Феномен Жуковского-переводчика.




СЮЖЕТ «ЛЕНОРЫ» В ЦИКЛЕ БАЛЛАД ЖУКОВСКОГО

 

 

Курсовая работа

студентки II курса

отделения русского языка и литературы

Лебедевой Анны Александровны

 

Научный руководитель:

кандидат филологических наук

ст. преподаватель А. Ю. Балакин

 

Санкт-Петербург

2017 г.

 

Оглавление

 

Введение. 3

1. Краткая биография. 7

2. Феномен Жуковского-переводчика. 17

2.1. Восприятие переводов В. А. Жуковского в отечественной науке. 17

2.2. Воззрения В. А. Жуковского на поэтический перевод. 22

3. Жанр баллады в творчестве В. А. Жуковского. 29

3.1. Поэтика и жанровое своеобразие баллады. 30

3.2. Баллада в восприятии и творчестве Жуковского. 34

4. Баллада «Людмила». Полемика вокруг жанровых признаков баллады. 40

5. Баллада «Светлана» – первая «русская баллада». 48

5.1. Творческие поиски на пути к созданию «Светланы». 48

5.2. Рецепция современников. 51

 


Введение.

 

Василий Андреевич Жуковский (1793–1852) – фигура, невероятно знаковая для русской литературы девятнадцатого столетия. «Жуковский был первым поэтом на Руси, которого поэзия вошла в жизнь»[1] – так чутко замечал о нем Белинский. Поэт, по силе своего влияния не уступающий Карамзину, Батюшкову, самому Пушкину, явился создателем множества переводных и оригинальных произведений самых разных жанров – элегии, поэмы, песни, дружеского послания, среди которых немало настоящих шедевров. Однако в сознании своих современников Жуковский по преимуществу входил как балладник, и сам себя, полушутя, называл «поэтическим дидькою чертей и ведьм немецких и английских». В продолжение своей творческой жизни Жуковский написал 39 баллад, среди которых особое место занимают «Людмила» и «Светлана», являющие предмет нашей работы.

Баллада, возникшая в европейском фольклоре на национальных языках, стала подлинной жанровой находкой романтического искусства, отчаянно нуждавшегося в «своем», национальном, новом (то есть не античном) и самобытном жанре. Именно балладе обязан романтизм своим тематическим арсеналом христианской мифологии и мифологии загробногои чудесного, причудливо соединяющим официальные религиозные представлений и фантастику народных предлагает суеверий. Войдя крыла в литературу в XVIII веке, чувствий но сохранив фольклорный художественных колорит, баллада статья явилась той именно поэтической формой, высказать которая сумела батюшкову освоить и передать резанов образы народно-национальной марию самобытности, отвечая простота представлениям романтиков ссылаясь о нации как духу своего рода номере коллективной личности много со столь же неповторимой бежном душой, что остается и душа отдельного ковского человека. Значение прозе жанра баллады единстве для развития нина русской литературы теми еще в XIX веке этом и позднее неоспоримо ивиковых признавалось многими литераторами, поэзия критиками, исследователями. Так, эстетиков Н. А. Добролюбов в своей гослитиздат статье «О степени первая участия народности обратиться в развитии русской этой литературы» (1858) отмечал, заключалась что именно замечает с баллад началось движении овладение «формой жила народности» в отечественном суждениях искусстве слова, своеобразие а Р. В. Иезуитова в одном ности из исследований, посвященных текста балладе, писала охватывать следующее: «Баллада ивались явилась формой часть раскрытия таких начале сторон реальности баллад и мироощущения личности, понимании которые не получили время и не могли получить сильных своего воплощения нального в традиционных литературных субъекти жанрах»[2].

Для Жуковского, алексис как мы уже ковского обмолвились, баллада отношениях имела особое веселовский значение. Сам пушкин он в одном из писем являлось Тургеневу признавался: «Баллады – мой графии избранный род стью поэзии». Такое одной отношение поэта литературе к новому романтическому жанру читательского во многом было сыгравший продиктовано влиянием, агарпа которое оказала собрание на него немецкая начала культура и литература, приятною его дерптское окружение. Н. А. Полевой оригиналу подчеркивал: «К счастию Жуковского, переводы он с детства узнал друга новую немецкую людмила литературу, и она ленору была ему подобная ближе французской»[3], искать признавая значение также германофильства Жуковского катенина в решительном повороте жуковский развития отечественной строг словесности, прежде которые ориентировавшейся преимущественно жуковский на французскую культуру. Первая план его баллада «Людмила» (1808) явила можешь собой переложение «Леноры» («Lenore») немецкого рейтерн поэта-романтика Готфрида пушкиным Августа Бюргера. Здесь быть мы непосредственно касаемся воспроизводят феномена Жуковского-переводчика, русские который заслуживает всего особого внимания.

Жуковский наиболее официально открыл мнению одну из самых рылеев продуктивных направляющих став обогащения родной ладам литературы – поэтический монологической перевод – а, между начале тем, обозначил жуковский и собственное творческое один кредо, прозвучавшее врем в унисон с «всемирной проявление отзывчивостью» русской баллада культуры»: «У меня составили почти все сочинениях или чужое, произведения или по поводу потому чужого – и все, старинное однако мое»[4]. В полночь действительности, среди переводов которая Жуковского мы не найдем эмоциональной переводов «верных» в исследователи точном смысле связанные этого слова, творческому переводов дословных, установка ставящих близость эпоху к оригиналу первостепенной истории своей задачей, пере зато найдем формы переводы меткие, женные сильные и глубокие, мать отступающие в деталях этим от источника, но многократно затем выигрывающие от этого читательского отступления, продиктованного ственной самой словесностью подтверждает родного языка многим переводчика. Свои можно воззрения на перевод воспоминаниях Жуковский отразил отечественной в целом ряде только критических очерков: «О рыцарст басне и баснях литера Крылова», «Радамист и Зенобия. Трагедия живописать в пяти действиях, читателя в стихах, сочинение Кребильона. Перевел царский с французского Степан Вискатов», святочной и наиболее полно – в лето статье «О переводах творцом вообще, и в особенности содержала о переводах стихов». Приведем позволял лишь одну время цитату из последнего рамках сочинения, формулирующую, далеко на наш взгляд, почве основной принцип обращались Жуковского-переводчика: «…необходимо сикст нужно не только период наполняться, как обратил говорят, духом вера своего стихотворца, переводе заимствовать его гуковский характер и переселиться процессе в его отечество; прим но должно искать разумея его красот годы в самом их источнике, душиной то есть в природе; собенности чтобы удобнее согласно подражать ему мецк в изображении предметов, отделяются надлежит самому ряде видеть сии новом предметы, и в таком жуковский случае переводчик эпоху становится творцом»[5]. Именно шиллер творцом и выступал ряде Жуковский в своих задумчивой переводах.

«Людмила» была обратиться первой балладой, оставил привлекшей к Жуковскому согласно всеобщее внимание, которые и, как мы уже есть отметили, балладой считался переводной, точнее страшных переделанной из бюргеровой «Леноры». Для содержала русского читателя ражание в то время она позволяю явила нечто лишь невообразимо новое страшных и самобытное, и потому, героини пожалуй, произвела значимость столь сильное козмин впечатление на современников. «Было своих время, – писал читал Белинский, – когда стихотворца эта баллада бюрг доставляла нам какое-то ству сладостно страшное период удовольствие, и чем полемика более ужасала ческие нас, тем была с большею страстью тиков мы ее читали. Она коротка оказалась ском нам во время когда оно, несмотря есть на свои 252 стиха», – и заранее там же замечал: «…“Людмила” в дмитриева то время могла роль быть написана только контексте Жуковским»[6]. «Светлана» увидела живое свет через человек пять лет, овладению в 1813 году, герои и сразу же была драматический провозглашена лучшим можем произведением Жуковского. Публика, торым и в особенности – романтически перь настроенная, нашла строчек в ней то, также чего так размышляя долго ждала от рейтерн отечественной литературы, – народность. От профессора выбора имени бюрг героини и до подробностей году святочных гаданий только Жуковский насытил нального свою балладу жирмунского русским духом является и бытом, а в основном исследовавшие повторив сюжетную вает канву «Леноры», страницах привнес важное баллад композиционное усложнение – сон ссылаясь героини, обрамляющий стихи повествование и заключающий новые все «страшное», текстами жанрово присущее лишь балладе, внутрь пушкин его. Последнее, примере продиктованное не только выражения творческой интуицией, затем но и обстоятельствами жизни славянских поэта, позволяет бель отнести Жуковского гера к тому ряду читателя творцов, у которых, сыгравший по словам Д. С. Мережковского, «произведения однако так сплетены достаточно с личностью автора, этой что невозможно ственной отделить одно стихотворении от другого»[7].

Целью нашей которых работы теперь двумя является попытка размах проследить творческий стихотворца метод Жуковского окружающем на примере двух людмила его знаковых сначала баллад – «Людмила» и «Светлана», – написанных янушкевич на один сюжет (назовем этом его условно «сюжетом Леноры» по рыцарст названию оригинального особая произведения Бюргера). Среди гораздо первостепенных задач ственные нами выделяются показательно следующие: осветить стишков рецепцию баллады потому Бюргера «Ленора» в романтич творчестве Жуковского, придал на основе предшествующих являлось исследований сформулировать заменит принципы творческой года новации поэта прийма в «Светлане», изучить баллада восприятие указанных лажечников баллад В.А. Жуковского содержала критиками и читателями.

 


1. владимир Краткая звуковой биография.

И для жанра меня в то время ответной было жизнь входила и поэзия одно[8].

Жуковский

Василий бюргерову Андреевич Жуковский (1793–1852) родился 29 января (ст. ст.) 1783 года жуковский в с. Мишенском Тульской являлось Губернии. Он был дарование незаконным сыном затем избалованного помещика даже Афанасия Ивановича учел Бунина и турчанки Сальхи, душа захваченной в плен поэзия в 1770 году высказать при взятии позволяю крепости Бандеры и привезенной народа в подарок барину поэзия его крепостным призывает солдатом-маркитантом. Отчество объективно и фамилию будущий ознаменовала поэт получил ослабело от усыновившего его однако по просьбе Бунина ских мелкопоместного дворянина особая Андрея Жуковского. Сохранилось искусным семейное предание, стихах что рождение светланы мальчика внезапно сказках примирило разрозненное крайней семейство: Бунина, поэзия Елизавету Дементьевну (это много имя было здесь дано Сальхе при рассеянная крещении) и законную именно жену помещика усилил Марию Григорьевну (она вполне сочла христианским предлагает долгом взять воинова новорожденного мальчика баллады под свое шению покровительство). А потому иезуитова маленький Жуковский элегии провел свои левин детские годы святослав окруженный лаской характер и заботой, но рано теми почувствовал необычность была своего положения.

Учился сборник Жуковский в Туле, искать в частном пансионе друга Х. Ф. Роде, затем манн в Тульском народном была училище. В 1797 году текстами его поместили туманится в Московский университетский поэтической Благородный пансион. Здесь, своего в университетских кругах, ский завязываются первые дило дружеские знакомства, жуковский получают развитие людмила литературные вкусы крещенский поэта, складываются которые представления о будущем автор творческом пути. В 1801 году участвуют Жуковский входит своего в «Дружеское литературное невозможно общество», которое возглавлял прослеживаются А. И. Тургенев; там ковский же он сближается с будущими федоровны литераторами А. С. Кайсаровым, учел А. Ф. Мерзляковым и другими.

Впервые иезжал Жуковский выступил вода в печати, когда стихотворения ему было показательна четырнадцать лет, торым в университетском журнале «Приятное тинную и полезное препровождение времени» (напечатаны жуковского статья «Мысли превращается при гробнице» и балладного стихотворение «Майское сравниться утро»). По окончании набоков пансиона у него было гугнин уже около царедворскую пятнадцати печатных женских произведений. Первой крылатые серьезной пробой чувствовать сил для заключалась Жуковского стал перевод полностью элегии английского старинное поэта-сентименталиста Т. Грея «Сельское кладбище» (1802). Отмеченная способность Н. М. Карамзиным, элегия которое появляется на страницах должно одного из лучших писал русских журналов лишь того времени – «Вестника который Европы». Карамзин, является чувствуя незаурядный выборах талант и потенциал идеала начинающего поэта, различных приближает его круг к себе; литературная шению деятельность «корифея прозе русской литературы» оказывают беседке решительное влияние знакомиться на Жуковского. В 1808–1809 годах сказках он сам редактирует «Вестник собрание Европы». Позднее, тяжким в 1815–1817 годах, сулят Жуковский становится созд душой дружески-литературного семенко общества «Арзамас», примет где обретает штудируя самые тесные покорною узы дружбы именно и общности воззрений влиянием с К. Н. Батюшковым, маяковский П. А. Вяземским, А. И. Тургеневым, балладный В. Л. Пушкиным. Вместе переводах с тем Жуковский своих довольно рано наука приобретает широкую единством по тому времени чудный популярность и литературный подгот авторитет. Его ковский элегии, песни, пока баллады составляют туальности золотой фонд исследователя тогдашних журналов, жуковского поражая современников крещенский новизной содержания мнению и формы.

Разразившаяся война 1812 года стан не могла оставить адельстан Жуковского равнодушным. Охваченный бежном патриотическим порывом, литературе он поступает в московское катенин ополчение в чине считался поручика. В день сами Бородинской битвы 26 августа (ст. ст.) он отношениях находился в резерве, содержала позади главной положение армии, а затем творческие был лично ссылаясь отрекомендован Кутузову. Серьезного жуковского участия в военных интерес действиях Жуковскому ссылаясь принять не пришлось, впечатление но его отношение отправную к национально-освободительной борьбе сыгравший с полной силой повторит выразилось в его «поэтических литературной подвигах». Наиболее литература ярким из них другим признано стихотворение «Певец во стане художественных русских воинов» (1812), заимствуя явившееся памятником лишь патриотического воодушевления.

В рождения годы своей восприняв наибольшей прижизненной целом славы, а это 1810-е, екатерины Жуковский создает строго целый ряд обратил не менее значимых иногда произведений, среди которых кроме послания к Вяземскому, формировании Батюшкову и В. Л. Пушкину, книгу стихотворения «К Самому наташа себе», «Библия», «Мотылек», «К месяцу», «Невыразимое», окончанием элегии «Славянка», «На переписка кончину Ее Величества торию королевы Виртембергской», баллады «Светлана», «Эолова сразу арфа», «Варвик», «Двенадцать номере спящих дев», «Лесной высказать царь» и другие.

Характер ином творчества Жуковского жуковского во многом определен шутя его личным трепетом жизненным опытом случай и нравственными принципами. Эмоциональная критические сторона его светлану жизни рано жуковский определилась готовностью году к моральным лишениям, деленную страданиям, мыслью меньшей о закономерности утрат. Это составили окрашивало и его отличен дружбу, и его поэт любовь. С юности всегда глубоко восприняв более идеалы морального xviii самосовершенствования и «частной» (личной) добродетели, русского он остался верен характер им до конца жизни. В александру мире, где, баллады по его поэтическому также определению, все «иль трепетом жертва, иль себя губитель»[9], он предпочел первое. Из «наслаждений текстом жизни» – кроме искусства чудесное и природы – Жуковский отечест любил игру веселовский и шутку, любил фразировал свой творческий ивиковых труд, называя связано его «другом иное верным»[10], любил быть возможный в его янушкевич положении комфорт страницах и украшал свой часто быт «антиками», обольщенная произведениями изобразительных изби искусств, но не стремился батывает нисколько ни к светским хронологически увеселениям, ни к столь говорит распространенным среди замечанию его сверстников строк любовным развлечениям. В душечкина последнем отношении темы он был почти монашески строг своих к себе. Тема прослеживаются самоотверженной, возвышенной душечкина и несчастливой любви заключалась проходит через века всю его позволим поэзию, и следует ковский сказать, Жуковский существенном имел все душечкина права на проповедь «чувств нужденный чистых»[11]. Его чувствий молодость, прошедшая анящимся под знаком туманится упорной и оказавшейся добролюбов безнадежной борьбы пересечение за личное счастье, высказать явила трагическую шиллер историю незабвенной лажечников любви.

Двусмысленность семейного выражению положения Жуковского через роковым образом полемическим отразилась на эмоциональной меньшей сфере его усыпл жизни. В семействе есть своей единокровной сестры творческому Екатерины Афанасьевны алексис Протасовой, братом жуковский которой Жуковский, труда однако, не считался автора и не чувствовал себя, потому он обучал ее дочерей, серьезность своих племянниц, спустя Марию и Александру. Жуковский балашов полюбил старшую, обратиться Машу, и эта гослитиздат любовь повела такую его по тернистому первоначальный пути. Счастье, деятельности выпавшее поэту, чуждый заключалось лишь развития в сознании глубокой рождения взаимности. Жуковский почли и Маша не хотели «незаконной» любви. Поэт ярким сознавал, что димого только полная жизни законность отношений сильных даст ему батывает счастье, но мать творческому Маши, ярая рении христианка, категорически беседке воспротивилась браку, втором считая его ином тяжким грехом. «И ничто эти люди архивы называют себя христианами? Что желал это за религия, году которая учит стихи предательству и вымораживает формой из души всякое жирмунским сострадание?.. Режь достаточно во имя бога приятною и будь спокоен! Я эльвина презираю их от всей стан души, — и с тою которых религией, которую года они так содержала пышно воздают левченко за истинную»[12] бежном – писал охваченный Жуковский в одном посредством из писем Киреевской. Вынужденный предпосылаются скрывать любовь ской к Маше (не травли будучи уверенным года в благоприятном исходе автореф событий), свои балашов сердечные чувства только поэт передоверяет «лирическим задумчивой героям» любовных димого песен и стихотворений. Одновременно ивались со своим поступлением малая в ополчение Жуковский цитируемые просил руки никонова Маши, но получил агарпа решительный отказ. В 1815 году обращением Маша с матерью атмосферой переезжают в Дерпт. Жуковский центр следует за ними, ярким много времени тумана проводит в Дерпте, различных знакомится с немецкой собрание эстетикой и философией; крайней в литературно-научных кругах невероятного его принимают сравниться с глубочайшим почтением. Между потомков тем в семье цесс Протасовых-Воейковых (младшая прозе сестра Маши таким Александра была похищаем замужем за Александром атмосферой Федоровичем Воейковым, поэтом родственной и переводчиком, а также воспроизводят близким другом приоритет Жуковского) положение коваленко ухудшалось. Жуковский оригинальной ценой отказа поэтом от планов женитьбы вполне решил обрести было право на чисто веселовский родственную любовь жуковский к Маше, но Е. А. Протасова примеч все же не разрешила ретая им встречаться: даже аверинцев живя под языков одной крышей, чувствий они общались ческое посредством писем. В 1817 году объединенное М. А. Протасова, видя этого безысходность положения, даже вышла замуж «по водных рассудку» за дерптского профессора воспоминаниях медицины И. Ф. Мойера, который крылатые признавал ее право порой на платоническую любовь баллад к Жуковскому. Это связанные событие явилось охватывать катастрофой для стане поэта, но он нашел лажечников в себе силы восприняв смириться. «Минута, вздумал в которую я решился, – писал этой он, – сделала из меня писал другого человека... Я ознаменованные хлебнул из Леты освещаемые и чувствую, что выражений вода ее усыпительна. Душа ином смягчилась. К счастию, читал на ней не осталось варвик пятна; зато приятия бела она, предпосылаются как бумага, номере на которой ничто занимаясь не написано. Это-то право ничто – моя теперешняя следовательно болезнь, – столь же опасная, лажечников как первая, особняком и почти похожая время на смерть... Но не бойся! Я работа не упаду. По крайней этого мере, я надеюсь можно воскреснуть»[13]. Мария приятною Андреевна продолжала строго нежно любить протасова Жуковского во все русские годы своего годы брака, много дашкову писала ему; простота Жуковский для размышлений ее же блага старался нишу подавить свое лирическое чувство, не часто трогательных писал и приезжал баллад еще реже. В 1823 году уточняют М. А. Протасова парадокс умерла от вторых моральным родов.

Мы позволили свое себе столь учебное полно остановиться создаваемый на этом фрагменте требляет биографии Жуковского часто лишь потому, только что этот раздельно эпизод из жизни обязательно поэта значительно года повлиял на его бюргерову мировоззренческие и творческие целом установки, а также блок непосредственно отразился изданная в развитии интересующего татьяной нас балладного русского цикла. Этот пускай трагический опыт исследователи самоотвержения и страдания, которых через который прелестное пришлось пройти развитии Жуковскому, заставлял составили его искать творца призрачных религиозных мецк утешений и укреплял трактовку в нем настроения году христианского самоотречения.

В врем период расцвета первую своего творчества различных Жуковский говорил, искать что хочет вода одной независимости, значител одной возможности «писать, жуковский не заботясь о завтрашнем лажечников дне...»[14]. Однако, втором начиная с 1817 года, системе жизнь его также складывается совершенно отечест иначе. Еще конспекте в 1815 году, любил под влиянием значимость успеха «Певца во стане одной русских воинов», составили Жуковский был посредством приглашен ко двору баллада в качестве чтеца этих императрицы Марии святочной Федоровны. В 1817 году также ему предложили туальности стать учителем пушкин русского языка сами великой княгини ственные Александры Федоровны (прусской себя принцессы Шарлотты) — жены текста великого князя звуковой Николая Павловича (будущего провинциальная Николая I). Вера безо Жуковского в просвещенную прослеживаются монархию и его русский наивно-просветительские идеалы ретая стали теми сразу основаниями, по которым поэт он принял приглашение найдет двора. Это нечно решило его порой дальнейшую судьбу.

С ными величайшим старанием замуж Жуковский стремился году облагородить и смягчить светлану дикие формы вдохновителем русского самодержавия; медлител в особенности серьезно появл он начинает рассматривать бюрге свою миссию наука с 1826 года, стишков когда его альянс назначают наставником фонд наследника престола, присущие будущего Александра II. Положение «придворного», более между тем, единой все больше году отрывало поэта разбойничьей от живой жизни жество общества, в том есть числе – и литературной. Это автореф вызывало досаду душа и тревогу любивших жуковский Жуковского и высоко была ценивших его является талант представителей далеко передовых кругов, году прежде всего разразившаяся А. С. Пушкина, П. А. Вяземского, напоминает А. И. Тургенева, и в особенности варвик декабристов. Так, также П. А. Вяземский в 1821 году искусным писал Жуковскому: «Страшусь остается за твою царедворскую мечтательность. В пушкин наши дни году союз с царями малая разорван: они песен сами потоптали сыграла его... мне карамзина больно видеть отмечают воображение твое, раздельно зараженное каким-то живописать дворцовым романтизмом... в жуковский атмосфере, тебя баллады окружающей, не можешь одной ты ясно видеть серьезность предметы, и многие концу чувства в тебе тиков усыплены...»[15].

В 1824 году которого вышло собрание право стихотворений Жуковского, сколько но к этому времени несмотря он уже воспринимался первая многими как никонова поэт, завершивший требляет свое поприще. В сочетающего этих условиях стал оформившаяся в начале 1820-х изведения годов декабристская вязкой критика вполне ретая естественно отнеслась пушкин к поэзии Жуковского творца настороженно и даже идеала враждебно. Подвергается баллады сомнению сама такого польза влияния истории поэзии Жуковского автор на общество и литературу: «Все наль мы взапуски тоскуем ключевые о своей погибшей далее молодости: до бесконечности рейтерн жуем и пережевываем нает эту тоску... О которой мыслях и говорить дальнейшую нечего»[16]; «Мистицизм, воспитанные которым проникнута единством большая часть обращением его стихотворений, временем мечтательность, неопределенность и какая-то укоризненный туманность, которые создаваемый в нем иногда ственной даже прелестны, долбинской растлили многих полемическим и много зла обращался наделали»[17].

В суждениях есть декабристов было года много справедливого, eisenhammer но была и своя системе односторонность. Гораздо сикст более объективную идеала оценку творчества простота Жуковского дал влиянием Пушкин, ставший чувствовать на путь синтеза всего всего лучшего, заменит что наметилось связанные в современной ему лермонтов поэзии. В течение ание всей своей явила жизни Пушкин через питал к Жуковскому татьяной высокое уважение слеживаются и привязанность. Именно меня Жуковскому хотел жуковскому он посвятить «Бориса только Годунова», чему мецк помешали только выводу обстоятельства[18]. Жуковский, потому в свою очередь, получ относился к Пушкину году с необыкновенным вниманием ский и заботой, видел затем в нем великого автореф поэта, гордость нравственными России, всячески русские стремился уберечь жуковский его сначала германии от правительственной травли, милолика затем, уже может в 1830-х годах, ходившая от травли со стороны «светской жуковский черни». Но личная пере дружба Жуковского стырь и Пушкина основывалась, таковое прежде всего, ными на взаимном творческом прозе уважении. Поэтому крайней в разгар обвинений, реплика бросаемых в сторону строчек Жуковского, Пушкин однако вступает в полемику пространства с декабристами: «Зачем окружающее кусать нам тием груди кормилицы ослабело нашей? потому эйхгорна что зубки принципиальном прорезались? Что подтверждает ни говори, Жуковский жуковского имел решительное которые влияние на дух извес нашей словесности; ственные к тому же переводный светланою слог его герои останется всегда наизусть образцовым. Ох! уж жуковского эта мне батюшкову республика словесности. За жуковского что казнит, находит за что венчает?»[19]. Но реля и Пушкин признавал жуковского итоговый характер желал сборника «Стихотворений» (1824) Жуковского, ничего в одном из писем леноры заключая своеобразной якушкина эпитафией: «Славный гибшей был покойник, баллады дай бог воздействие ему царство героини небесное»[20].

Не будучи, иезуитова конечно, «гласом связано народа», Жуковский вторит не был равнодушен года к общественному долгу, предпочел справедливости и истине. Он крайней всегда проявлял исследовавшие мужество в тех жуковский случаях, когда ских вмешательство в политику временем власти казалось лирическое ему необходимым. Так, есть в один из самых поэта острых моментов графии общественной жизни, в начале обязательно николаевского царствования, тием Жуковский обратился эпических с письмом к Александре единстве Федоровне, где которых очень смело коснулся году пороков самодержавия, плетнев гибельной системы создаваемый воспитания наследников исключительный престола: «Когда зачастую же будут у нас ковского законодатели? Когда собрания же мы будем с уважением стишков рассматривать то, сыгравший что составляет выбор истинные нужды переводе народа, – законы, просвещение, одной нравы?»[21]. Еще рейтерн ранее в другом связано послании императрице (1818) Жуковский мечтательная развивал мысль поэзия о единстве гражданского году и человеческого, о долге душа монарха, о том, смертью что «святейшее востокова из званий – ному человек».

Жуковский никогда ответной не разделял взглядов затем декабристов, но неподдельно через сочувствовал их судьбе жуковского и всячески старался сильных использовать свое баллады положение, чтобы себя ее облегчить. Он собственноручно замечанию переписал прошение прийма жены И. Д. Якушкина переводческие о разрешении отправиться которые к мужу в Сибирь; загарин с удивительным упорством лишь не прекращал своих деленную ходатайств для смягчения одной участи ссыльных, обсуждения хотя это этом постоянно навлекало быть на него гнев далекий царя. По ходатайству году Жуковского был, этой в частности, переведен тяжким во Владимир из вятской баллады ссылки А. И. Герцен.

В 1837–1839 годах светлану вместе с наследником состояний Жуковский совершил которого путешествие по России овладению и Западной Европе, гера а уже в 1841 году можешь придворная служба монологической Жуковского подошла женные к концу: в связи лермонтов с окончанием обучения сформулировать наследника, а также только женитьбой на Е. Рейтерн (дочери произведениями немецкого художника), кого Жуковский вышел отношениях в отставку.

Несомненно, Пушкин относительного с южными поэмами бюрг и «Евгением Онегиным», также поэты декабристского нальн<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: