Сколько на самом деле лет Харькову?




Начало исторического погружения в доисторические для Харькова времена, начатое в прошлую пятницу, мы продолжаем сегодня и движемся дальше в прошлое. Тут и возникают вопросы. К примеру, Киев имеет чудную, никем не подтвержденную легенду об основании сестрицей Лыбедью и братьями во главе с Кием славного города, который стал матерью городов русских и столицей нынешней Украины. А Москва своим 850-летием целиком обязана летописному упоминанию не города, а реки, и не сразу, а спустя триста лет.

И ничего. Все знают возраст столиц до года. У Харькова легенды такой нет, а те, которые есть что-то не приживаются. Летописцы в известных источниках не удосужились написать не только, что был дескать. Но и что не было вовсе. Потому воспользоваться своим правом на поиски утерянного прошлого вовсе не зазорно. Продолжим наши интеллектуальные упражнения с двумя собеседниками, имена которых, по-прежнему не раскрываю.

Исходя из того, что Харькова на карте славянского государства не было до 1654 года, мы можем допустить, что здесь жили не славяне...

- Нужно еще разобраться, кого называть славянами. Некогда здесь наверняка жили не славяне, коль скоро сохранилось не славянское название города, ведь мы говорили, что в славянском языке аналога слову Харьков - нет. Здесь жили те, кого мы называем праславянами. К примеру, к западу от Днепра жили анты, которых считают древнеславянским племенем... А вот кто жил на месте нынешнего Харькова остается вопросом.

- А кто мог жить в нашем городе до его... основания?

- Если наложить топонимическую сетку на географическую, возникнет предположение, что в районе Слобожанщины различные языковые ареалы встречались. С юго-востока сюда подходит иранская группа гидронимов. Об этом можно судить по названиям рек. С северо-запада - ареал балтских гидронимов. С юго-запада - фракийские. И, наконец - угро-финские с северо-востока. Четыре языка, на которых говорило тогдашнее человечество, здесь представлены и перемешаны, они здесь как бы встретились.

- Это историческая случайность?

- Если мы имеем в виду, что здесь жили не вполне славяне, то потому, что такие же еще "не славяне" жили в то время и в Киеве, и в Чернигове. Если вчитаться в "Повесть временных лет" и обратить внимание на имена, то рядом с привычными Владимир, Святослав возникают там Пласкиня, Путята, Гюргята, Горясир. Даже имена, которые мы привыкли считать "родными", - не вполне таковы, скажем, Олег. Как это объяснить? Ответ - из алано-булгарского "Алаг" - "Йолыг", что значило "ведающий", "прорицатель". Не понимая смысла, произвели его удвоение - киевский князь Олег стал Вещим Олегом. Больше того, русский язык тысячу лет назад, в десятом веке звучал так, что мы бы его сейчас и не поняли. Он был значительно ближе к иранскому. Пример - названия 10 днепровских порогов, зафиксированные византийцем Константином Багрянородным в эпоху княжения Игоря и Ольги. Там приводятся славянские названия и параллельно русские. Это независимый источник, который не был заполитизирован, просто географически: порог такой-то по-славянски назывался так, а по-русски так... И мы видим, что это абсолютно два разных языка. Тогда получается, что на том же Донецком городище, которое всегда считалось исключительно русским и славянским, жили помимо представителей роменско-борщевской археологической культуры, которую соотносят с племенем северян, еще и представители салтовской культуры. А на том же Салтовском городище жили помимо руссов, аланов, булгар еще и славяне тоже. Несколько великих переселений народов, миграции племен, образование и распад государств... Где-то становилось больше славян, а где-то больше тюрков, булгар или аланов или еще кого-то. В принципе это нормальная ситуация для места на окраинах или, если хотите, на стыке цивилизаций. И здесь представители разных племен, скорее всего, тотально не враждовали друг с другом.

