Учебное содержание вводится в воспитательно-образовательный процесс с помощью метода. «Metodos» в переводе с греческого - путь к достижению чего-либо. Метод обучения - это способ совместной деятельности педагога и детей, направленный на достижение заданных целей. Главной задачей педагога является оптимальный выбор методов обучения, обеспечивающий экологическое образование, воспитание и развитие детей.
Любой метод обучения представляет собой модель деятельности педагога и детей, видов и последовательности этапов ее выполнения, а также выбор средств, которые могут привести к достижению поставленной цели. Педагог, обдумывая процесс применения того или иного метода, мысленно составляет модель, определяя цели деятельности, ожидаемые результаты, необходимые и возможные средства для достижения цели, знания об объекте изучения, его свойствах и характере изменения.
Педагог ставит цель обучения, которая предопределяет деятельность и подбирает средства для ее реализации. Способы деятельности педагога и детей следует соотносить с конечной целью. Деятельность педагога по использованию им средств нужно рассматривать под углом зрения деятельности ребенка.
Таким образом, метод обучения является системой последовательных действий педагога, организующего познавательную и практическую деятельность детей, направленную на усвоение знаний о природе и ценностных ориентации, формирование умений и навыков, развитие самостоятельности, творческих возможностей детей.
В экообразовательном процессе методы взаимопроникают друг в друга и выполняют следующие функции:
- образовательную, выражающуюся в эффективном отборе способов и приемов работы для реализации задач;
- развивающую, обусловливающую темпы и уровни экологического развития детей;
- воспитывающую, ориентирующую на воспитание нравственных качеств личности дошкольников;
- мотивационную, служащую средством побуждения детей к познанию, стимулятором познавательной деятельности;
- организующую, проявляющуюся в мобилизации детей на приобретение умений самостоятельной деятельности.
В современной методике экологического образования существуют различные подходы к группировке методов. Исторически сложилась классификация методов в зависимости от источника знаний: словесные, наглядные и практические.
В зависимости от характера познавательной деятельности детей методы классифицируют на:
объяснительно-иллюстративные (информационно-рецептивные),
репродуктивные,
проблемные (проблемного изложения, частично-поисковые и исследовательские).
По дидактическим целям выделяют методы формирования экологических знаний, методы формирования субъективного отношения к природе, методы формирования практических видов деятельности, стратегий и технологий взаимодействия с природой.
2. Методы формирования экологических знаний
Наблюдение- это специально организованное педагогом целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений окружающей действительности. Целью наблюдений может быть - установление свойств и качеств, структуры и внешнего строения объектов природы, причин изменения и развития окружающих объектов, сезонных явлений.
Наблюдение связано со всеми методами экологического образования детей: наблюдение иллюстративного характера (показ картин, моделей); наблюдение в процессе выполнения практической деятельности в уголке природы, наблюдение исследовательского характера (постановка опытов).
Чем определяется необходимость обучения дошкольников умению наблюдать? Прежде всего, теми возможностями общего умственного развития, которые представляет наблюдение. В процессе деятельности наблюдения расширяется перцептивный опыт ребенка, развиваются когнитивные процессы.
Наблюдение является активной формой чувственного познания, обеспечивающей наглядно-образное отражение действительности, способствует накоплению эмпирических знаний, обеспечивает их адекватность. Основным содержанием знаний дошкольника (с точки зрения их психологической структуры) являются представления, т.е. образы ранее воспринятых предметов и явлений (А.А. Люблинская). И хотя к старшему дошкольному возрасту' нарастает тенденция к обобщению знаний (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов), значение наглядно-действенного и наглядно-образного познания сохраняется и в этом возрасте. Наблюдения дают возможность сформировать не только конкретные, но и обобщенные представления, а также элементарные понятия.
Наблюдение способствует выработке познавательных умений: умению полно и разносторонне воспринимать предметы и явления, подмечать различие и сходство в объектах, видеть изменение окружающих объектов и развитие явлений, устанавливать причинные отношения и связи в окружающей действительности. Наблюдение является основой развития мышления дошкольников: умения анализировать, сравнивать, делать выводы.
Наблюдения способствуют выработке позитивной системы ценностных ориентации и установок по отношению к окружающей среде. Они учат экологической этике, помогают сделать первый шаг к оценке экологического состояния и защите природных объектов.
В процессе наблюдений и их интерпретации развивается устная речь детей. Постановка цели и задач наблюдения осуществляется в речевой форме. Слово выступает как инструмент анализа, в слове находит свое выражение результат наблюдения — суждение об объекте. Словарный запас уточняется и обогащается на основе знакомства с новыми объектами.
Наблюдения развивают эстетические чувства, воображение и фантазию, наблюдательность детей. Вместе с тем в процессе наблюдения принимает активное участие и память: в ходе наблюдения используются имеющиеся знания при сравнении предметов и их качеств, при обобщениях или суждениях. Наблюдения связаны и с эмоциями. Заинтересованность ребенка процессом наблюдения, его результатом оказывает существенное влияние на его ход.
В зависимости от дидактических целей педагог использует различные виды наблюдения. В процессе кратковременных наблюдений, организуемых для формирования знаний о свойствах и качествах предмета и явления, дети учатся различать форму, цвет, величину, пространственное расположение частей, характер поверхности, а при ознакомлении с животными - характер движения, издаваемые звуки и т.д. Наблюдение может быть организовано и для того, чтобы по каким-то признакам определить состояние предмета (например, по цвету земли в цветочных горшках определить необходимость поливки, по поведению рыб в аквариуме - необходимость частичной смены воды) или восстановить картину целого (по следам на снегу определить, кто прошел или проехал, по цвету ягод - спелые они или нет). Этот вид наблюдения предполагает наличие у детей и некоторых знаний, умения анализировать явления, сопоставлять отдельные данные, делать несложные умозаключения.
Для накопления знаний о росте и развитии растений и животных, о сезонных изменениях в природе используется длительное наблюдение; дети при этом сравнивают наблюдаемое состояние объекта с тем, что было раньше. Организуя длительное наблюдение объектов, воспитатель заранее разбивает его на ряд эпизодических наблюдений, которые проводятся тогда, когда изменения, скажем, в развитии животного выступят достаточно ярко. Детям предлагается рассмотреть объект, сопоставить его состояние с тем, что наблюдали раньше, выделить новые признаки, свидетельствующие об изменении. В заключительном наблюдении следует восстановить всю картину развития, наблюдаемую детьми. Этому поможет дневник наблюдения.
Наблюдение с использованием раздаточного материала
обеспечивает высокую активность всех детей, позволяет им поупражняться в разнообразных обследовательских действиях, совершенствовать деятельность наблюдения. От воспитателя требуется умение распределить внимание, организовать действие всех детей, а они должны точно следовать указаниям воспитателя, слышать и слушать других, сравнивать и сопоставлять результаты наблюдения других с собственными. В качестве раздаточного материала могут быть использованы растения и их части: листья, плоды и семена, ветки, овощи и фрукты. Каждый ребенок, участвующий в наблюдении, получает набор материала на руки (такой же есть у воспитателя).
По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные, групповые (3-6 человек)' и фронтальные. Наблюдения проводятся в разных условиях: на занятиях, экскурсиях, прогулках, в уголке природы и т.д. Так на занятиях можно наблюдать за животными, растениями, трудом взрослых. Дети учатся правильно рассматривать предмет, выделять из множества его признаков необходимые, изучать их в определенной последовательности. В этом случае работа, организуется по подгруппам или фронтально. На экскурсиях наблюдение предметов и явлений природы совершается в естественных условиях: в парке, лесу, на лугу и т.д. При этом организуется наблюдение со всеми детьми, с маленькими подгруппами и отдельными воспитанниками. Не менее важную роль в организации наблюдений играет труд детей по выращиванию растений и уходу за животными. В уголке природы целесообразно проводить наблюдения индивидуальные и с небольшими подгруппами.
С.Н.Николаева предлагает проводить циклы наблюдений на одну тему. Каждый отдельно взятый цикл ~ это ряд взаимосвязанных наблюдений за. конкретным объектом уголка природы или участка. Каждое наблюдение проводится вне занятий в различные режимные моменты, имеет свою цель и определенное содержание. Наблюдения одного цикла проводятся компактно, следуя друг за другом без больших перерывов во времени. В комплексе наблюдения одного цикла формируют у дошкольников разносторонние и систематизированные знания об объектах природы.
Содержание наблюдений в ДОУ определяется программами и зависит от местных особенностей природы. Содержание наблюдений дифференцируется в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В младшем дошкольном возрасте наблюдения способствуют накоплению фактических данных об объектах и явлениях природы, об их свойствах и качествах, формированию умений наблюдения. Дети знакомятся с отличительными признаками сезонов, учатся узнавать и называть наиболее распространенные в данной местности растения и животных. В старшем дошкольном возрасте наблюдения направлены на выявление причинно-следственных зависимостей между предметами и явлениями природы, на установление простейших закономерностей в природе, подводят детей к самостоятельным обобщениям и выводам.
Требования к организации наблюдений:
1. Учет психологического уровня развития детей, в соответствии с которым определяются цель и содержание наблюдений. Только тогда наблюдение возбуждает интерес к природе, желание больше узнать о ней.
2. Систематизация содержания наблюдений, установление связей между ними. Для каждого наблюдения необходимо подбирать небольшой круг знаний. Представления об объектах
природы формируются у детей постепенно, в результате многократных встреч с ними. Каждое наблюдение решает небольшую, конкретную задачу ознакомления детей с природой. Поэтому, проводя наблюдения, педагог должен устанавливать возможные связи настоящего наблюдения с проводимыми ранее, учитывать последующую работу. Следует предусмотреть расширение и углубление знаний, чтобы каждое наблюдение открывало детям что-то новое, расширяло и уточняло имеющиеся представления.
3. Преобладание визуального источника информации над словесным. Дети получают сведения об объекте, рассматривая его, а не со слов воспитателя. Вопросы и короткие пояснения педагога направляют внимание дошкольников и побуждают называть увиденное.
4. Активизация познавательно-исследовательской и речевой деятельности детей в ходе наблюдения. Это достигается различными приемами: постановка проблемных вопросов, использование обследовательских действий, привлечение детского опыта, проговаривайте результатов наблюдения, включение действий с предметами (наблюдая за сидящей на ветке птицей,
предложить детям обхватить палку руками, по-разному располагая пальцы).
5. Последовательность в выработке умений наблюдать.
Необходимо конкретно определить компоненты деятельности наблюдения, отобрать содержание наблюдений в соответствии с формируемыми компонентами деятельности, включать детей в разные формы и виды наблюдений.
6. Интеграция наблюдения с другими видами деятельности (речевая деятельность, труд в природе, конструирование, рисование и лепка, ведение календарей природы и др.)
При подготовке к наблюдению педагог определяет его место в системе экологического образования детей. Определяет содержание наблюдения. Заранее намечает, какие знания, умения будут сформированы у детей в результате наблюдения, какие представления будут уточнены и закреплены, какие ценностные ориентации актуализированы.
Важно продумать организацию и ход предстоящего наблюдения: с чего начать, какие существенные стороны, части и | свойства следует выделить, в какой последовательности и связи, и какие этапы в развитии и изменении объекта или явления следует проследить, чем каждый этап характерен, в чем его своеобразие и отличие от других, что в них общего, сходного, связывающего воедино.
Продумывается система заданий, которые должны отличаться конкретностью, развивать внимание, наблюдательность и мышление. Например, задание собрать опавшие листья дети обычно выполняют бездумно. В то же время задание найти разные по цвету и величине листья одного дерева и сложить их в одном порядке, например, чередуя красный, оранжевый, желтый, дети выполняют заинтересованно.
Полезно давать детям проблемные задания, требующие от детей поиска самостоятельных решений (ответов). Так, педагог предлагает вести наблюдение за воробьями в течение определенного времени и после этого ответить на вопрос, можно ли по внешнему виду и поведению птиц узнать, холодно или тепло на улице.
Часто задания имеют практическую направленность. Например, чтобы привлечь внимание детей к отдельным частям деревьев, имеющим опознавательное значение, можно использовать поделки из природного материала (бабочку, выполненную из листьев и плодов изучаемых деревьев). Детям предлагается найти эти деревья и собрать такие нужные для предстоящей работы листья и плоды.
Для организации самостоятельных или групповых наблюдений на занятиях или на экскурсии заранее готовятся опознавательные или инструктивные карточки с алгоритмом наблюдений.
Далее педагог выбирает объект наблюдения, интересный детям _и доступный для восприятия. Если это растение или животное уголка природы, объект должен быть в хорошем состоянии, чистым, здоровым. Пространство, в котором находится животное, следует огородить. Чтобы животные были более активными, их не рекомендуется кормить перед наблюдением. Готовится соответствующее оборудование - лупы, термометры, миски с кормом, поилки, губки и щеточки для ухода.
Продумывается организация детей: как разместить их, чтобы объект был хорошо виден всем детям, чтобы можно было свободно подойти к нему и действовать с ним (покормить, поиграть).
Наблюдение, как и любая деятельность, начинается с постановки или принятия цели и конкретных задач: что и где, будем наблюдать? Как будем вести наблюдение? Что при этом необходимо знать? На первых этапах дети не способны к самостоятельной постановке задачи. Она вносится взрослым и принимается детьми легче всего, если связана с продуктивной деятельностью (устроить домик для хомячка). Затем развивается умение принять познавательную задачу вне связи с продуктивной деятельностью. Одновременно с этим у детей развивается умение ставить самостоятельно задачу наблюдения сначала также в контексте с деятельностью, а затем и как самостоятельную познавательную задачу.
Характер продуктивной деятельности определяет отбор способов восприятия и направленность анализа в разных видах наблюдения. Так моделирование требует, прежде всего, выделить общую объемную форму предмета, основные части, установить их взаиморасположение в пространстве и т. д. Если задачей наблюдения является ознакомление с новым объектом или явлением, то выделяются наиболее полно разнообразные его свойства и качества.
Достижение задачи связано с планомерностью наблюдения (последовательным переходом от анализа одной стороны наблюдаемого объекта к другой), планомерным отбором и использованиемспособов восприятия, которыми владеет ребенок. Например, сообщая план наблюдений за ледоходом, воспитатель предлагает: сначала послушать издалека, как идет и шумит лед; подойти к берегу реки и определить, каковы льдины по цвету, величине, форме; рассмотреть, как они плывут у берега и в середине реки. Наличие плана помогает детям впоследствии составить рассказ об увиденном. Первоначально план вносится взрослым, но постепенно этот план становится планом ребенка. Дидактические исследования показывают большие возможности детей в формировании у них умения элементарно планировать свою деятельность в зависимости от принятых задач, а также в освоении обобщенных способов восприятия.
При реализации плана в процессе наблюдения особое значение приобретает самостоятельная практическая деятельность ребенка с объектом. Предусматривается следующая последовательность действий: узнавание предмета или сличение его с образцом, представленным в виде натурального объекта или в виде картинки (опознавательной карточки), узнавание по словесному описанию, обследование изучаемого предмета, составление рассказа-описания. Необходимо учить детей подчинять свое восприятие поставленной задаче (рассмотреть объект и описать его или сравнить объект с другим в определенном аспекте и т.д.), следовать плану, пользоваться разнообразными приемами обследования, описывать объект. Важно учить детей обосновывать свои высказывания (попросить доказать или пояснить, почему ребенок так думает). При этом у детей развивается стремлением понять, объяснить увиденное, интерпретировать воспринятое в свете имеющихся знаний и накопленного опыта.
Важно формировать действия самоконтроля и самооценки к ходе наблюдения, учить детей оценивать результаты наблюдения и собственную деятельность, делать выводы и умозаключения, контролировать и развивать в себе наблюдательность. Первое время деятельность детей контролирует педагог, используя образцы, отмечая наиболее полные, точные высказывания и действия детей. Далее к коллективной оценке привлекаются все дети. Важно дать каждому ребенку почувствовать, что его усилия не были напрасными; учить детей объективно оценивать освоенные способы действий, находить положительное в каждом ответе.
Педагогический процесс, направленный на формирование умений наблюдать, должен обеспечить становление все более осознанного отношения наблюдателя к наблюдаемому, формирование интереса и потребности наблюдать.
Умение наблюдать формируется в процессе экспериментирования, моделирования, а также в различных видах продуктивной деятельности (изобразительной, конструктивной и др.).
В целом технология наблюдения условно включает 4 этапа.
1 этап (подготовительный). Цель его - вызвать у детей
интерес к объекту наблюдения. На этом этапе очень важна мотивация. Достигается это различными приемами: краткая беседа, ориентирующая на новое (что дети узнают о предмете, на что обратить внимание); обращение к имеющемуся личному опыту детей (вспомнить, видел ли предмет, где видел, каким он был тогда, что знает о нем); показ диафильма, иллюстраций,
подготавливающих детей к восприятию объекта.
На данном этапе указываются цель и задачи наблюдения, дается задание к предстоящему наблюдению. Задача наблюдения должна ставиться четко и конкретно, иметь познавательный характер, учить ребенка думать, искать ответ на поставленный вопрос.
2 этап. Концентрация внимания на наблюдаемом объекте. Вначале наблюдения необходимо произвольное внимание направить и сосредоточить на наблюдаемом объекте, поддержать интерес, вызванный еще на первом этапе.
Известным приемом возбуждения произвольного внимания в младших группах является использование сюрпризности, загадочности. Для детей старшего дошкольного возраста такой прием является недостаточным. Здесь нужны такие приемы, которые вызывали бы волевые усилия, умственное напряжение и способствовали бы удержанию произвольного внимания в течение определенного времени. Хорошо для этой цели использовать художественный образ, загадку, поговорку, стихотворение, показ и пояснение, показ иллюстраций, проблемные вопросы и указания. Все эти приемы направлены на постановку перед ребенком определенной умственной задачи. Поиски решения этой задачи организуют, направляют и удерживают внимание ребенка на наблюдаемом предмете.
3 этап - обследование наблюдаемого объекта. Это основной момент всего процесса наблюдения. Он самый длительный по времени. В результате обследования предмета у детей должно сформироваться точное и четкое представление о нем. Задача данного наблюдения заключается в том, чтобы показать детям приемы правильного последовательного обследования и ] помочь их усвоить.
Этот этап (по содержанию и роли в наблюдении) можно в свою очередь условно разделить на три части.
3.1. - восприятие предмета или явления е целом. Как правило, дети обращаются к обследованию отдельных деталей и 1 частей предмета. Учитывая эту особенность восприятия, целесообразно найти предмету такую характеристику, которая сразу бы направляла внимание детей к целостному восприятию объекта. Первые минуты следует отводить молчаливому восприятию предмета. Молча созерцать предмет, дети могут несколько секунд. Молчаливое восприятие должно быть целеустремленным; таким его делает направляющее слово педагога(вопрос, указание). Рассматривая предмет, ребенок имеет возможность высказать о нем то, что он знает. Важно уделять этому моменту ровно столько внимания, сколько необходимо, а именно; с одной стороны, удовлетворить желание детей показать, что предмет им знаком, а с другой - не дать возможности отвлечься от темы наблюдения, распылить свое внимание, погасить интерес к объекту.
3.2. - анализ обследуемого предмета распознавание его формы, цвета, размера и других признаков. Воспитатель направляет внимание ребенка на особенности предмета. Дети сравнительно легко выделяют части предмета и несколько затруднены в выделении его свойств. Части и свойства предмета являются его признаками, которые ребенок должен вычленить, понять и на этой основе сформировать представление о предмете в целом.
3.3.- интерпретирующее обследование, раскрывающее не только чувственно- воспринимаемые свойства, но и на их основе абстрактные свойства предметов и явлений в их существенных взаимосвязях. Цель этой части наблюдения – отнесение данного предмета к определенной группе однородных предметов, а также установление причинных связей и отношений между наблюдаемыми предметами и явлениями, их частями и свойствами. Педагог направляет внимание детей на выделение тех свойств предмета, которые у него были общими целой группой однородных предметов. Через восприятие одного предмета дети познают свойства, присущие всем предметам такого рода, В результате чего у них формируется обобщенное представление
типичного строения, окраски, формы, и других признаков предмета.
На этапе обследования используются разнообразные приемы. Педагог привлекает личный сенсорный опыт, полученный детьми ранее. Словесные пояснения воспитателя помогают «открывать детям то, что нужно видеть и как нужно видеть» (А.П.Усова). Вопросы должны побуждать детей к активному восприятию и усвоению нового. Например, наблюдая за животным, необходимо, в первую очередь, направить внимание ребенка на восприятие (найти и назвать) в определенной последовательности тех признаков предмета, которые ребенок видит непосредственно (особенности внешнего вида, повадки, движения и т. д.). Далее ставятся вопросы, требующие наблюдения за жизненными проявлениями животного (кормление, уход за ним). И, наконец, задаются вопросы, требующие осознания тех признаков и отношений объекта с окружающей средой, которые воспринимаются опосредованно (через художественное слово. картину или рассказ педагога), побуждающие устанавливать связи и отношения между объектами, простейшие закономерности, причины явлений.
Художественное слово обостряет чувственное восприятие, способствует образованию более ярких образов, помогает представить объекты и явления природы, которые невозможно воспринять непосредственно (места, куда улетают перелетные птицы, образ жизни диких животных на воле и др.). Произведения И.Павловой, Г.Скребицкого, М.Пришвина, Б.Чарушина; стихи Е.Трутневой и П.Воронько помогают не только познакомить детей с природой, но и развивают у детей наблюдательность и любознательность.
Использование народного фольклора - пословиц, поговорок, примет, загадок - делает наблюдения более конкретными. Особенно ценно в этом отношении придумывание загадок самими детьми. Составляя загадку, ребенок убеждается в том, что дети отгадывают только ту, в которой отмечены важные существенные черты и свойства предмета.
Более четкое представление о том или ином предмете или явлении ребенок получит в том случае, если этот предмет воспринимается им в сравнении. Сравнение - это важнейший дидактический прием, которым пользуется воспитатель, развивая у детей анализирующее восприятие. Поэтому важно специально обучать дошкольников приемам сравнения: анализировать расчленять объект на части, выделять главные свойства и соотносить их поочередно, в определенной последовательности, с аналогичными признаками другого предмета. При этом необходимо помнить, что процесс сравнительного наблюдения будет незаконченным и не достигнет необходимых результатов, если анализ воспринимаемого предмета не сочетать с синтезом, при котором происходит установление связи между отдельными свойствами и их объединение в целостный облик предмета. Используя прием сравнения, воспитатель вначале учит выделять в предмете наиболее заметные контрастные отличия. Дети сравнивают предметы по одному, двум и более признакам: величине предмета и его частей, форме, особенностям строения, цвету, звуку, запаху т. д. Постепенно воспитатель подводит детей к сравнению менее заметных, но зато более существенных признаков и. наконец, ребята начинают сравнивать воспринимаемые предметы с предметами по представлению (в данный момент отсутствующими).
Важно предусмотреть задания, требующие самостоятельного применения полученных знаний. Чтобы дети смогли ПОЛ" нее запечатлеть образ наблюдаемого объекта, можно предложить им закрыть глаза и обследовать предмет с помощью других органов чувств (нельзя пробовать на вкус!); представить предмет с закрытыми глазами; имитировать движения, звуки наблюдаемых предметов и явлений; сравнить наблюдаемый предмет с другим; зарисовать объект или его часть) или раскрасить черно-белый рисунок и т.д.
4 этап - заключительный. Цель его - в подведении итогов и закреплении полученных представлений о предметах явлениях, а также в оценке тех способов обследования предмета, которыми дети пользовались.
Подведение итога не должно быть простым перечислением уже ранее названных признаков. Нужно отметить то новое что дети узнали в данном наблюдении.
Как показывает опыт работы, при однократном восприятии даже обученный ребенок не всегда умеет, четко выделив отдельные признаки предмета, его части, их названия. Поэтому необходимо повторное наблюдение, способствующее прохождению нервных импульсов теми же путями, по которым протекали в процессе первичного восприятия.
Правильное построение процесса наблюдения, обучение детей приемам обследования является основой работы по развитию деятельности наблюдения детей.
Таким образом, организуя процесс наблюдения, воспитатель осуществляет руководство восприятием детей по следующим направлениям:
направление восприятия ребенка на определение объекта наблюдения (узнавание, называние);
объяснение, напоминание методики наблюдения (плана);
руководство процессом целенаправленного наблюдения в соответствии с поставленной целью и планом; обсуждение результатов наблюдения; использование полученных результатов наблюдения в изобразительной, конструктивной, игровой и других видах деятельности.
Важное значение в организации наблюдений имеет отражение впечатлений от воспринятого в творческой продуктивной деятельности: ведение календаря природы и погоды, рассказы детей, изобразительная деятельность и т.д.
Отображая в календаре происходящие изменения в неживой и живой природе, дети учатся анализировать, устанавливать причинные связи между* отдельными явлениями природы, что подводит их сознание к простейшим формам обобщения и классификации и тем самым способствует образованию более прочных и четких представлений. Отражая воспринятое в рисунке, рассказе, ребенок тем самым выражает свои представления об окружающей природе и благодаря этому активнее и глубже познает ее.
Регистрация наблюдений ведется в дневниках наблюдений и групповых календарях природы в виде рисунков, моделей и т.д. Большое внимание в ДОУ уделяется наблюдениям за погодой и сезонными изменениями природы. Работа с календарем наблюдений в старшем дошкольном возрасте проводится ежемесячно в течение одной недели. Ежедневно дети наблюдают и отмечают специальными значками погоду, состояние растений и животных.
С детьми ведется такжеработа с календарем наблюдений за ростом растений на участке или в уголке природы. Еженедельно дети под руководством воспитателя делают в нем зарисовку растущего растения, изображают условия (погоду и способы ухода), при которых растение развивается. Дети могут изображать не только стадии развития растений, но и составлять диаграммы роста растений, изображаяих размер полосками соответствующей длины.
Развивающая функция метода наблюдения реализуется при сочетании его с поисковой, исследовательской, экспериментальной деятельностью детей. Необходимо учить детей сравнивать, устанавливать причинные зависимости, делать выводы, интерпретировать результаты наблюдений, фиксировать их в разной форме. Так, в ходе наблюдений за птицами дошкольники не только описывают внешний вид птиц, формы их поведения и взаимоотношений, но и могут экспериментально определить лучшие места для размещения кормушек. Дети изготавливают простейшие кормушки и развешивают их в разных местах участка: в укрытии и на открытом месте. Можно определить также, в какое время дня птицы более активны - утром или в полдень. Дважды в день (на прогулках) дети в течение 10 минут наблюдают и отмечают количество птиц, которые питаются на кормушках. Результаты наблюдений оформляются в календаре.
Педагог может предложить детям задания проблемного характера: как доказать с помощью наблюдений, какие конструкции кормушек более удобны для разных птиц?
Наблюдения в ДОУ проводятся в игровой форме.
"Охота" за насекомыми
Оборудование: Лупа, сачок, бумага, карандаши.
Детям предлагается необыкновенная охота: отыскать следы деятельности насекомых. Это могут быть объеденные листья, ходы личинок жуков-короедов под корой деревьев, кладки яиц бабочек и др. После этого дети должны осторожно поймать разных насекомых и рассмотреть их через лупу.
Интересно изучать поведение муравьев. Дети получают задание, выяснить, где живут и чем питаются муравьи, какой груз несут и каково его назначение; описать их движения, части тела; что они делают, встретив на своем пути препятствие (камень или палку). Выясняется, как себя ведут муравьи, когда встречаются с сородичами. Предлагается подумать, чем похоже поведение муравьев на поведение людей. Медленно, найдя цепочку муравьев, бросить им кусочки пищи (колбасы, хлеба, сахара) и посмотреть, как поведут себя муравьи. Детям предлагается изобразить, как движутся муравьи, зарисовать колонию муравьев.
После наблюдения все насекомые возвращаются в свое сообщество.
В процессе наблюдений за природой педагог обращает внимание детей на экологические проблемы, связанные с ее загрязнением и разрушением. При наличии элементарного лабораторного оборудования дошкольники могут изучить загрязнение листьев деревьев, воздуха, воды, снега и т.д.
Так, для изучения загрязнения воздуха из плотной бумаги и клепкой ленты, укрепленной липкой стороной вверх, делаются карточки, которые раскладываются на подоконниках в классе, на газонах, на игровых площадках. Через несколько дней, их собирают и проверяют, сколько частиц на них налипло. Можно предложить детям: с помощью лупы исследовать состав загрязнения; подсчитать видимые частицы, которые прилипли к ленте, установить их форму и цвет; попытаться определить источники загрязнителей; сравнить, чем отличаются карточки, находившиеся в разных местах и объяснить причины различий.
Учитывая, что игра является основным видом деятельности детей дошкольного возраста, в процессе наблюдения необходимо широко использовать игровые приемы. Они повышают общее эмоциональное настроение ребенка, вносят радость, что еще более стимулирует его желание наблюдать, делают наблюдение более интересным. С их помощью легко преодолеваются интеллектуальные затруднения в процессе наблюдения. Для развития наблюдательности у детей хорошо использовать игровые приемы типа «Вспомни и назови, сколько лепестков у мака и сколько у ромашки», «Какая серединка у цветка тюльпана и нарцисса?» и другие. Выслушав ответы детей, воспитатель посылает ребят проверить, так ли это: предлагает принести эти цветы и подарить их тем из детей, кто сказал правильно.
Широко используются в наблюдениях дидактические игры «Найди дерево», «С чьей ветки детки?», «Узнай по описанию». «Когда это бывает» и др. Весьма эффективны игровые ситуации. Например, можно попросить ребят представить себе, что они - ученые с Другой планеты - должны внимательно осмотреть место, где приземлился их космический корабль, чтобы составить представление об обитателях Земли. Или предложить детям стать детективами - исследователями, которым придется заниматься поисками, например, насекомых и следов их деятельности, чтобы составить «фоторобот».
Для развития сенсорного восприятия, организуя наблюдения предметов и явлений в самой природе, необходимо привлечь внимание детей к запахам, звукам и осязательным ощущениям как средству получения информации об окружающем мире. С этой целью используют приемы и упражнения, развивающие все анализаторы: зрительные, слуховые, осязательные,, обонятельные, - например, "наблюдение вслепую". Дети могут работатьв парах, играя роли пришельцев из космоса, исследующих окружающий мир с завязанными глазами, и роботов, помогающих ориентироваться в пространстве. После такого наблюдения детям предлагается обменяться полученными впечатлениями, нарисовать предметы, которые они распознали с помощью каждого из органов чувств. Чем больше анализаторов участвует в наблюдении, тем объективнее и достовернее будут полученные результаты.
Найди свое дерево
Оборудование: повязки на глаза, карточки и фломастеры.
Для детей, которые никогда не интересовались деревьями, все они кажутся
Поделиться:
Поиск по сайту
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-01
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных