ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ЗАЧЕТ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
ОСНОВЫФИЛОСОФИИ
Для студентов
Специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения,
Укрупненная группа 40.00.00 Юриспруденция,
Базовый профиль
Преподаватель Е.А. Носкова
Г.
Вопросы для подготовки к дифференцированному зачету
1. Формирование, развитие философии и её место в системе общественных дисциплин. Соотношение философии и науки.
2. Функции философии.
3. Мифологическое и религиозное мировоззрение как предпосылки возникновения философии. Соотношение мифологии и религии с философией.
4. Понятие, структура мировоззрения. Его роль в жизни человека.
5. Философия Древнего Востока: Индия и Китай.
6. Античная философия. Сократ. Платон. Аристотель.
7. Философия Средневековья. Богословско-философское учение Фомы Аквинского.
8. Натурфилософия эпохи Возрождения.
9. Философия Нового времени. Бэкон. Декарт.
10. Французская философия - философия Просвещения.
11. Критическая философия И. Канта.
12. Философская теория Г. Гегеля.
13. Российская философия ХIX - нач. XX вв. Славянофилы и западники.
14. Религиозная философия В. Соловьева, Н. Фёдорова, Н. Бердяева.
15. Философия К. Маркса - философия гуманизма.
16. Основные течения западной философии XX века.
17. Философия Ф. Ницше.
18. Основной вопрос философии и основные направления философии.
19. Онтологические основы философии. Категория бытия в философии, основные формы бытия.
20. Естественная и искусственная среда обитания человека. Место человека в природе.
21. Проблема соотношения природного (биологического) и социального (общественного) в человеке.
22. Философская антропология о сущности человека. Принцип антропоцентризма в современной философии.
23. Социальная философия о соотношении личности и общества.
24. Философский взгляд на глобальные проблемы современного общества: демографическая, экологическая, сырьевая, продовольственная, проблемы войны и мира.
25. Философский анализ культуры. Единство и различия духовной и материальной культуры. Проблема понимания культуры.
26. Цивилизация как форма существования и развития общества.
27. Многообразие форм и типов цивилизаций.
28. Место России в мировом цивилизационном процессе.
29. Представление о материи в истории философской мысли.
30. Понятие системности материи. Уровни материи в современном естествознании.
31. Основные свойства материи: пространство и время как формы существования материи.
32. Основные свойства материи: движение как способ существования материи.
33. Научное познание и его специфика.
34. Методы научного познания.
35. Социальная философия о сущности, происхождении и развитии общества. Основные концепции развития общества.
36. Движущие силы развития общества. Материальные и идеальные факторы в жизни общества.
37. Основные уровни и формы общественного сознания. Идеология и общественная психология.
38. Развитие как диалектический принцип детерминизма. Направления развития.
39. Понятие, сущность сознания. Эволюция форм отражения.
40. Проблема сознания в истории философской мысли.
41. Познание как предмет философского анализа. Виды познания. Субъект и объект познания.
42. Истина как цель познания. Концепции истины. Ложь, заблуждение.
43. Взаимосвязь сознания, трудовой деятельности человека и языка. Функции языка.
44. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии мира.
45. Категории диалектики в философии.
46. Понятие закона. Законы диалектики.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫФИЛОСОФИИ»
УСТНЫЙ, ПИСЬМЕННЫЙ ОТВЕТ
1. Ответ заслуживает отличной (5) оценки в том случае, если обучающийся демонстрирует всестороннее, системное и глубокое знание программного материала, логическое, последовательное изложение ответа с опорой на разнообразные источники, свободно владеет соответствующей терминологией, четко аргументирует личную позицию в понимании рассматриваемой проблемы.
2. На 4 (хорошо) оценивается ответ обучающегося, обнаружившего полное и системное знание учебного материала, при построении ответа опирающегося на обязательную литературу, пользовавшегося необходимой терминологией.
3. Оценка 3 (удовлетворительно) выставляется обучающемуся, демонстрирующему знания основного программного материала, но допускающему погрешности в ответе, не использующему вовсе или использующему с ошибками необходимую терминологию.
4. Оценка 2 (неудовлетворительно) выставляется обучающемуся, обнаружившему существенные пробелы в знаниях основного учебного материала, представившему информацию не в контексте задания или отказавшемуся отвечать.