РОСЖЕЛДОР
Федеральное государственное бюджетное
Образовательное учреждение высшего образования
«Ростовский государственный университет путей сообщения»
(ФГБОУ ВО РГУПС)
Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ – филиал РГУПС)
УТВЕРЖДаю Заместитель директора по УВР _________________/ О.И. Тарасова/ «______»__________20____г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНы
История
2020 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте).
Организация-разработчик: Тамбовский техникум железнодорожного транспорта
(ТаТЖТ – филиал РГУПС)
Разработчик:
Шабельникова Елена Николаевна – кандидат исторических наук, преподаватель Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС
Рецензенты:
Васильева Татьяна Владимировна – преподаватель Тамбовского техникума железнодорожного транспорта – филиала РГУПС
Молотков Сергей Николаевич – кандидат исторических наук, доцент кафедры государственного управления и гуманитарных дисциплин, Тамбовского филиала РАНХиГС
Рекомендована цикловой комиссией общих гуманитарных и социально – экономических дисциплин
Протокол №______________________
Председатель цикловой комиссии
общих гуманитарных и
социально-экономических дисциплин __________________ Э.Ю. Мироненко
СОДЕРЖАНИЕ
Стр.
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»…………………………………………………………………………….4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»…................................................................................................................6
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»....................................................................................13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»………………………………………………………..16
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИСТОРИЯ»
Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 27.02.03 Автоматика и телемеханика на транспорте (железнодорожном транспорте)
Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
Формирование представлений об особенностях развития современной России на основе осмысления важнейших событий и проблем российской и мировой истории последней четверти XX – начала XXI вв.
Задачи:
– рассмотреть основные этапы развития России на протяжении последних десятилетий XX – начала XXI вв.;
– показать направления взаимовлияния важнейших мировых событий и тпроцессов на развитие современной России;
– сформировать целостное представление о месте и роли современной России в мире;
– показать целесообразность учета исторического опыта последней четверти XX века в современном социально-экономическом, политическом и культурном развитии России.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
– ориентироваться в современной экономической, политической, культурной ситуации в России и мире;
– выявлять взаимосвязь отечественных, региональных, мировых социально-экономических, политических и культурных проблем.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
– основные направления ключевых регионов мира на рубеже XX и XXI вв.;
– сущность и причины локальных, региональных, межгосударственных конфликтов в конце XX – начале XXI вв.;
– основные процессы (интеграционные, поликультурные, миграционные и иные) политического и экономического развития ведущих регионов мира;
– назначение ООН, НАТО, ЕС и др. организаций и их деятельности;
– о роли науки, культуры и религии в сохранении и укреплениинациональных и государственных традиций;
– содержание и назначение важнейших правовых и законодательныхактов мирового и регионального значения.
Формируемые компетенции ОК 1 - 9
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 82 часа, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;
Лекций – 32 ч.
самостоятельной работы обучающегося 16 часа,
Промежуточная аттестация – 16
в том числе домашняя работа – 16 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ«ИСТОРИЯ»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
в том числе: | |
лабораторные занятия | |
практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
в том числе: | |
работа со справочным материалом, документами, составление таблиц, | |
написание докладов, сообщений | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «История »
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент программы |
Раздел 1. Развитие СССР и его место в мире в 1980-е гг. | |||
Тема 1.1 Основные тенденции развития СССР к 1980-м гг. | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Внутренняя и внешняя политика государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. Особенности идеологии, национальной, культурной и социально-экономической политики. Отношения с сопредельными государствами, Евросоюзом, США, странами «третьего мира». | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие № 1. Рассмотрение и определение особенностей внутренней и внешней политики государственной власти в СССР к началу 1980-х гг. | |||
Тема 1.2 Общественно-политическая жизнь страны в 80-е годы XX века. Перестройка. Новый политический курс. | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Противоречия социально-экономического развития в СССР в 1980-ые годы. Концепция ускорения социально-экономического развития страны. Политика перестройки и гласности. Проекты новых экономических программ (Л.И. Абалкин, «500 дней» С.С. Шаталина и Г. Явлинского и др.), денежная реформа 1991г. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие № 2.Выявление характерных черт перестройки и гласности в духовной жизни общества. | |||
Тема 1.3 Дезинтеграционные процессы в России и Европе во второй половине 80-х гг. | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Политические события в Восточной Европе во второй половине 80-х гг. Отражение событий в Восточной Европе на дезинтеграционных процессах в СССР. Ликвидация (распад) СССР и образование СНГ. Российская Федерация как правопреемница СССР. Объединение Германии. Договор об обычных вооружениях. Парижская Хартия для новой Европы. Ликвидация Организации Варшавского договора и СЭВ. Договор об обычном вооружении. СНВ-1 | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие №3. Выявление предпосылок распада СССР и условий образования СНГ. | |||
Раздел 2. Россия и мир в конце ХХ – начале ХХI века | |||
Тема 2.1. Основные направления социально-экономического и политического развития России в 90-е годы XX века | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Курс экономических реформ 90-х. годов. Первый этап либеральных реформ в России (1991–1993 гг.). Предпосылки радикальной экономической реформы и ее основные направления. Российский вариант «шоковой терапии» и начало приватизации. Формирование олигархических групп. Дефолт 1998 г. Итоги социально-экономических преобразований 1990-х гг. | |||
Тема 2.2. Государственно-политическое развитие Российской Федерации в 90-е годы XX века | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Государственно – политическое развитие РФ в 90 –е гг. Политический кризис 1993г. Сепаратизм и угроза распада России. Двоевластие: борьба за власть между президентом РФ и Верховным Советом. Выборы в Государственную Думу РФ в 1993 г. Принятие Конституции РФ 1993 г. Принципы федеративного устройства России. Проблемы и тенденции во взаимоотношениях федерального центра и субъектов РФ. Выборы в Госдуму 1995г. Президентские выборы 1996 г. Внутриполитический кризис 1999 г. Особенности и этапы развития многопартийности в России. Политические партии России. Политическая жизнь в регионах страны. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практические занятия № 4.Изучение государственно-политического развития РФ в 90-е гг. | |||
Тема 2.3. Геополитическое положение и внешняя политика РФ в 90-е г.XX в. Постсоветское пространство в 90-е гг. XX века | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Локальные национальные и религиозные конфликты на пространстве бывшего СССР в 90-е годы. «Чеченский кризис». Завершение «первой чеченской кампании». Подписание соглашения о прекращении боевых действий на территории Чечни в селении Хасавюрт (1996 г.). Вторжение боевиков в Дагестан и начало антитеррористической операции федеральных войск (1999 г.). «Вторая чеченская кампания». Основные направления внешней политики РФ в конце 1990 - начале 2000 гг. | |||
Тема 2.4 Российская культура в 90-е годы XX века | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Духовные ценности и ориентиры россиян в период социально-экономических и политических преобразований. Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей и формирование «массовой культуры». Наука и искусство. Государство и Церковь. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие № 5. Выявление особенности Российской культуры в 90-е годы XX века | |||
Раздел 3. Россия и мир в начале XXI века | |||
Тема 3.1. Внутриполитическая и социально-экономическая жизнь современной России | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Внутренняя политика в начале XXI в. Выборы 2000 г. Курс на укрепление государственности. Партийные реформы. Парламентские и президентские выборы 2003 и 2004 гг. Экономический рост и продолжение реформ. | |||
Тема 3.2 Новый этап в развитии РФ | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Парламентские выборы 2007 г. Новая конфигурация власти и выборы Президента Д.А. Медведева. Россия в условиях глобального кризиса. Парламентские и Президентские выборы 2011 – 2012 гг., 2016 г. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие № 6.Определение перспективных направлений и основных проблем развития РФ на современном этапе. | |||
Тема 3.3. Россия в системе современных международных отношений. Перспективы развития внешней политики РФ в XXI в. | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Новая концепция внешней политики РФ. Место России на международной арене. Территориальная целостность России, уважение прав ее населения и соседних народов –главное условие политического и социально-экономического развития. Анализ современных общегосударственных документов в области политики, экономики, социальной сферы и культуры. Анализ документов ВТО, ЕС, НАТО и других международных организаций с позиции гражданина РФ. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие №7.Выявление новых приоритетов, черт, перспектив развития внешней политики России. | |||
Тема 3.4. Российская культура в начале XXI века | Содержание учебного материала | ОК 04- ОК 06 | |
Проблема экспансии в Россию западной системы ценностей. Коммерциализация искусства и «массовая культура». Глобализация культуры. Идеи «поликультурности» и молодежные экстремистские движения. Новая эстетика. Постмодернизм. Информационные технологии. Обращение к историко-культурному наследию. | |||
В том числе практических занятий | |||
Практическое занятие №8.Изучение Российской культуры в начале XXI века. | |||
Промежуточная аттестация | |||
Всего |