Лекция Общение как самостоятельная форма активности человека .




Цель занятия: сформировать представление об общении, а также продемонстрировать важность коммуникативной компетентности для врача.

 

Дидактические единицы занятия:

1. Определение общения.

2. Понятие социализации.

3. Структура общения

4. Виды общения.

5. Функции общения.

6. Компоненты общения.

7. Механизмы социальной перцепции.

8. Понятие каузальной атрибуции.

9. Факторы, влияющие на общение.

10. Эффекты межличностного восприятия.

11. Коммуникативные барьеры.

 

 

1. Определение общения

 

В современной психологии общение рассматривается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности. Уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется – от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоком личностном общении и сотрудничестве со взрослыми.

 

Общаясь с другими людьми, человек усваивает знания, накопленные человечеством, его опыт, установившиеся законы и нормы, ценности и способы деятельности, формируется как личность. Общение – важнейший фактор психического развития человека. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности личности и поведения человека.

 

Общение - это процесс взаимодействия по крайней мере двух лиц, направленный на взаимное познание, на установление и развитие взаимоотношений, оказание взаимовлияния на состояния, взгляды и поведение, а также на регуляцию их совместной деятельности. Общее это процесс передачи информации, а также процесс восприятия и организации взаимодействия между участниками коммуникативного акта.

Социализация

 

Развитие навыков общения происходит в процессе социализации. Социализация - это процесс превращения индивида со всем его врожденным потенциалом в члена общества, происходящий под влиянием воспитания и социальных условий. Социализация - это двухсторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей; с другой стороны, процесс активного воспроизводства социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду.

 

 

Этапы социализации:

 

1. Первичная социализация. В возрасте 3-х лет происходит устная идентификация "Я", становятся интересны сверстники.

 

2. Социализация подростка. Формирование отношения к группе и к себе.

 

3. Юношеская социализация. Формирование мировоззрения.

 

4. Социализация взрослых. Коррекция образа "Я".

 

Институты социализации – это те конкретные группы, в которых личность приобщается к системам норм и которые выступают своеобразными трансляторами социального опыта.

Виды общения

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения); взаимодействие (интерактивный аспект общения); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения).

 

Структура общения.

Коммуникация выступает как особая функция общения, проявляющаяся в передаче и принятии информации. Эта функция играет важную роль в межличностных отношениях, поскольку информационные процессы в современном мире определяют значительную часть жизнедеятельности человека.

 

Человек, передающий информацию, – коммуникатор, человек, воспринимающий ее, – реципиент. В процессе взаимодействия коммуникатор и реципиент меняются местами, поскольку функции передачи и восприятия информации переходят от одного к другому.

Все средства общения делятся на две группы: вербальные (словесные) и невербальные. А. Пиз приводит данные, согласно которым передача информации происходит за счет вербальных средств (только слов) на 7 %, звуковых средств (включая тон голоса, интонации звука) – на 38 %, а за счет невербальных средств – на 55 %.

 

Между вербальными и невербальными средствами общения существует разделение функций: по вербальному каналу передается чистая информация, а по невербальному – отношение к партнеру по общению.

 

Невербальное поведение человека неразрывно связано с его психическими состояниями и служит средством их выражения.

 

Разработаны различные классификации невербальных средств общения, к которым относят все движения тела, интонационные характеристики голоса, тактильное воздействие, пространственную организацию общения.

 

1. Наиболее значимы кинесические средства – зрительно воспринимаемые движения другого человека, выполняющие выразительно регулятивную функцию в общении. К кинесике относятся выразительные движения, проявляющиеся в мимике, позе, взгляде, походке.

 

2. Следующие виды невербальных средств общения связаны с голосом, характеристики которого создают образ человека, способствуют распознанию его состояний, выявлению психической индивидуальности.

 

Характеристики голоса относят к просодическим и экстралингвистическим явлениям.

 

Просодика – это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голосового тона, тембр голоса, сила ударения.

 

3. Экстралингвистическая система – это включение в речь пауз, различного рода психофизиологических проявлений человека: плача, кашля, смеха, вздоха и т. д.

 

К такесическим средствам общения относятся динамические прикосновения в форме рукопожатия, похлопывания, поцелуя.

 

Динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции, а не просто сентиментальной подробностью человеческого общения.

 

4. Общение всегда пространственно организовано.Одним из первых пространственную структуру общения стал изучать американский антрополог Э. Xолл, который ввел сам термин «проксемика», перевод которого означает «близость».

 

К проксемическим характеристикам относятся ориентация партнеров в момент общения и дистанция между ними.

 

Э. Холл описал нормы приближения человека к человеку – дистанции, характерные для североамериканской культуры.

 

Эти нормы определены четырьмя расстояниями:

 

1) интимное расстояние (от 0 до 45 см) – общение самых близких людей;

 

2) персональное (от 45 до 120 см) – общение со знакомыми людьми;

 

3) социальное (от 120 до 400 см) – предпочтительно при общении с чужими людьми и при официальном общении;

 

4) публичное (от 400 до 750 см) – при выступлении перед различными аудиториями.

 

Нарушение оптимальной дистанции общения воспринимается негативно.

 

Виды общения

Существует несколько классификаций общения, в основе которых лежат разные характеристики.

 

· Непосредственное общение происходит при непосредственном контакте участников общения. Для эффективного общения, в данном случае, необходимы оперативные навыки, умение корректировать процесс общения, в зависимости от поведения собеседника.

· Опосредованное общение осуществляется посредством средств массовой информации, произведений искусства и т.п. Сложность этого вида общения заключается в отсутствии обратной связи, невозможности корректировать процесс общения.

· Формальное общение обусловлено социальными ролями.

· В неформальном - большую роль имеют личностные отношения, его цель - психологический контакт. В норме они не имеют четких границ.

· Вербальное общение – речевое, где смысл слов имеет решающее значение.

· Невербальное - с помощью жестов, мимики.

 

 

Типы общения

 

Психологи выделяют три основных типа общения: императивное, манипулятивное и диалогическое.

 

А. Императивное общение еще называют авторитарным или директивным. Оно характеризуется тем, что один из партнеров по общению стремится подчинить себе другого, стремиться контролировать его поведение и мысли, принуждает к определенным действиям. Особенность авторитарного воздействия заключается в том, что конечная цель общения — принуждение партнера к чему-либо — не скрывается. В качестве средств императивного общения используются приказы, указания, предписания, требования, угрозы и пр.

 

Б. Манипулятивное общение сходно с императивным. Цель его — оказать воздействие на партнера по общению. Но здесь достижение своих намерений осуществляется скрыто. Как и императив, манипуляция стремится добиться контроля над поведением и мыслями другого человека.

 

В. Диалогическое общение противостоит авторитарному и манипулятивному типам, так как основано на равноправии партнеров. Диалогическое общение возникает лишь в случае соблюдения ряда правил взаимоотношений:

 

1. Психологический настрой на эмоциональное состояние собеседника и собственное психологическое состояние (следование принципу «здесь и теперь»).

 

2. Полное доверие к намерениям партнера без оценки его личности (принцип «доверительности»).

 

3. Восприятие собеседника как равного, имеющего право на собственные мнения и решения («принцип паритетности»).

 

4. Направленность общения на общие проблемы и нерешенные вопросы (принцип «проблематизации»).

 

5. Обращение к собеседнику от своего имени (без ссылки на чужое мнение), выражение своих истинных чувств и желаний (принцип «персонифицирования общения»).

 

Функции общения

 

По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить пять основных его функций:

 

1. Прагматическая функция общения реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности.

 

2. Формирующая функция общения проявляется в процессе развития человека и становления его как личности. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого постепенно переходят во внутренний план. Благодаря этому, взрослея, человек можем мысленно представить себе предстоящий разговор и выстроить его так, как ему нужно.

 

3. Функция подтверждения проявляется в том, что только в ходе общения с другими людьми человек может познать, понять и утвердить себя в собственных глазах. Желая убедиться в признании своей ценности, человек ищет точку опоры в других людях.

 

Известно, что повседневный опыт человеческого общения невозможен без знаков подтверждения. Сюда можно отнести знакомства, приветствия, именования, оказание различных знаков внимания. Указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит, и хорошего самочувствия.

 

4. Функция организации и поддержания межличностных отношений. Общение для любого человека неизменно связано с оцениванием других людей и установлением определенных эмоциональных отношений — либо положительных, либо отрицательных. Даже один и тот же человек может вызывать в разных ситуациях различное отношение.

 

5. Внутриличностная функция общения — одна из самых важных. Благодаря диалогу с самим собой человек принимает определенные решения, совершает значимые поступки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: