ЛЕКЦИЯ 5. Психологическая работа в медицинской сфере
1. Разделы и задачи клинической психологии;
2. Психодиагностика и психотерапия в деятельности медицинского психолога
3. Психопрофилактика и реабилитация в деятельности медицинского психолога
Фильм: Филипп Пиннель
Рефераты:
1. Гештальтерапия
2. Сказкотерапия
3. Арттерапия
4. Эриксоновский гипноз
5. Терапия реальностью
6. Поведенческая терапия
7. Телесноориентированная терапия (ТОТ)
8. Классификация личностных расстройств
Разделы и задачи клинической психологии
На протяжении всего средневековья безумие считалось следствием одержимости бесом. Аномальное поведение объяснялось пристуствием злого духа, кот. нужно изгнать с помощью заклинаний и дурного обращения с ним. Поэтому таких людей нужно сжигать, уничтожать.
В 16 и 17 вв. начинают открывать приюты для умалишенных. Однако, здесь участь была не лучше, чем в тюрьме. Их заковывали в спец. клетки и в цепи.
Только в конце 18 в. Безумием занялась мед. наука, назвав это расстройство болезнью. Такое признание привело к рождению психиатрии и возникновению понятия «психическое заболевание».
Филипп Пинель был первым врачом, кот в 1792 г. потребовал освободить умалишенных, содержащихся в приюте в Париже, от цепей и начал к ним относиться как к психическим больным. Он в своем «Трактате о душевных болезнях» писал, что психиатрической больницей должны руководить врач, администратор и психолог.
Медицинская психология как отрасль прикладной психологии выделилась в самостоятельную науку только в XX веке. Практическая работа психологов в медицине была направлена прежде всего, на разработку и применение методов психодиагностики (в целях медико-психологической экспертизы), а также методов психотерапии. Основными методами медико-психологического изучения больного были клиническая беседа и экспериментально-психологическое исследование душевнобольных. Герман Роршах (1884—1922) разработал проективную методику психодиагностики. Основными методами психотерапии были суггестивные, психагогические, психоаналитические {Кречмер, 1998). Суггестивные методы заключались в использовании внушения в бодрствующем состоянии или под гипнозом. Под психологическими методами подразумевалось все, что связано с воспитанием, упражнением и трудотерапией.
Мед. психология изучает психические проявления болезней, роль психики в их возникновении, лечении, а также укреплении здоровья.
Актуальность: лечить не болезнь, а больного.
Задачи медицинской психологии
1. изучение психических факторов, влияющих на развитие болезней, их профилактику и лечение;
2. изучение влияния тех или иных болезней на психику;
3. изучение различных проявлений психики в их динамике;
4. изучение нарушений развития психики;
5. изучение характера отношений больного человека с медицинским персоналом и окружающей его микросредой;
6. разработка принципов и методов психологического исследования в клинике;
7. создание и изучение психологических методов воздействия на психику человека в лечебных и профилактических целях
Клиническая психология направлена на решение задач клинической практики
К. разделам клинической психологии относятся
· патопсихология,
· нейропсихология,
· соматопсихология.
В патопсихологии изучаются болезненные изменения в психике закономерности нарушения психической деятельности и свойств личности при психических заболеваниях. Ценность патопсихологии в медицинской практике заключается в разработке и применении методик диагностики психических нарушений у больных людей. Наиболее авторитетные специалисты в области патопсихологии в нашей стране — Б.В. Зейгарник С.Л. Рубинштейн, В.М. Блейхер, И.В. Крук.
Нейропсихология изучает мозговые механизмы высших психических функций, изменения психики больных при локальных поражениях головного мозга. В нейропсихологии исследуются нарушения восприятия (агнозия), нарушения произвольных целенаправленных движений и действий (апраксия), расстройства различных форм речевой деятельности (афазия), нарушения памяти (амнезия), нарушения внимания, мышления, эмоций. Основоположником нейропсихологии в России был Александр Романович Лурия
Соматопсихология – взаимосвязь психических функций человека с соматическими заболеваниями. В настоящее время доказано, что в происхождении таких заболеваний, как бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка, гипертония важная роль принадлежит психическому фактору. Задача – найти психологическую причину болезни
По классификации психолога Лесли ЛеКрона, причинами психосоматических реакций могут выступать:
- Конфликт — к образованию психосоматического симптома может приводит внутренний конфликт между различными частями личности. Обычно одна из этих частей осознана, другая скрыта в бессознательном. Борьба между двумя противоположными желаниями или тенденциями может приводить к условной победе одной из частей. Но тогда вторая часть начинает «партизанскую войну», признаком которой и могут стать психосоматические симптомы.
- Язык тела — в некоторых ситуациях тело физически отражает то состояние, которое могло бы быть выражено одной из образных фраз ряда: «это одна сплошная головная боль», «я его не перевариваю», «из-за этого у меня сердце не на месте», «у меня связаны руки». Тогда болит определенный орган, сложно дышать, возникают мигрени, нарушается работа желудочно-кишечного тракта и так далее.
- Мотивация или условная выгода — к этой категории относятся проблемы со здоровьем, которые приносят определенную условную выгоду их обладателю. Образование симптома происходит на бессознательном уровне, это не обман и не симуляция. Симптом реален. Но он «обслуживает» какую-то определенную цель.
- Опыт прошлого — причиной болезни может стать травматический опыт прошлого, чаще — тяжелый детский опыт. Это может быть какой-либо эпизод, либо длительное воздействие, которое, хоть и произошло давно, но продолжает эмоционально влиять на человека в настоящем. Этот опыт как бы отпечатывается в теле. И ждет, когда найдется способ его переработать.
- Идентификация — физический симптом может образовываться вследствие идентификации с человеком, имеющим подобный же симптом или заболевание. Как правило, это происходит при сильной эмоциональной привязанности к этому человеку. Часто этот человек может умереть, умирает или уже умер. То есть есть страх его потерять и потеря фактически уже случилась.
- Внушение — симптомы могут возникать посредством внушения. Это происходит, когда идея о собственной болезни принимается человеком на бессознательном уровне автоматически, то есть без критики. Вольно или невольно внушить симптом могут люди, обладающие большим авторитетом или случайно оказавшиеся рядом в момент особого эмоционального накала.
- Самонаказание — в некоторых случаях психосоматический симптом выполняет роль бессознательного самонаказания. Это наказание связано с реальной, а чаще воображаемой виной, которая мучает человека. Самонаказание облегчает переживание вины, но может существенно осложнить жизнь.