ДОБРОТА
ДОБРОТА. 1. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон доброты кто-нибудь.
1. Добродетельный
2. Добродушный
3. Доброжелательный
4. Добронравный
5. Добросердечный
6. Добросовестный
Автор словаря отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.
(Каждое из этих состоит из двух.
Давайте подумаем над значением каждого слова:
Добро-детельный, Добро-душный, Добро-желательный, Добро-нравный,
Добро-сердечный, Добро-совестный.
Учитель: Ребята, как вы думаете, где живёт доброта? (Ответы детей)
(Ученики читают стихотворение Николаенко “Доброта”.)
Ученик.
В доме добрыми делами занята, Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас, Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, Ночь добра, Было доброе вчера.
Ученица.
И откуда, спросишь ты, В доме столько доброты?
Что от этой доброты Приживаются цветы,
Рыбки, ёжики, птенцы? Я отвечу тебе прямо: Это — мама, мама, мама!!!
Учитель: Доброта должна жить в наших сердцах. Добрый человек – это вежливый человек.
Учитель: предлагаю отгадать словарь вежливых слов.
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …. (Спасибо)
2. Зазеленеет старый пень, когда услышит …. (Добрый день)
3. Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо)
4. Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь … (Здравствуйте!)
5. Когда нас бранят за шалости, говори ….(Прости, пожалуйста)
6. Во Франции и в Дании на прощанье говорят …(До свидания)
Учитель: Послушайте стихи.
Ученица: - Придумано кем - то просто и мудро При встрече здороваться и говорить:
- Доброе утро! Солнце и птицы! - Доброе утро! - Улыбчивым лицам!
И каждый становится, добрым, доверчивым - пусть доброе утро длится до вечера!
Учитель: - Ласковое, доброе слово душу согревает.
–О доброте написано много хороших песен. Споём песню «Если добрый ты», из к –ма про кота Леопольда. (проектор)
Учитель: - Итак, на улице добрых слов мы вспомнили хорошие слова.
Ребята, скажите, пожалуйста, а только ли слова ваши должны быть добрыми? (Ответы детей)
---Значит, не только слова должны быть добрыми, но и дела.
3. - Попадаем на Улицу добрых дел ( плакат с названием Улицы добрых дел).
Учитель:Послушайте стихотворение.
(Ученик читает.)
Дедушка нёс тяжёлый мешок.
Думает дедушка: “Кто бы помог?”
Сзади него шли Вадик и Рома.
Дошли они до самого дома.
-Вам не помочь донести мешок?
-Снять помогите! – сказал старичок. (О. Григорьев).
Учитель:
– Правильно ли поступили мальчики, предложив помочь дедушке? (Ответы детей)
– Как вы расцениваете данную ситуацию?
Учитель: (вывод) (Всякая помощь должна быть вовремя, когда она необходима)
-(Добро, сделанное втайне, отплатится явно. Делать людям хорошее — хорошеть самому.)
Послушайте другое стихотворение.
М. Садовский «Доброе сердце»
Я как-то в дом принес щенка, Бездомного бродягу,
Чтоб подкормить его слегка, Голодного беднягу.
– Ну, что ж, – сказала мама, – пусть Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть! Найдется супа ложка…
Я во дворе нашел потом Котенка чуть живого,
Его принес я тоже в дом, Сказала мама снова:
– Ну, что ж, – она сказала, пусть Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть! Найдется каши ложка….
Я под гнездом нашел птенца, Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца, Мы с ним домой явились.
– Ну, что ж, сказала мама, – пусть Он поживет немножко,
В глазах его такая грусть! Найдется хлеба крошка…
Однажды я принес ежа, Ужа и черепаху. И заяц в нашу дверь вбежал. Наверное, от страху.
Сказала мама: – Пусть живут – В квартире так чудесно, А если потесниться тут, И нам найдется место!
Учитель: - Какое доброе дело совершил мальчик? А как бы вы поступили?
1. Были ли в вашей жизни ситуации, когда вам пришлось кому-то помочь, кого-то спасти? (Рассказы детей)
2.Совет: не быть равнодушными, проявляйте участие к бездомным животным, помогайте им выжить.
Учитель. Доброта — стремление человека дать счастье всем людям, радость жизни всему живому.
4. - Далеевыходим на Переулок сказки (плакат с названием Переулка сказки)
Учитель: - Послушайте сказку (Инсценирование)
Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет, волшебнику:
- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, что бы я могла дружить с ней всю свою жизнь.
Подумал волшебник и сказал:
- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют и роса ещё не просохнет...
Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в установленное место.
Пришла и видит: стоят у сосен пять прекрасных девушек, одна другой краше.
- Вот, выбирай, - сказал дедушка-волшебник. - Одну зовут Радость, другую - Удача, третью – Красота, четвертую - Печаль, пятую - Доброта.
-Они все прекрасны, - сказала Любовь. - Не знаю, кого и выбрать...
-Твоя правда. Они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю жизнь.
Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой: у одной, как небо, - синие, у другой, как изумруд, - зелёные, у третьей, как яхонт, - серые, у четвёртой, как тёмный бархат, - чёрные, у пятой, как незабудки, - голубые. Задумалась Любовь. Потом подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку...
Учитель: - Вот и вся сказка. Понравилась она вам? Ну, а вы, дети, кого бы выбрали себе в подружки?
( Свободное высказывание детей)
-Почему девочка выбрала Доброту? (Ответы детей). - Да, пожалуй, доброты нам часто не хватает.
Учитель: (обобщая ответы детей) - Люди страдают от того, что доброты в их жизни не хватает. Доброму человеку живется легче и у него много друзей. Именно к доброте нам нужно стремиться.
Доброта — это неиссякаемая человеческая ценность.
Ученица читает стихотворение.