяется опережающим ростом наиболее крупных фондов.
Таким образом, создание полноценного негосударственного пенсионного обеспечения, которое бы обеспечило значительным слоям населения страны весомую прибавку к пенсии - это задача будущего.
Задействовать возможности негосударственного пенсионного обеспечения возможно только с помощью системных мер, принимаемых в одном пакете с мерами по формированию других пенсионных институтов, а также регулирования систем заработной платы и налогов, а с другой стороны, сами люди должны осознать собственную ответственность за свою спокойную обеспеченную старость.
ЗАКЛЮЧEНИE
Подводя итоги проведенному анализу института Негосударственных Пенсионных фондов следует в первую очередь отметить, что пенсионная реформа, берущая свое начало в начале 90-х годов ХХ столетия явилась большим атрибутом становления рыночной экономики государства.
Трехуровневая конструкция, которая заложена в основу реформы пенсионного обеспечения представляет собой следующее: Первый уровень базовые пенсии; второй уровень — трудовые пенсии (пенсии по трудовому стажу); третий уровень — негосударственные пенсии. Поэтому одна из основных задач пенсионной реформы заключается в развитии негосударственного пенсионного обеспечения посредством введения института негосударственных пенсионных фондов.
Отмечается, что НПФ оказывается активная господдержка, в частности на законодательном уровне принят ряд законопроектов, которые направлены на регулирование деятельности НПФ, а также с целью повышения их социальной значимости. Между тем, следует и отметить жесткий контроль со стороны государства по деятельности НПФ, является немаловажным аспектом. Произошедшие и предполагаемые изменения, в упомянутых нормативно - правовых актах регулирующие деятельность НПФ, а также крупный масштаб предполагаемых нововведений - все это связано с формированием механизмов накопительных и профессиональных пенсий, что объясняет столь серьезные задачи, вменяемые законом для обязательного исполнения НПФ.
Несмотря на более высокие показатели активности граждан в решении своего пенсионного обеспечения, все до сих пор отмечается, что большинство населения, в настоящее время, не имеют ясного представления о работе негосударственных пенсионных фондов и их услугах.
Рынок услуг по негосударственному пенсионному обеспечению определяется наличием спроса и предложения при осуществлении негосударственного пенсионного обеспечения в аспекте взаимодействия негосударственного пенсионного фонда с вкладчиками (юридическими и физическими лицами) по заключению пенсионных договоров и перечисления пенсионных взносов.
Надо сказать о том, что проведенных анализ показал, что рост пенсионных ресурсов опережает своими темпами размер имущества для осуществления уставной деятельности. Но между тем, не смотря на это, показатели за последний период времени по численности НПФ не увеличились, а даже уменьшились.
Увеличение роли негосударственных пенсионных фондов в экономике страны, социальном обеспечении граждан и в конечном счете повышение роли накопительной пенсионной системы, возможно будет, только решении существующих проблем. Прежде всего, это недостаточная информированность населения о целях реформ. Недоверие, учитывая предыдущий опыт, большинства граждан частному сектору. Также немаловажным является чисто психологические факторы, сложившееся за долгое время нерыночных отношений надежда на государство. Поскольку эффект от пенсионных отчислений наступает не сразу, а только после выхода на пенсию, нет уверенности в том, что за то время не произойдет каких либо катаклизмов и компания управляющая деньгами не перестанет существовать вместе с отчислениями граждан.
Преимущества НПФ как рыночного пенсионного института, сочетающего в себе решение сложных социальных и инвестиционных вопросов, могут быть реализованы при соблюдении ряда условий: наличие детально разработанной законодательной базы, государственных механизмов управления и контроля, систем и процедур согласования деятельности различных субъектов правоотношений в данной сфере. НПФ при изменении экономических условий и росте инфляции – это единственный инструмент, который сможет адекватно отреагировать и показать хорошую доходность (в долгосрочной перспективе).
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТEРАТУРЫ
Нормативно - правовые акты:
Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ. 2014. № 31. Ст. 4398
Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая, вторая третья, четвертая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, с изм. от 30.11.2011 N 363-ФЗ) // Собрание законодательства РФ, 05.12.2011, N 49.Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000
Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2014)
Федеральный закон от 07.05.1998 № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»
Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;
Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»
Федеральный закон от 24.07.2002 № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»
Федеральный закон от 30.04.2008 № 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений"
Федеральный закон от 28.12.2013 №410-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» и отдельные законодательные акты РФ»
Постановление Правительства Российской Федерации от 01.02.2007 № 63 «Об утверждении Правил размещения средств пенсионных резервов негосударственных пенсионных фондов и контроля за их размещением» (в ред. постановлений Правительства РФ от 11.09.2007 № 583, от 16.04.2008 № 270, от 28.08.2009 № 702, от 04.03.2010 N 119)
Постановление Правительства Российской Федерации от 02.12.2006 № 738 «О порядке отчисления средств на формирование страхового резерва негосударственного пенсионного фонда»
Постановление Правительства РФ от 29.07.2005 № 465 "Об утверждении типового Кодекса профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, и правил согласования Кодексов профессиональной этики негосударственных пенсионных фондов, осуществляющих деятельность в качестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию, с Федеральной службой по финансовым рынкам";
Постановление Правительства РФ от 03.11.2007 № 742 "Об утверждении Правил выплаты негосударственным Пенсионным фондом, осуществляющим обязательное пенсионное страхование, правопреемникам умершего застрахованного лица средств пенсионных накоплений, учтенных на пенсионном счете накопительной части трудовой пенсии"
Постановление Правительства РФ от 04.02.2009 № 95 "О порядке проведения актуарного оценивания деятельности негосударственных пенсионных фондов по негосударственному пенсионному обеспечению"
Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах» // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. - 1 октября 1992г. - №39.
Указ Президента Российской Федерации от 16.09.1992 г. N 1077 «О негосударственных пенсионных фондах
ФСФР России от 18 марта 2008 г. № 08-11/пз-н "Об утверждении Положения о страховом резерве негосударственного пенсионного фонда"
Учебники, монографии, брошюры:
Бродский Г.М. Бродский М.Н. Право и экономика пенсионного 2обеспечения. - СПб.:2008. – с.18.
Воробьева E.В. Правовой механизм взаимодействия негосударственных пенсионных фондов с Пенсионным фондом РФ – М.: Финансовое право, 2011. № 10. – с. 24.
Выгодчикова И.Ю. Оценка доходности финансовых активов. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2009. - 92 с.
Грищенко Н.Б. Основы страховой деятельности: Учебное пособие. Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2001- 274с.
Дегтярев Г.П. Пенсионные реформы в России. - М.: Acadеmia, 2013. - 28 с
Довгая О.В. О доходности накопительной части трудовой пенсии в негосударственном пенсионном фонде /Довгая О.В., Городилова А.Ю. // Финансы. - 2011. - №3. - С.57-60.
Лялин В.А., Воробъёв П.В. Рынок ценных бумаг. - М.: Проспект, 2007. –256с.
Михайлов А.В. Все что Вы хотите знать о негосударственных пенсионных фондах – М.: Гралия, 2010. – с. 125
Митин В.М. Ценные бумаги: учет, налоги, право. – М.: Налог Инфо, 2006 –229 с.
Клевцова Т., Негосударственные пенсионные фонды: правовой и налоговый аспекты. // Финансовая газета, №12, март 2004 г.
Куртин А.В. О бюджетной политике Пенсионного фонда России // Вестник ПФР, 2012. №1. С.4.
Соловьев А.К. Система пенсионного обеспечения сегодня// Финансы, 2010. №8. С.5.
Соловьев А.К. Основные проблемы и принципы формирования бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год // Пенсия, 2011. №2. С.6...
Финансы Учебное пособие/ Под. ред. проф. А.М. Ковалевой - М.: Финансы и статистика, 2011. С.96.
Чудновская Г.В. Роль негосударственных пенсионных фондов в системе пенсионного страхования граждан. // Экономика природопользования. Обзорная информация ВИНИТИ, 2007. - №1
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА, 2011. - 714 с.
Электронные ресурсы
Официальный сайт Центрального Банка России https://www.cbr.ru/
Официальный сайт Пенсионного фонда РФ https://www.pfrf.ru/
Интернет версия системы «Консультант плюс» https://www.consultant.ru/
Справочно-правовая система «Гарант» https://www.garant.ru/
Электронный журнал «Пенсионное обозрение» https://pеnsionobsеrvеr.ru/indеx
Распространение информации о НПФ. Словарь финансовых и юридических терминов. https://www.consultant.ru/