Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №11 «Колосок»
Ролево - игровой проект
Разработала:
Елшанкина Елена Сергеевна
Воспитатель, стаж работы 6 лет.
г.о.Семеновский, 2017
Хохлома ты моя золотая,
Твой характер цветист без прикрас,
Над Россией жар-птицей взлетая,
Ты волнуешь придирчивый взгляд.
Чтоб светлели суровые лица,
Украшай вдохновенно дома,
Чудодействуй в веках, мастерица,
Золотая моя Хохлома!
П. Синяковский
Паспорт проекта
Возраст участников
Дети старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа).
Вид проекта
По количеству участников в проекте:
· индивидуальный.
По продолжительности выполнения проекта:
· краткосрочный (2 неделя).
По доминирующему виду деятельности:
· ролево - игровой.
Актуальность проекта
В наши дни мы на многое начинаем смотреть по-иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство, к сожалению, очень поверхностно знакомо, например, с народной культурой.
Как жили русские люди?
Как работали и как отдыхали?
Что их радовало, а что тревожило?
Какие они соблюдали обычаи?
Чем украшали свой быт?
Эта тема, несомненно, привлекательна для детей, как все творческое, красивое, яркое и достаточно необходимое в повседневной жизни. Вместе с тем, на наш взгляд, это приобщение детей к истокам русской культуры, традициям и изобразительному искусству. Педагоги всегда относились к носителям русской народной культуры. Поэтому мы обратились к истокам русской народной культуры и, в первую очередь,
к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Гипотеза:
Если: | То: |
придумать увлекательный игровой сюжет | удастся превратить процесс обучения в игру |
знания через проигрывание игрового сюжета будут интегрироваться в течение дня в разные режимные моменты | Воспитание культуры будет всесторонним, реализующим не только обучающую функцию, но и воспитательную: воспитание нравственных качеств т.п. |
в игре предусмотреть образовательное содержание программных направлений развития «Речевое», «Художественно-эстетическое», «Познавательное» | процесс формирования нравственной культуры дошкольника будет полноценным и успешным |
В игру включить родителей | Взаимодействие с родителями встанет на качественно новый уровень, они станут активными участниками образовательного игрового пространства группы |
Цель проекта:
Поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам и явлениям, к творчеству мастеров.
Задачи проекта:
1. Превратить обучение в действительно увлекательную игру.
2. Усовершенствовать и обогатить предметно-развивающую среду в группе.
3. Познакомить детей с хохломской росписью, ее историей.
4. Повышать интерес детей к знаниям, традициям и ценностям русского народа.
5. Знакомить детей с художниками Хохломской росписи.
6. Развивать умение выделять характерные элементы росписи: ягоды, цветы, завиток, травка, листики.
7. Закрепить у детей знания о народных промыслах.
8. Развивать умение самостоятельно выбирать колорит росписи, в зависимости от основного тона, развивать чувство цвета, творчество, фантазию.
9. Воспитывать интерес к русскому декоративно – прикладному искусству.
Новизна заложена в форме организации педагогического процесса – получение детьми знаний через проживание игрового сюжета. Такая форма помогает детям успешно и без переутомления осваивать необходимые для их возраста знания.
Практическая значимость
Практическая значимостьпредставленного проекта состоит в возможности его реализации в условиях любого дошкольного образовательного учреждения. Всё зависит от фантазии педагога. Представленный опыт по организации предметно-развивающей среды, как современный подход к проведению разных форм организации занятий позволит повысить интерес ребенка к истории своего города, повысит интерес детей к традициям и ценностям русского народа, увлечет в игру, а это уже почто 100% -ный результат успеха.
Методы: Во время реализации проекта будут использованы такие методы как рассказ, беседа, объяснение, а также выполнение практических заданий, которые занимают большую часть. Так как проект, включает в себя различные задания, способствующие расширению и углублению знаний, умений и навыков, то занятия для каждого воспитанника дают больше возможностей для творческого развития личности.
Образовательная область | Содержание |
Физическое развитие | Проведение народных подвижных игр на прогулке, физкультминутки и др. |
Социально-коммуникативное развитие | Развивать творческое воображение; воспитывать интерес к народно – прикладному искусству и традициям русского народа, чувство гордости за свою страну и уважение к труду народных мастеров. Совершенствовать умение составлять описательные рассказы, отвечать на вопросы, презентовать свои работы. |
Художественно-эстетическое развитие | Знакомство с народным прикладным искусством; изготовление поделок к праздникам в подарок и для украшения интерьера. Знакомство детей с народным музыкальным творчеством. |
Речевое развитие | Чтение русских народных сказок, сказок и рассказов русских писателей, заучивание с детьми стихов, поговорок, считалок. |
Познавательное развитие | Расширять и уточнять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров. |
Форма работы:
изучение литературы по теме;
беседы;
занятия по теме;
изучение продукта детского творчества;
организация выставки работ детей;
оформление консультации для родителей о народном промысле – Золотой Хохломе;
создание презентации.
Этапы реализации проекта
Этап | Деятельность на этапе |
Организационный этап | -Изучение литературы по организации предметно-развивающей среды в группе -Подбор наглядных и дидактических материалов (тематические картинки, плакаты с элементами росписи); - Подбор произведений декоративно-прикладного искусства, изделий народных художественных промыслов, эстетически выразительных предметов бытового назначения; -Подготовка презентаций по ознакомлению детей с народными промыслами; -Подготовка картотеки подвижных народных игр, физкультминуток и пальчиковой гимнастики; -Подбор фото и иллюстраций для альбома «Знакомство с народными промыслами Семенова»; -Подготовка материалов для организации творческой деятельности детей. Обогащение РППС в группе. |
Этап реализации | Познавательная деятельность: 1. Тематические беседы: «Народные промыслы города Семенова», «Золотая хохлома», «Путешествие к мастерам хохломы», «Композиции хохломского узора», «Колорит хохломской росписи». 2. Просмотр презентаций: «Золотая хохлома», «Изготовление деревянной ложки», «В гостях у семеновских мастеров», «Русская изба». 3. Экскурсия на фабрику «Хохломская роспись» 4. Экскурсия в Дом Семена ложкаря. Речевая деятельность: 1. Чтение произведений фольклора на тему народных промыслов: Чтение стихов: * Л. Гулыга «Пёстрый хоровод» * П. Синявский «Хохломская роспись» * Ю. Николаева «Чаша» * отрывок из книги Н. Бедник «Хохлома» (об истории хохломской росписи). 2. Разучивание стихотворений, частушек о народных промыслах. 3. Чтение русских народных сказок. Художественно творческая деятельность: 1. Рассматривание альбомов и наглядно демонстрационного материала, изделий народных мастеров. 2. Знакомство с технологией составления хохломского узора из простейших элементов хохломской росписи (травяной орнамент, капельки, усики, завитки, кустики - листочки, ягодки). 3. Лепка: «Настенное панно с хохломским узором». 4. Рисование элементов хохломской росписи. 5. Рисование «Укрась тарелочку. Хохлома». 6. Аппликация «Хохломские узоры в полосе». 7. Рисование. «Хохломской завиток». 8. Рисование «Хохломские ложки». Игровая деятельность: 1. Подвижные народные игры «Золотые ворота», «Горелки», «Горелки с платочком», «Цепи кованые», «Жмурки», «Ручеек». 2. Дидактические игры «Узнай элементы узора», «Узнай роспись», «Одень куклу», «Предметы русской старины», «Найди лишнее», «Что изменилось», «Разрезные картинки»; художественно-дидактические игры «Обведи и раскрась», «Дорисуй и раскрась», «Составь узор», «Собери целое». Музыкально-фольклорная деятельность. 1. Слушание произведений музыкального фольклора: прослушивание аудиозаписи песни М. Пахоменко «Хохлома», весёлого наигрыша ансамбля «Русский сувенир», ансамбля Русские Узоры «Золотая Хохлома», заучивание песни «Русские ложки» (муз. и сл. Г.Рузанова), частушек о Хохломе. 2. Музыкально-дидактические игры. Работа с родителями. Родителям предлагалось: 1.Консультации: «Влияние народного декоративно-прикладного искусства на развитие творческих способностей детей»; «Мир Золотой Хохломы»; «Духовно-нравственное воспитание дошкольников» 2. Изготовление альбома «Хохлома глазами детей» 3. Рекомендация в выходные дни посетить с детьми: музей «Золотая Хохлома», музей «Народных промыслов», музей «Дом Семена ложкаря» |
Результативный этап | - Интервью с художницы Красильниковой Н.В. - Выставка персональной выставки художницы Красильниковой Н.В. - Презентация проекта. -Публикация проекта в интернет сообществе (Приложение скриншот). |