Определяется высота рабочего борта карьера (Н р.б, м)
Н р.б = Н у n р.у = 17 * 8 = 136 м.
где Н у – высота уступа, м;
n р.у – количество рабочих уступов.
Определяется ширина рабочей площадки при погрузке горной массы в автомобильный транспорт (Ш р.п, м)
Ш р.п = В р + С + Т + S + Z + Ш в.б = 39+3+16+3+3 = 64
где В р – ширина развала породы, м
С – безопасный зазор между нижней бровкой развала и транспортной полосой (2 - 3 м);
Т – ширина транспортной полосы (проезжей части временной автодороги при двухполосном движении), м;
S – безопасное расстояние (1,5¸2,0 м);
Z – ширина призмы обрушения, м;
Z = Н у (ctg ay – ctg a) = 17*(0.19) = 3 м.
Рис. 12. Рабочая площадка
Ш в.б – ширина взрывного блока, м (при однорядном взрывании, Ш в.б = W, принимается по результатам предварительных расчетов;
a – угол откоса рабочего уступа;
aу – угол устойчивого откоса уступа ().
Определяется горизонтальное проложение откоса рабочего борта (С р.б, м)
С р.б = Н у ctg a n p.y + Ш р.п(n p.y – 1) = 17*1*8+63*(8-1) = 578 м.
Определяется тангенс угла рабочего борта карьера (j)
tg j = Н р.б / С р.б = 136 / 578 = 0,23
Определяется величина угла рабочего борта j: φ = arctg (tg φ) = 12 град.
Определяется высота нерабочего борта карьера (Н н.б, м)
Н н.б = Н у n н.у = 17 * 3 = 51 м.
где n н.у – количество нерабочих уступов (принимается n н.у = 3).
Определяется горизонтальное проложение откоса нерабочего борта (С н.б , м)
С н.б = n н.у (Н у ctg ay + b c) + (n н.у – 1) b б = 8*(17*0,83+16)+(8-1)*8=297 м.
где b c – ширина съезда, м;
b б – ширина бермы безопасности, м (b б = 8÷10 м).
Определяется тангенс угла нерабочего борта карьера (g)
tg g = Н н.б / С н.б. = 51 / 297 = 0.17
Затем сам угол откоса нерабочего борта карьера
(g): g = arctg(tg g) = 10 градусов
На миллиметровой бумаге вычертить разрез рабочей площадки, рабочего борта, план и разрез нерабочего борта карьера с тупиковыми съездами в выбранном масштабе.
Исследовать зависимость угла откоса рабочего борта карьера (j, град) от высоты уступа (Н у, м) или ширины рабочей площадки (Ш р.п, м) и построить график j = f (Н у) или j = f (Ш р.п).
производится расчет j для пяти значений Н у и Ш р.п. Величина аргумента задается в пределах 10 м £ Н у £ 25 м и 30 м £ Ш р.п £ 80 м.
Рис. 13. Рабочий борт карьера.
Рис. 14. Разрез рабочего борта карьера в конечном виде.
Отвалообразование
Порядок выполнения расчетов
Определяется требуемая площадь отвала (S o, м2)
=(4млн.*1.3)/(3*20*0,5)=173334 м^2.
где W – объем пород, подлежащих размещению в отвале за срок его существования, м3;
– коэффициент разрыхления пород в отвале;
h я – высота яруса, м;
n я – количество ярусов;
hо – коэффициент использования площади отвала (hо принимать: для одноярусных отвалов – 0,8¸0,7; для трехъярусных и более – 0,5).
Тип (категорию) складируемых пород принимать по маетриалам предыдущих разделов. Количество отвальных ярусов принимать самостоятельно. Стремиться к S o ® min. Общая высота отвала должна быть, как правило, не более 120 - 180 м. исходя из общей площади отвала, определяются его размер в плане: ширина (В), длина (L). при этом рекомендуется выдерживать соотношение В: L = 1: 2, тогда: L= =588 м. B=294 м.
Рассчитывается количество автосамосвалов, разгружающихся на отвале в течение часа (N o, шт.)
= (2375*1,1)/216=3,5=12 шт
где – часовая производительность карьера по вскрыше, м3;
k н – коэффициент неравномерности работы карьера по вскрыше (k н = 1,1 ¸ 1,2);
Q п – объем вскрыши в целике в кузове автосамосвала, м3.
Q п = q /g = 180*1,2=216, м^3;
где q – вес груза в кузове автосамосвала, т
g – плотность пород в целике, мз/т.
,= 20 млн (350*3*8) = 2380 мз/т.
где П в – годовая производительность карьера по вскрыше, м3/год;
Т г–число рабочих дней карьера в году (Т г = 350 дней);
n см – число рабочих смен в сутки (n см= 3);
Т см – продолжительность смены, ч (Т см = 8).
Определяется число одновременно разгружающихся автосамосвалов на отвале (N а.о, шт.)
=12* (4/60)=0,8=1
где – продолжительность разгрузки и маневровых операций при установке на разгрузку, мин.
Определяется длина участка разгрузки (L p, м)
L p = N а.о l п, = 0,8*60=48 м
где l п – ширина полосы по рабочему фронту отвала, занимаемой одним автосамосвалом при маневрировании, для автосамосвалов грузоподъемностью:
30 - 55 т l п = 30¸40 м, 80 - 130 т l п = 50¸60 м, 180 - 240 т l п = 60¸70 м.
Отвальный фронт состоит из трех участков: разгрузки, планировки и резервный.
По мере заполнения участка разгрузки и выравнивания участка планировки, последний начинает выполнять функцию первого, а участок разгрузки становится участком планировки. Если участок планировки не подготовлен, то разгрузка производится на резервном участке. Таким образом, все три участка должны иметь одинаковую длину и общая длина отвального фронта (L o, м) определится:
L o = 3 L p =3*48 =144
Определяется объем бульдозерных работ (Q б, м3/смену)
=2375*1,1*
где – сменная производительность карьера по вскрыше, м3/смену;
где k зав – средний коэффициент «заваленности».
Выбирается модель бульдозера и определяется число бульдозеров в работе (N б, ед.):
N б = Q б/ П б, =
где П б – сменная производительность бульдозера, м3/смену.
Рассчитывается инвентарный парк бульдозеров (N б.и, ед.)
N б.и = 1,4 N б
Рис. 15. план бульдозерного отвала
2.8. Охрана окружающей среды и рекультивация нарушенных земель
Экологическими аспектами загрязнения воздушного бассейна при производстве открытых горных работах являются выделения вредных веществ в атмосферный воздух из организованных и неорганизованных источников выброса.
Результатом воздействия экологических аспектов на окружающую среду является запыление и загрязнение атмосферы рабочей зоны карьера и прилега-ющих территорий, загрязнение земель и водного бассейна, сокращение срока службы оборудования, зданий и сооружений, снижение продуктивности земель, рост заболеваемости живых организмов, отрицательное влияние на флору и фауну. Выбор метода рекультивации.
-Создание искусственного рельефа, превышающего уровень грунтовых вод на 1,1 м.
- Выравнивание контура участка рекультивации;
- Нанесение почвенно-растительного грунта, снятого в процессе эксплуатации и хранящегося в отвалах, по всей площади рекультивации слоем не менее 0,5 м. Транспортируя часть из отвала.
Режим работы горнотехнической рекультивации принят аналогичным режиму работы при разработке месторождения, поскольку все работы по горнотехнической рекультивации и по разработке месторождения будут использоваться экскаваторы меньшего размера, а так же использовать бульдозеры с отвальных работ на рекультивируемую выработку. С целью уменьшения воздействия на водные объекты введены в эксплуатацию водоводы оборотного водоснабжения во всех карьерах. Вторичное использование карьерных вод в производстве исключает попадание веществ азотной группы с карьерной водой в реку.
2.9.Генеральный план карьера
Цех дробления обеспечивает три стадии дробления поступающей руды – крупное, среднее и мелкое. В цехе работают несколько дробилок крупного дробления, среднего и мелкого дробления, грохота, и соединенных конвейерами. Конечный получаемый продукт представляет собой дробленую руду крупностью + 16,0 мм. Цех обогащения представляет собой комплекс оборудования для сухого магнитного обогащения дробленой руды, мокрого магнитного обогащения со схемой измельчения и мокрой магнитной сепарации. Также здесь установлено оборудование для обезвоживания железованадиевого концентрата, складирования и отгрузки концентрата на фабрики окускования.
Неподалеку находится город Качканар. Из крупных городов связанных магистральной дорогой – Екатеринбург. Присутствует река. Энерго- и теплоснабжение производят своей ТЭЦ.
Транспортировать руду можно через ЖД-пути.
Список использованной литературы.
1. Справочник. Открытые горные работы / К.Н. Трубецкой, М.Г. потапов, К.Е. Виницкий, Н.Н. Мельников и др. - М.: Горное бюро, 1994.-583 с.
2.Ржевский В.В. Открытые горные работы. Часть 1. Процессы открытых горных работ: Учебник для вузов, изд. 5. – М.: Изд. «Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-509 С.
3. Ржевский В.В. Открытые горные работы. Часть 2. Технология открытых горных работ: Учебник для вузов, изд. 5. – М.: Изд. «Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010.-549 С.
4. Хохряков В.С. Открытая разработка месторождений полезных ископаемых. 5-е изд. М.: Недра, 1991. 336 с.
5. Арсентьев А.И. Вскрытие и системы разработки карьерных полей. - М.: Недра, 1981.
6.Нормы технологического проектирования горнорудных предприятий. - М.: Минцветмет, 1986.
7. ФНИП в области промышленной безопасности Правила безопасности при ведении горных работ и переработке твердых полезных ископаемых». Утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 11 декабря 2013 г. №599.
8. Ялтанец И.М., Щадов М.И. Практикум по открытым горным работам (2-е изд.).- М.: Изд. МГГУ, 199.-407 с.
9. Открытая разработка угольных месторождений Якутии/ С.В.Панишев, С.А.Ермаков, А.М.Бураков, Б.Н.Заровняев, С.Н.Григорьев.-М.: Вузовская книга, 2008.-2 Кутузов Б.Н. Методы ведения взрывных работ. Ч. 1. Разрушение горных пород взрывом: Учебник для вузов. – 2-е изд., стр. – М.: Издательство «Горная книга», 2009. – 471с.
10. Томаков П.И., Наумов И.К. Технология, механизация и организация открытых горных работ: Учебник для вузов. – 3-е изд., перераб. – М.: Недра, 1992. – 464 с.