Педагогика
Раздел «Управление образовательной организацией»
Курс, 5 семестр
Практическое занятие 1
Концептуальные основания управления развитием образовательной организации
1. Беседа о педагогическом образовании и общих вопросах педагогической науки.
Практические задания к занятию:
1. Проанализировать нормативные документы, определяющие политику РФ в области образования (Федеральный Закон «Об образовании в РФ» № 273-фз от 29 декабря 2012 года):
- рассмотреть основные понятия, используемые в законе;
- рассмотреть структуру системы образования в РФ;
- рассмотреть сведения о государственных стандартах и программах;
- рассмотреть формы получения образования;
- рассмотреть типы и структуру образовательной организации;
- рассмотреть статьи, касающиеся обучающихся и их родителей;
- рассмотреть права и обязанности педагогических работников;
- рассмотреть вопрос о промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- рассмотреть вопрос о документах об образовании, выдаваемых обучающимся.
2. Дать анализ связи с программой «Социально-экономическое развитие РФ до 2030 года» (раздел «Образование»).
Практическое занятие 2
Педагогическая система как объект управления
1. Природа и сущность систем. Основополагающие свойства системы. Классификации систем.
2. Образовательная и педагогическая система. Характеристика педагогической системы. Структура системы.
3. Взаимодействие педагогической системы с внешней средой.
4. Виды образовательных систем. Авторская педагогическая система.
5. Образовательная организация. Различие понятий «образовательная система» и «система образования».
6. Стратегические ориентиры системных изменений образования в современном обществе (Болонский процесс, выбор образовательных технологий, изменения в организационной структуре).
Практические задания к занятию:
1. Выписать из различных источников не менее 5-6 определений понятия «система» с указанием автора и издания.
2. Сопоставить выбранные определения: проанализировать, какие характерные особенности системы являются, по мнению исследователей, основополагающими, а какие – менее важными.
3. Сопоставить понятия «система» и «структура».
4. Вспомнить классификации систем и привести по 3-4 примера систем каждой группы.
Практическое занятие 3-4
Концептуальные основания управления педагогической системой. Методологические основы педагогического менеджмента
1. Нормативные документы, определяющие политику РФ в области образования. Сравнительный анализ выявления государственной стратегии в области образования.
2. Реформа в социальной сфере. Правовая природа ФГОС. Стандарты в контексте новой образовательной политики. Правовое регулирование негативных эффектов и рисков в управлении через рейтинги, тесты, стандарты результата.
3. Уровни управления образованием. Модели и стили управления. Современные принципы и технологии управления школой. Демократизация управления школой. Оптимизация управления.
4. Понятие и сущность управления и менеджмента. Дифференциация понятий «менеджмент» и «управление». Социальное управление. Управление педагогическими системами. Педагогический менеджмент. Сущность, специфика, социальные цели педагогического менеджмента.
5. Понятие, сущность управленческой деятельности, ее цель и задачи. Сущность системного подхода в управлении. Методы управления (методы социального менеджмента): организационно-административные, экономические, социально-психологические.
Практические задания к занятию:
1. Выписать из различных источников по 3-4 различных определения понятий «менеджмент» и «управление» с указанием автора и источника.
2. Работая с данными терминами, выполнить задание, аналогичное заданию 2 к практическому занятию 2.
3. Познакомиться со структурой и содержанием ООП по своему направлению и профилю (ссылка: https://sgpi.ru/?n=1107). Проанализировать. Подготовить сообщение на 10-15 минут (можно групповое).
4. Рассмотреть мониторинг эффективности деятельности Кубанского государственного университета (ссылка: https://sgpi.ru/?r=1677). Назвать направления работы и критерии эффективности.
Практическое занятие 5
Современная система образования в России
1. Современная система образования в России.
2. Структура системы образования в России.
3. Типы образовательных учреждений в России.
4. Уровни образования в образовательных учреждениях России.
5. Основные образовательные программы, учебные планы и учебные программы дисциплин.
6. Организационно-правовые формы и источники финансирования образовательных учреждений по ФЗ об образовании 2012.
Практические задания к занятию:
1. Составить схему структуры современной системы образования в России.
2. Подготовить к занятию примеры учебных планов и программ в распечатанном и электронном видах (любых образовательных учреждений).
3. Привести примеры различных организационно-правовых форм образовательных учреждений в Славянском районе.
4. Вспомнить статьи 26, 51, 89 из федерального закона «Об образовании в РФ» (от 29 декабря 2012 г. N 273).
5. Построить схему управления детским садом/школой/вузом (на выбор).
Практическое занятие 6
Организационно-педагогическая деятельность в образовательном менеджменте. Развитие образовательных услуг в педагогической системе. Оценка качества в образовании
1. Понятие «организация» (учреждение, объединение, ассоциация). Организационно-педагогическая деятельность директора и его заместителя. Организация как функция управления и практическая деятельность.
2. Анализ причин возникновения трудностей в управлении. Диагностика и анализ причин возникновения трудностей в организационно-педагогической деятельности.
3. Требования к качеству образования: система, процесс, результат. Методы определения удовлетворенности потребителей качеством.
4. Правовое обеспечение управления качеством в образовательной организации. Юридический механизм контроля качества, его документационное обеспечение: лицензирование, аккредитация, аттестация работников.
5. Требования к документации образовательной организации. Понятие внутреннего и внешнего аудита качества. Отечественные и международные системы оценки качества в дошкольных организациях и начальной школе. Трудности по управлению качеством в начальной школе в соответствии с ФГОС.
Практические задания к занятию:
1. Познакомиться с ФГОС НОО (ссылка: https://fgos.ru/). Рассказать о требованиях к выпускнику начальной школы.
2. Познакомиться с ПООП НОО. Рассказать о структуре и содержании.
3. Составить и защитить групповой проект «План методической работы в школе» в соответствии с концепцией, ООП НОО и программой развития, стандартом.