Ход урока.
Организационный момент.
Учитель: Приготовились к занятию. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь друг другу.
Вступительная беседа. Послушайте стихотворение.
Семья – это МЫ. Семья – это я,
Семья – это папа и мама моя,
Семья – это Павлик — братишка родной,
Семья – это котик пушистенький мой,
Семья – это бабушки две дорогие,
Семья – и сестренки мои озорные,
Семья – это крестный, и тети, и дяди,
Семья – это елка в красивом наряде,
Семья – это праздник за круглым столом,
Семья – это счастье,
Семья – это дом,
Где любят и ждут, и не помнят о злом
Разгадав ребус, вы узнаете, о чём же мы сегодня будем с вами беседовать.
Ученик: Семья.
Учитель: О чём мы будем говорить на занятии?
Ученик: О наших семьях.
Учитель: Мы будем говорить о семье, о членах семьи, об отношениях между родителями и детьми. Выясним, что нужно делать, чтобы семья жила радостно и счастливо.
Учитель: Как вы думаете, что такое СЕМЬЯ? Как вы понимаете это слово? Что возникает в вашем воображении, когда вы его произносите?
(Ответы детей)
Учитель: В словаре С. И.Ожегова семья – это группа родственников, живущих вместе. А как вы думаете, родственники – это кто?
Ученик: Это мама, папа, братья, сёстры, бабушки, дедушки.
(На доске нарисовано солнышко,по мере называния членов семьи, на доске появляются ЛУЧИКИ: МАМА, ПАПА, Я)
Учитель: Что у нас получилось? Семья – солнышко.
Учитель:
Сейчас мы послушаем стихи, которые вы подготовили о семье.(дети читаю наизусть короткие стихи о семье)
Беседа «Моя семья. Отношения в семье»
Учитель: Действительно, самые близкие, самые родные, самые любимые и любящие люди – мама, папа, братья, сёстры, бабушка, дедушка - ваша семья. Ребята, как вы думаете, зачем человеку семья?
А сейчас мы попробуем сложить пословицы о семье и объяснить, что они обозначают.
1. Вся семья вместе, так и душа на месте.
2. Добрая семья прибавит разума-ума.
3. Т Семейный горшок всегда кипит,
Подберите слова, характеризующие вашу семью. Начните предложение так: Моя семья (какая?)
Учитель: А есть ли в вашем доме праздник? Назовите самые любимые праздники в вашей семье?
Ученик: Новый Год, Дни рождения, Пасха, 8 марта, 23 февраля.
Учитель: Любимым семейным праздником многие из вас назвали Новый год. Как вы готовитесь к нему, расскажите. (ответы учеников)
Учитель:
Уютно и тепло дома, благодаря неустанным заботам ваших родных. Всё-всё, что есть в доме и у тебя самого, - все вещи, книги и игрушки сделаны руками или куплены на деньги, заработанные вашими родителями, твоими близкими. Скажите, как нужно относиться ко всему, что есть у вас? (ответы детей)
\ Физминутка «Кто живёт у нас в квартире».
Раз, два, три, четыре, (хлопаем в ладоши)
Кто живёт у нас в квартире? (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре, пять, (прыжки на месте)
Всех могу пересчитать: (шагаем на месте)
Папа, мама, брат, сестра, (хлопаем в ладоши)
Кошка Мурка, два котёнка (наклоны туловища влево-вправо)
Мой сверчок, щегол и я (повороты туловища влево-вправо)
Вот и вся моя семья (хлопаем в ладоши).
Учитель: Ребята, как вы помогаете своим самым близким людям? (ответы детей)
Учитель: Молодцы! Вы такие замечательные помощники! Я вижу, вы стараетесь быть настоящими хозяевами в своём доме. Ваша помощь так необходима родным, ведь они так редко отдыхают. Если ваши близкие отдыхают, больны или работают, то вы как должны себя вести (ответы детей)
Учитель: Верно, никогда не перебивайте в разговоре взрослых, не грубите, будьте внимательны к ним. Если вдруг случилось, что вы огорчили чем-то родных, то, как вы поступаете?(ответы детей)
Учитель: Правильно. Ваши мамы, папы, бабушки, дедушки – вся ваша семья очень любят вас, и вы должны помнить это, стараться быть ласковыми и добрыми со своими близкими и со всеми окружающими.
К нашему уроку вы принесли фотографии из семейных архивов. На них мы
видим, как вам вместе тепло и уютно дома, спокойно в поездке или путешествии. Расскажите, как вы любите проводить время вместе со своей семьей.
Творческая работа. Рисуночный тест «Моя семья»
Учитель: Недаром говориться в пословице «Вся семья вместе, так и душа на месте». Вы сами рассказали как хорошо, радостно на душе когда все дома, рядом с вами. У вас на столах вагончики. Нарисуйте, пожалуйста, всю вашу семью, такой, какой вы её себе представляете. А потом мы составим большой состав из наших вагончиков.
(Дети рисуют)
Итог занятия. Выставка работ детей.
Учитель: Посмотрите, какой получился замечательный поезд с рисунками ваших семей. Видно, что вы рисовали их с любовью. Ваши глаза светятся счастьем, когда вы говорите о самых близких, самых родных, самых верных, самых любимых людях для вас. Пусть ваши близкие будут всегда вместе с вами, где бы вы не оказались.
Учитель: Подведем итог нашего занятия.
Продолжите высказывание: Я хочу, чтобы моя семья…..
Учитель: Занятие я хочу закончить строчками одного стихотворения.
Семья – это счастье, любовь и удача,
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!