- Восемьсот лет назад здесь, возможно, была именно та санитарная зона между сложившимся в Поднепровье Киевским государством и государствами Поволжья и Подонья - Булгарией и Хазарским каганатом. Харьковская земля была буфером между ними, об этом, собственно, мы и хотели бы поговорить, разобраться в исторической роли Харькова в Х-ХIII веках.

- Если в сохранившихся славянских источниках мы уже вряд ли найдем исторические зацепки о Харькове, существовавшем "до своего рождения", то есть ранее середины XVII века, то, может быть, есть какие-то другие источники, которые дали бы возможность понять, что здесь происходило, скажем, в татаро-монгольские, хазарские, половецкие времена. Вот Булгария и Хазарский каганат - что это такое? Есть письменные источники?

- В том-то и дело, есть реальный источник: рукопись Кул Гали, очень известного древнебулгарского поэта, автора поэмы "Кысса-и Йусуф" или "Йусуф и Зулейха", написанной на языке тюрки 800 лет назад. Кул Гали жил в Волжской Булгарии и по нашим меркам был революционером, который не был согласен с политикой, в то время творимой на Волге. Но главное, он был талантливым поэтом-путешественником. И его поэма, к счастью, сохранилась и дошла до нашего времени. В одном из рассказов, о его путешествии с Волги на Днепр, всплывает эпизод, когда у некоего поселения произошло, в общем-то заурядное событие: разбойники напали на торговый караван. Была стычка. Глава разбойников был взят в плен. И все. Эпизод ничем не примечателен, если бы не упоминание места стычки - "у аула Харька"! Только упоминание этого географического пункта переносит нас на 800 лет назад.

- Какой это примерно год?

- Около 1205-1206 года. Откуда эта дата? Кул Гали (опять же по случаю) вспоминает эпизод, известный из истории Киевской Руси - о конфликте киевских князей, называя их практически теми же именами. Расскажу его суть: князья-мономашичи делят "золотой стол Киевский", один напускает на город своих союзников-половцев, и те Киев нещадно грабят, а спасают русскую столицу вассальные Киеву тюрки-черные клобуки. Гали сочувствовал последним. События эти известны и произошли в 1203 году.

- А сам источник, какого года? Ведь летописи часто неоднократно переписывались.

- Сам текст ученые относят к началу ХIII века.

- Это какая-то древнебулгарская летопись?

- Да. Скажем это фрагмент, который вошел в независимый рассказ о путешествии Кул Гали и его жизнеописание. Он пишет о себе от первого лица. Упоминает события, которые позволяют датировать весь рассказ, ну, скажем, крайней ранней датой - 1205 годом, с авторскими дополнениями в 1230 году. Он их дописывал. Там видны эти правки.

- Я хочу задать сейчас такой гадкий вопрос. Что значит - видны эти правки? Можно ли этот источник посмотреть в оригинале? И где?

- Насколько нам известно, он существует в нескольких вариантах: как в первозданном, то есть написанном на языке тюрки, так и в переписанном позже из-за ветхости. Главное уже есть переводы его на ряд языков. И его текст является историческим документом, о котором идут споры.

- Хорошо, а не фальсификация это?

- Если стояла задача фальсифицировать историю, выразить свое предвзятое к кому-то отношение - это всегда видно. Эпизод незначительный, "проходной", он вообще кроме географических ориентиров не несет никакого смысла. В целом летопись, конечно, несвободна, там есть, скажем, моменты политические, о которых можно спорить. Но это совершенно не касается нашего случая, не назван какой-то князь, бек или хан, претендующий на этот район. То есть в этих путевых заметках он малозначим, а для нас он - ориентир во времени и в пространстве... Я понимаю, что существует опасение, в смысле его подлинности.

- Конечно. Можно вспомнить известных исторических мистификаторов француза Врэн-Люка, англичанина Аэранда или нашего российского, Александра Сулакадзева, который в ХIХ веке сочинил, к примеру, "Боянову песнь Словену"? Есть ведь несколько записок и о нашем городе, которые датируются примерно ХVII веком, с рассказами о том, что в Харькове существует подземный ход до Белгорода... Если подсчитать расстояние, о котором идет речь, и представить себе технологию, то подземный ход должны были копать лет 500... Мифы ведь возникают легко! Воображение дорисовывает детали. Рассказы, даже подлинные и идентифицированные во времени, тоже, в общем, вызывают сомнения. Трою, правда, раскопали, но теперь сомневаются, Трою ли... Если сам по себе этот документ подлинный, тогда где он существует?

- Книги хранятся в нескольких музеях, издан трехтомник на русском языке, его можно уже прочитать в интернете...

- Тогда можно подробнее об этой летописи...

- Один момент. Как выплыла вот эта фраза о селении Харька? Чтобы было понятно: Кул Гали сам там не был. Он стал на отдых в городе, который у булгар назывался Хин-Кермен - сейчас установлено, что это соответствует одной из хазарских столиц на Дону, Саркелу, который в 965 году князь Святослав завоевал и назвал Белая Вежа. Но уже во времена Владимира Мономаха, в 1117 году, русский гарнизон и жители (беловежцы) оставили этот город. С тех пор наши летописи о нем молчат, но теперь понятно, кто пришел на смену. Собственно, поэтому и молчат. Так вот, Кул Гали здесь познакомился с начальником пограничной стражи - фактически, хозяином южной границы, и остановился у него. Офицер оказался образован и словоохотлив, а его гость - любознателен и никуда не спешил. В итоге мы многое можем узнать о состоянии транзитной торговли в XIII веке, дорогах, способах защиты в открытой степи и так далее. Впечатление путешественника, неплохо владеющего пером - это наиболее нейтральная, неискаженная посторонними мотивами информация, на которую можно рассчитывать. И мы вправе на нее опереться. Среди прочих сведений, Кул Гали узнал у хозяина о прискорбном падении нравов в половецких кочевьях, занимавших водораздельные степи Причерноморья. Купцам, чтобы проехать с товарами к Киеву и дальше, приходилось вооружаться, сбиваться в большие группы, нанимать государственную охрану, а старейшины половецких кланов, через земли которых пролегали давно протоптанные торговые пути, сами кровно заинтересованные в этом транзите, ибо часть шелков, украшений и красивого булгарского сафьяна оседала у них - вынуждены были отдавать в Хин-Кермен заложников из знатных родов, чтобы удержать сородичей от соблазна завладеть всем и сразу. Но и это не спасало - и благодаря возмутительному прецеденту мы точно знаем, что Харьков все же существовал уже в те времена, Один из половецких княжичей атаковал караван, хотя его младший брат находился в заложниках. При допросе виновный в разбое и не думал раскаиваться, а на замечание, что он-де обрекает на гибель своего родственника, ответил: "И прекрасно, тогда я один унаследую отцовское достояние". Цинизм запомнился, и Кул Гали это записал. А речь шла о стычке, случившейся у аула Харька, и о расследовании инцидента.

- Получается, если мы возьмем, скажем, среднюю дату из первого десятилетия XIII века, то это 1205-1206 год, выходит восемь веков.

- Это не единственный источник. Есть еще древнебулгарские летописи... Волжская Булгария - торговый партнер и соперник Киевской Руси. Гигантская территория от Волги до Днепра от Среднерусской возвышенности до Кавказа. В данном случае речь идет о как бы ничьей земле. Ни Русь, ни Булгария на нее не претендовали и не пытались ее тогда всерьез заселить. Она была вроде некоей зоны отчуждения между христианством и мусульманством... Это всех устраивало до того момента, пока не поменялись правила игры. Мы знаем, что история городов и государств имеет пики и падения. Знаем, что в XIII веке, скажем, Киевская Русь пришла в то состояние, которое привело ее к столкновению с кочевниками, которых принято называть татаро-монголами, и обрушению... К такому же состоянию, возможно, пришла и Волжская Булгария. Ведь монголы сначала завоевали Булгарию и стерли с лица земли ее столицу. Через год пошли на Русь. Был обрушен некий сложившийся мир со своими устоявшимися связями... Но в Булгарии очень долго сохранялась письменная традиция. Имперская, если угодно. Ведь еще в ХIII веке там был университет известный во всем мусульманском мире, были больницы, была политическая борьба, был диктатор Чельбир, студенческая оппозиция, которая с ним боролась, и так далее... У них это все фиксировалось на бумаге. Этого нет в киевских летописях, авторов которых интересовал только Киев и перипетии династической борьбы за его "золотой стол".

- И что дальше?

- Натолкнувшись на этот источник, мы поняли, что надо копать, проводить исследования, многократно удостоверяясь, так ли это было. Логика подсказывает, что так все и было. К примеру, мы реконструируем эти торговые пути, маршруты купцов из Волжской Булгарии в Киев, а они ведь существовали веками и сохранялись в смутные времена. Даже монголы, придя сюда, позаботились, чтобы путь был восстановлен, и караваны продолжали идти. Дороги тогда были "двигателем" торговли и экономики. Из булгарских летописей следует, что местные жители - половцы, печенеги, булгары, славяне, хазары и другие, принявшие христианство под эгидой Киевской Руси, впоследствии стали казаками. Оттуда, скорее всего, и пошло казачество. В этом предположении нет политики или смысла тянуть одеяло на себя. Просто это люди привычно жили в степи, или на границе лесостепи и сохраняли в своей речи лексикон, привычки и образ жизни на протяжение веков. Потом они ассимилировались в русскую культуру, приняли христианскую веру, взяли, скажем так, политическую ориентацию на Киев, на Причерноморье и Византию. И продолжали жить худо-бедно на этой территории до того момента, пока легализовались в XVI веке. Просто воссоздали свою структуру. И вот тут мы приходим к тому, что если история могла так развиваться, то, скорее всего, и в районе Харькова могло быть некое поселение, а местные жители могли помнить о его прошлом. Произошла реинкарнация. Ведь мы знаем, что черкасы сюда пришли. Кто такие черкасы - это тюркско-булгарское слово, "чир" - вольный, "кесе" - человек. Фактически тот же казак. Черкасами - в Москве (а в Польше "черкасскими молодцами") упорно называли тогдашних украинцев. Слово "казаки" не употреблялось принципиально, и тому есть причина. А вот для себя все черкасы - чугуевские, харьковские - были "козаками". В Москве они воспринимались весьма самобытным народом, хотя были православными, союзниками и так далее. Закономерно вести поиск там, где обнаружились первоисточники, ощутимо присутствие новой золотой жилы, там, где возможно раскопать.

- А все-таки языковая принадлежность самого названия Харькова больше тюркская, или хазарская, или еще какая-нибудь?

- Можно предположить, что это слово аланское. Булгаро-аланы жили в районе Салтова, в районе Чугуева. Часть Чугуевского поселения относится к салтово-маяцкой культуре, которая соотносится с культурой аланов. Часть их жила на Кавказе, часть жила в нашей зоне. Между ними был степной коридор. Так исторически и географически сложилось. На Дону-Донце они жили еще в эпоху Мономаха, в XII веке. Сын Мономаха привез оттуда невесту - ясскую, то есть аланскую княжну - Елену Яску. Возможно, слово "Харька" - тюркское, есть вариант его перевода - лебедь. Возможно, это хазарское слово "харк", которое обозначает дань... Это исходя из той логики, что предположительно здесь были торговые пути: торговля, оброк, дань...

- Да. В ХII веке в Армении существовала территория, которая называлась Харк. Достаточно большая... Если представить некое движение из наших краев в те места, где сейчас кочует курдское племя харка, то эта умозрительная траектория проходит как раз через район Армении. Может быть это "осколок" племени - пошли за солью и не вернулись...

- Можно попытаться найти еще один более ранний аналог обратного процесса: в VIII веке произошла большая миграция аланов с Кавказа именно в район Северского Донца, в район Верхнего Салтова. Тогда сложилась ситуация, когда было массовое переселение народа из Алании (это будущая Осетия). А в эпоху расцвета аланского государства в центральном Предкавказье, среди других Аланских крепостей известно городище с названием Харк. Это примерно IX век.

- Если подытожить эту часть нашей полемики, Харьков мог существовать в рамках Булгарской державы или по еще одной версии, высказанной вами - как аланское поселение. Сколько тогда ему лет?

- IX-XI века с аланской версией пока что, к сожалению, гипотетичны, а вот фактическое упоминание аула Харька в тюркском тексте у Кул Гали датируется, как мы говорили, 1205-1206 годами, а значит насчитывает восемь веков. Но есть еще история Кара-Булгарии, о которой мы расскажем в следующий раз...

Недоумевал Евгений МАСЛОВ (Начало читайте в? 102. продолжение следует)

В июле этого года в Национальной библиотеке Республики Татарстан открылась выставка, посвященная 790-летию первой редакции поэмы "Кысса-и Йусуф" известного булгаро-татарского поэта Кул Гали. В 1212 году он завершает первую редакцию своего произведения, а в 1233 - вторую. Поэтому в рукописях встречаются обе даты. Обе редакции "Кысса-и Йусуф" были распространены только в Среднем Поволжье и Приуралье, в пределах обитания булгаро-татар. Именно в этих регионах была найдена большая часть экземпляров поэмы. Хранящиеся за рубежом - в Дрездене и Берлине - две рукописи поэмы были также вывезены из Казани. То же самое можно сказать и о санкт-петербургских экземплярах "Кысса-и Йусуф", которых имеется свыше десятка. Единственный бакинский и пять уфимских списков поэмы были также обнаружены в районах проживания татар.

КУЛ ГАЛИ (Кул, Али) (конец XII - начало XIII в., г. Буляр), древнебашкирский и древнебулгарский поэт. Происходил из знатного рода башкирского племени айле. Служил 45 лет мударрисом в Хорезме. Автор поэмы "Кысса-и Йусуф" или "Йусуф и Зулейха" ("Kиссаи Йософ" йэки "Йософ уэ Зэлэйха"), написанной на языке тюрки. Поэма была широко распространена в рукописных списках по всему Урало-Поволжью, ныне входит в сокровищницу культуры башкир, татар, узбеков, казахов, туркмен, каракалпаков.

"Энциклопедия Кирилла и Мефодия"

Сей труд я завершил в шестьсот тридцатый год,

Сейчас - святой Раджаб, - тридцатый день идет.

Закончил я писать сей стихотворный свод, -

Я милостью творца поддержан был теперь.

Раб скромный Кул Гали сложил здесь много строк,

и каждую вершил двадцать четвертый слог... -

Раджаб - седьмой месяц лунного календаря. Тридцатое раджаба 630 г. соответствует 12 мая 1233 г. В многочисленных списках поэмы встречаются в основном три даты: 600, 609 и 630 годы хиджры. Более вероятными признаны две даты: 609 и 630. В тюркском оригинале "девять" (тукуз) и "тридцать" (утуз) в системе рифм строфы (йитузендэн - утузындан-тукузындан) легко заменяемы, и ошибочный вариант, по всей вероятности, возник на этой основе. Переписчики могли допустить его и из профессиональных соображений, то есть с целью избежать тавтологии в рифмах. А между тем повторение одних и тех же слов в рифмах Кул Гали - не редкость. На основе учета всех этих соображений, а также социально-исторической обостренности идей и мотивов поэмы, дальнейшей судьбы ее, как и судьбы автора, признан более верной датой 630 год хиджры.

Булгары

- 1) племя, образовавшееся в Волго-Урале более 15 тысяч лет назад в результате объединения семи огузо-тюркских и сакланских (североиранских) родов и первоначально называвшееся "идель" - "семь родов". Племя булгар называется в литературе также "болгарами" и "протоболгарами". Булгары Европы делились на булгар Украины, называвшихся "кара-булгар" ("западные" или "черные булгары"), булгар Предкавказья, называвшихся "бурджанами" и булгар Волго-Урала. В 737 году масса бурджан, а в 820 году - черных булгар принимает ислам. Это в значительной степени объясняется тем, что исламские воззрения выросли на фундаменте булгаро-шумерских традиций. Племя булгар участвовало в сложении и является основным предком следующих современных наций и народностей: булгар (в том числе и части сибирских тюрков), турок, карачаевцев, балкар, кумыков, крымских тюрков, каракалпаков, азербайджанцев, чувашей, украинцев, дунайских болгар, венгров, гагаузов;

- 2) часть племени булгар, ушедшая 12 тысяч лет назад из Волго-Урала на Ближний Восток и основавшая Шумерскую державу. Одна часть шумерских булгар влилась в состав других ближневосточных соседей, а другая, жившая на территории Турции, стала основой турецкой нации;

- 3) народность, сложившаяся на основе слияния главным образом булгарских, гунно-маньчжурских, финно-угорских и огузо-сабанских групп Волго-Урала во II-IX веках и воспринявшая имя, огузский язык и идеологию булгар и культурные традиции булгар, гунно-маньчжур и сабанов.

Кара-Булгар - 1) древнее название Булгарской державы, означавшее "Великая Булгария";

- 2) Украина;

- 3) территория Кара-Булгарского бейлика.

Кичи Шир - Северский Донец.

Башту - официальное булгарское название города Киева, основанного в 620 году по приказу кана Курбата (Кубрата). Кроме этого, булгары называли город "Кый" (отсюда - славянское его название "Киев"), а его цитадель - "Шамбат".

Урусы (русы, руссы) –

- 1) массагетский род, один из предков украинского народа;

- 2) русичи-украинцы;

- 3) великороссы.

Харька - 1) булгарский род;

- 2) булгарский балик; ныне - украинский город Харьков.

Хорысдан - булгарский город на Украине, современный город Путивль. Булгары называли его также "Батавыл", то есть "Княжеской Ставкой", отчего возникло современное название города "Путивль". Назывался также "Коростень" (искаженное "Хорысдан").

Хуреа - 1) алп (дух) огня и кузнечного дела;

- 2) булгарский балик - центр железнорудной добычи Кара-Булгара; современный город Курск.

Чаллы-Кала - современный город Белгород.

(КРАТКИЙ СЛОВАРЬ СРЕДНЕВЕКОВЫХ БУЛГАРСКИХ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ НАЗВАНИЙ И ТЕРМИНОВ, ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В "ДЖАГФАР ТАРИХЫ")

Особенно много населенных пунктов было в той части Волжской Булгарии, которая называлась Внутренняя Булгария. Ее граница на севере проходила по реке Шешма, на западе - по реке Свияга (первоначально булгары ее называли Дэбэр-су, позже - Зюя-су), на востоке - по левому берегу Камы, на юге - по линии: истоки р. Шешмы (Чишма), среднее течение реки Большой Черемшан, город Мардан Сэмбэр (Ульяновск). Так, например, лишь в нижнем течении реки Ахтай на протяжении 20 км было расположено 5 городов и 20 сел. Чем объяснить тот факт, что за короткий исторический отрезок времени после переселения в районы Среднего Поволжья бурджане - дагестанские булгары и кара-булгары - западные булгары сумели построить большое количество крупных городов и сел? Причин было много. Отметим лишь некоторые из них. Во-первых, шумеры, древнейшие исторические предки булгар, в течение тысячелетий строили города и создавали развитую цивилизацию. В течение многих веков булгары жили в районах Северного Дагестана, Приазовья и Северного Причерноморья. Здесь они построили много городов и крупных сел: Башту, Батавыл, Харька, Караджар и другие.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-09 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: