Особенности изучения фонетических явлений в начальной школе.




Введение

Постоянно меняющееся современное общество задает темп для роста и развития человека, создает новые стандарты во всех сферах: экономике, промышленности, медицине, спорте, науке и образовании. Особая роль отводится изучению языков, как залогу успешного функционирования в межкультурном пространстве.

В настоящее время стремление к международному сотрудничеству, партнерству вывело коммуникативную компетенцию на первый план. Важным становится не только, ЧТО говорит человек, но и КАК. Способность построить грамотную с точки зрения носителя языка речь и продемонстрировать ее мелодию, то есть владение фонетическими навыками (интонацией, ритмом, корректным произношением), приобретает особую актуальность на современном этапе обучения языку. Этим фактом и объясняется актуальность данной работы.

В настоящее время в школьных пособиях уделяется большое внимание отражению современных научных знаний по фонетике и графике. Этим подчеркивается знание фонетического материала в школьном курсе русского языка с тем, чтобы преодолеть некоторые формальные традиции в его изучении.

В данной работе мы будет вести речь о формировании фонетических навыков на начальном этапе обучения, имея в виду обучение фонетике детей младшего школьного возраста (1-4 классы) общеобразовательной школы.

Младший школьный возраст, по мнению многочисленных педагогов и психологов, является наиболее ответственным этапом. Высокая сензитивность, свойственная указанному возрастному периоду, определяет колоссальные потенциальные возможности для разностороннего развития ребенка, в том числе, и в языковом плане.

Именно на этой ступени у учащихся закладывается фундамент языковых и речевых способностей, необходимых для последующего изучения ими русского языка как средства общения.

Особенности изучения фонетических явлений в начальной школе.

Раздел “Фонетика и графика” в учебнике русского языка содержит в себе разнообразные теоретические положения и дает возможность проводить различные фонетико-графические наблюдения, позволяющие учащимся осознанно и перспективно усваивать материал. Многие теоретические положения в учебнике не даны “открытым текстом”, их надо извлечь из упражнений.

Основные задачи изучение раздела:

· развитие звуковой культуры речи учащихся;

· формирование и совершенствование приемов звуко-буквенного разбора;

· формирование умения определять орфограмму на основе звукового анализа.

Формирование звуковой культуры речи начинается задолго до того, как ребенок придет в 5-й класс. Решением этой задачи занимаются воспитатели детских садов, продолжают работу учителя 1-4-х классов. В 5-м классе и последующих классах нужно научить детей анализировать речь окружающих людей и свою собственную с позиции ее правильного звучания. Следует постоянно обращать внимание учащихся на артикуляцию произносимых звуков, на благозвучность речи.

Задачи школы – воспитать у учащихся эстетические критерии правильной речи, чтобы нарушения норм произношения воспринимались детьми также остро, как орфографические ошибки. Для этого требуется постоянный контроль за речью детей и специальные тренировочные упражнения.

Все особенности графики дети 1-4-й классов усваивают в процессе овладения чтением и письмом. Так, читая, учащиеся по буквенному изображению воспроизводят звуковую форму слова: хлеб – [хл?эп], мороз – [марос]. Записывая то или иное слово, обозначают буквами по законам графики: [jэл?] – ель, [м?ата] – мята.Эффективность обучения во многом зависит от умения учителя опираться на ранее полученные знания, то есть идти от известного к неизвестному. Преемственность заложена не только в содержании материала, определенного программой: в начальных классах разделом “Звуки и буквы”, в 5-м классе темой “Фонетика и графика”. Преемственность должна соблюдаться и в приемах обучения, и в способах усвоения материала учащимися. Само понятие преемственности включает в качестве его существенных признаков такую последовательность образовательно-воспитательной работы, где в каждом последующем звене продолжается закрепление, расширение, усложнение и углубление тех знаний и умений, которые составляли содержание учебной деятельности на предшествующем этапе”. Чтобы соблюдать преемственность в обучении русскому языку во всей ее многогранности учителю – словеснику нужно хорошо знать:

· содержание раздела “Звук и буквы”, программу по русскому языку в начальных классах;

· методику обучения младших школьников знаниям о звуках и буквах;

· систему умственных действий учащихся.

Изучать работу начальной школы в плане преемственности обучения русскому языку следует таким образом:

· систематически и целенаправленно посещать и анализировать уроки русского языка;

· проводить совместные заседания методических секций;

· изучать и анализировать характер заданий для учащихся 1-4-х классов по конкретным темам;

· принимать участие в анализе и проверке знаний по той или иной теме.

Данные, основанные на моих наблюдениях, сопоставлениях показывают, что в 5-м классе фонетико-графические знания будут в основном систематизироваться, совершенствоваться. Характер заданий направляю на четкое разграничение учащимися звуков и букв, на систематизацию знаний о звуковом строе русского языка, на совершенствование орфографических знаний, на осознанное усвоение орфографических и пунктуационных навыков.

Усваивать фонетико-графические знания учащиеся должны как в начальной школе, так и в 5-м классе в процессе умственных действий с этими знаниями. Умственные действия обеспечивают формирование умственных знаний: умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать. Аналитико-синтетические упражнения со звуковой формой слов имеет специфические трудности: звуки только слышим, видеть их невозможно, чтобы звуки “задержать” для анализа, необходимо их материально обеспечить. Способы обозначения звуков для разбора в начальной школе и в 5-м классе различаются.

В программе 1-4-х классов довольно много внимания уделяется звуковому разбору. Но несмотря на это, большой процент учащихся приходит в 5-й класс с недостаточно хорошо развитыми знаниями звукового анализа. Причины различны, но пробелы в знаниях и умениях учеников создают большую трудность в работе учителя-словесника. С первых уроков русского языка устанавливаю, кто из детей плохо владеет приемами звукового анализа, и планирую индивидуальную работу. Эти упражнение провожу как в урочное, так и внеурочное время. Предлагаю систему упражнений по формированию умений учащихся выполнять звуковой разбор. Задача учителя – на ее основе спланировать индивидуальную работу с детьми. Упражнения распределяю по занятиям, которые позволяют эффективнее исправлять недочеты в знаниях, умениях и навыках учащихся. Эту работу можно проводить на уроках повторения в начале года. Занятий всего 10, приведу пример:

Занятие 1.

Цель: формирование умения выделять гласные звуки из удобной позиции (ГС, ГГ: гласный звук находится в слабом сочетании с последующим звуком, поэтому легко от него отделяется). Все слова для звукового анализа не записываются. Каждое слово воспринимается на слух, для эффективного выполнения этого задания к словам подбираю картинки.

[ ]ист, [ ]сы, [ ]тка, [ ]ва, [ ]хо. В скобках звуки, над которыми дети будут работать:

· рассмотреть картинку;

· назвать слово;

· повторить слово, протягивая первый звук;

· выделить этот звук;

· наблюдать за положением губ, языка, прохождением воздуха во рту, за участием голоса в образовании звука.

Наблюдение по данному плану. В итоге можно сделать вывод: при произнесении звуков [а], [о], [у], [э] выдыхаемый воздух проходит свободно, во рту нет преград, участие голоса обязательно. Это основные признаки гласных звуков.

В этой работе по данной теме не желательно игнорировать материал учебника, так как этот материал тщательно отобран и имеется у всех учащихся, что создает удобные условия для занятий. Для того чтобы рассуждения учащихся были логически последовательны, достаточно аргументированы, добиваюсь полных и точных выводов. Разрабатывая уроки по фонетике, следует помнить об особенностях материала. Изучаются звуки речи, поэтому большая часть времени отводится на устную работу. Изучая раздел “Фонетика и графика” нужно представлять, при изучении каких тем необходимо будет использовать фонетико-графические знания.

При изучении морфологии фонетический разбор помогает объяснить целый ряд морфологических явлений, позволяет избежать довольно распространенной ошибки определения ь знака как окончания имен существительных типа огонь. Данные фонетики необходимы, чтобы осознавать особенности склонения имен существительных и прилагательных с основой на [й]: а) линия, история, батарея, затея, гений, планетарий, мнение, здание; б) медвежий, лисий, заячий и не считать [й] окончанием, а видеть в этой морфеме суффикс.

Рассматривая правописание сложных числительных от 50 до 80, от 500 до 900, от 15 до 19 объясняют в первых случаях правописание ь знака на конце первой части сложных числительных качеством согласного звука, а во втором утратой первоначальной мягкости согласного в конце первой части.

При образовании форм повелительного наклонения фонетический разбор объяснит закономерность появления форм на [й] у глаголов, основа которых оканчивается в настоящем времени на [й]: читай – читают [й?ут], работай – работают [й?ут], а также появление ь знака после конечного мягкого согласного: познакомь – познакомьте. Знания по фонетике углубляются при изучении глагольных видоизменений. Видовые пары могут быть образованы сменой ударения: расстелить – расстилать, спросить – спрашивать. Ударение в глаголе помогает различить не только виды, но и наклонения:

Повелительное наклонение Изъявительное наклонение
держите держите
ходите ходите
пишите пишите
носите носите

Таким образом, поведение фонетического разбора показывает, что фонетика – это неизолированный раздел науки о языке, что объективно существующие фонетические законы влияют на другие явления и процессы в языке и отражаются в орфографии, словообразовании, морфологии, синтаксисе.

"Праздник фонетики" в начальной школе

Цель: углубить и закрепить знания по фонетике, развивать фонематический слух, усовершенствовать навыки постановки ударения, отрабатывать правильное литературное произношение.

Оборудование: плакаты, содержащие высказывания классиков русской литературы о языке и о звуке; магнитофон, кассета с аудиозаписью различных звуков; карточки слов.

Ход урока-праздника

Вступление.

Отгадайте загадку:

Он бывает тихим, громким,
А ещё глухим и звонким.
Может быстро проскочить,
А захочет будет жить
До тех пор, пока звонок
Не отмерит ему срок.
Он везде всегда дрожит
И по воздуху бежит.
Рот ему, как дом родной,
Из него летит волной.
Любит с эхом подразниться,
В барабане сохраниться.
Если где услышим стук,
Значит, к нам добрался... (звук).
С. Ефремов.

(Звучит фонограмма)

– Прослушайте внимательно запись, назовите услышанные звуки:

а) льётся вода из-под крана;
б) звенит колокольчик;
в) тикают часы;
г) школьная столовая в разгар обеда;
д) птичьи голоса;
е) учащийся читает отрывок из стихотворения «Унылая пора»;
ж) музыкальный отрывок из произведения Чайковского «Времена года»;
з) плач ребенка.

Слово учителя:

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия».

Звуковую сторону речи изучает фонетика. Само название образовано от греческого phone (фон), что означает «звук».«Слово – одежда всех фактов, а звук – одежда слова».

– А как звуки научились превращаться в буквы, т.е. «одеваться», мы узнаем из сказки:

Много времени прошло с тех пор, как поселились в одной волшебной стране звуки. Были они невидимками, но зато любили петь.

Однажды в той стране появился волшебник из другого королевства. Ему так там понравилось, что он захотел поближе познакомиться с её жителями. А когда узнал, что все жители-невидимки, то очень огорчился. Но он всё-таки был волшебником, причём очень добрым. И решил он каждому жителю подарить по волшебному платью. Каждый звук получил платье, не похожее на другие. Стоило его надеть, как сразу звук становился видным и превращался в букву. Букву можно было видеть, изобразить, нарисовать, написать. Волшебник был очень доволен. Ведь теперь, прочитав, или пропев её, или прошептав, он называл звук по имени. Так они и познакомились.

– Ребята, а где мы можем увидеть звуки в своих волшебных платьях? (В алфавите)

– В каких случаях своей жизни люди пользуются алфавитом?

Исполняется песня «Алфавит»

Фонетические диалоги

Гласные – согласные.

1-й уч.:

Мы не буквы, мы – звуки речи,
Изучает фонетика нас.

2-й уч.:

Мы не буквы, мы – звуки речи,
Произносят и слышат нас.

1-й уч.:

Дыхание свободно в каждой гласной,
Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных,
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается гласный.

2-й уч.:

А согласные… Согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Учитель: – На какие две группы делятся звуки?

– (Гласные и согласные).

Сценка «Кто важнее?»

Ведущий: Поспорили однажды между собой гласные и согласные звуки: кто из них важнее?

Гласные: Конечно, мы важнее. Без нас никто и рта не раскроет!

Согласные: Ну, это мы ещё посмотрим. Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немного не приоткрыть рот. Ничего не получится.

Гласные: А вот и получится! Например, м.

Согласные: Разве только одно м, а больше ничего?

Гласные: И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог.

Согласные: Что верно, то верно. Зато без нас, согласных, ни одного слова не будет понятно. Ну-ка, скажите без нашей помощи что-нибудь! Хотя бы название науки, которая изучает нас с вами.

Гласные: (поют и смущённо умолкают) [..о..е..и..а]

Согласные: Вот видите! А если мы скажем [ф..н..т..к], так всякий догадается, что это фонетика.

Гласные: Ну, допустим. Хотя мы решили, что это фантик. А вот попробуйте без нас произнести такие слова: окно, ёлка, если.

Согласные: (мычат в ответ что-то неразборчивое и тоже умолкают).

Ведущий: А как вы думаете, ребята, кто из них важнее и нужнее: гласные или согласные звуки?

Высказывание (плакат):

Гласные – это река,
А согласные – её берега,
Реки без берегов не бывает.

(Исполняется песня «Гласные-согласные»)

Игра «Один звук, марш!»

Ведущий.

Поиграем в игру, которую назовём так: «Один звук, марш!»

1) Из каждого слова «выньте» по одному звуку. Сделайте это так, чтобы из оставшихся звуков получилось новое слово, с другим лексическим значением. Вот так: горсть – го[]сть.

всласть – власть   экран – кран
краска – каска   полк – пол
склон – слон   беда – еда
тепло – тело    

2) Теперь, наоборот, я вам даю слово, а вы добавьте к каждому из них один звук, чтобы получилось совершенно новое слово. Вот так: роза - гроза.

стол – столб   шар – шарф
лапа – лапша   рубка – трубка
укус – уксус   клад – склад
дар – удар   усы – бусы

З) Сейчас вам следует в данных словах заменить один согласный звук. Вот так: корж – морж.

ногти –когти   зубы – губы   галка – палка    
булка -будка   киска – миска   орел – осёл    
лапка –лавка   песок – лесок   клин – блин    
свет – цвет   тоска – доска   полено – колено   дамочка – мамочка

Ведущий:

Продолжаем мы играть,
Чтобы многое узнать.

«Весёлые рифмы про ударение»

Сценка «Ударение»

(Открывается занавес. Комната. В постели лежит мальчик.)

– Так хочется поскорее в школу. Нужно лекарство принять.

Берёт бутылочку с лекарством. Читает: «Три раза в день по одной столовой ложке. После приёма пищи».

Начинает пищать.

Вбегает мама:

– Что случилось, сынок? Почему ты пищишь?

– А я лекарство принял. А здесь написано... (читает).

– Ах ты, глупышка. Ведь ты неверно прочёл. Три раза после приёма п и щи, а не пищ и.

– Ой, мамочка! Нам и в школе учительница говорила, что от перестановки ударения может меняться смысл слова.

1-й уч.:

Ударный слог, ударный слог,
Он назван так недаром.
Эй, невидимка-молоток,
Отметь его ударом!

2-й уч.:

И молоток стучит, стучит,
И четко речь моя звучит.
Шутник он, невидимка-молоток,
Тук! – и ударил в безударный слог...
И сразу же исчез огромный з а мок
И появился маленький зам о к.

3-й уч.:

Послушай, молоток,
Не путай слоги,
Опять, озорничая, не солги!
Мы в слове слог ударный
Найдём э-ле-мен-тар-но!
А когда его найдем,
Громче всех произнесём!

Учитель:

Ошибка в ударении
Граничит с преступлением.
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить
Под удар!



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: