Шошкина. Вступление.
«Некоторые особенности арабского языка»
1). Арабское письмо ведётся справа налево, но цифры слева на право. (Не «2202», а «2022»);
2). В арабском языке нет заглавных букв;
3). В печатном и рукописном текстах есть «вязь» (все буквы связаны);
4). Не все буквы соединяются. У букв ا (алиф), ر (ра), ز (зайн), ذ (заль), د (даль) и و (вау) имеют только отдельную и конечную формы (нет начальной и серединой форм как у остальных).
5). Нет гласных в печатных текстах. Только в учебных.
Огласовки зачастую не проставляются.
Огласовки – добавленные гласные.
1). َ – фатха [a];
2). ِ– кясра [i];ؚ
3).ُ– дамма [u].
4). ْ – сукун. (обозначает отсутствие гласного)
Долгие гласные – 3
Смыслоразличительные –
7). Практически нет пунктуации.
8). Нет нейтральной формы (infinitive). Его заменяет прошедшая форма глагола (perfect).
Ходить – он пошёл. Плавать – он плавал
Ед. ч. м. р. Perfect – форма инфинитива.
9). Самое «простое» время – perfect (прошедшее). Настоящее время очень сложное (особенно в начале).
10). Агглютинация – способ соединения морфем в слове, при котором в процессе формо- и словообразования к основе, сохраняющей стабильную фонологическую структуру, присоединяются однозначные стандартные аффиксы (стол + -ов(ый) => столовый)
Местоимения: самостоятельные (я,ты) и слитные (увидела её => увиделаеё)
Буква | Произношение | Где пишется? |
ا | Алиф (не произносится) | Над строкой |
ب | Ба (Б) | Над строкой |
ت | Та (Т) | Над строкой |
ث | Са (какth в thing) | Над строкой |
ج | Джим (дж как в Jack) | |
ح | Ха (гортанный) | |
خ | Ха (как в хрип или храп) | |
د | Даль (Д) | Над строкой |
ذ | Заль (как thв this) | Над строкой |
ر | Ра (Р) | Под строкой |
ز | Зайн (З) | Под строкой |
س | Син (С) | Хвост – под, голова – над |
ش | Шин (Ш) | Хвост – под, голова – над |
ص | Со (с как в сыч) (после неё и => ы, а => о) | Хвост – под, голова – над |
ض | До (д как в дым) (после неё и => ы, а => о) | Хвост – под, голова – над |
ط | То (т как в ты) (после неё и => ы, а => о) | Над строкой |
ظ | Зо (з как в зычный) (после неё и => ы, а => о) | Над строкой |
ع | Айн (гортанный) | Хвост – под, голова – над |
غ | Райн | Хвост – под, голова – над |
ف | Фа (Ф) | Над строкой |
ق | Каф (к как в кыш) (после неё и => ы, а => о) | Над строкой |
ك | Кяф (к как в кефир) (после неё и => ы, а => о) | Над строкой (высокая) |
ل | Лям (мягкая л (ль)) | Над строкой (высокая) |
م | Мим (М) | Хвост – под, голова – над |
ن | Нун (Н) | Под строкой |
ه | Га (как hвhand) | Над строкой |
و | Вау (как wв world) | Хвост – под, голова – над |
ي | Я (Й) | Хвост – под, голова – над |
Блондин. Вступление.
XVII–XIX века – мода на арабскую культуру и оформление в Европе.
XVII век – отношения России с мусульманскими странами.
Арабо - мусульманская цивилизация.
За 100 лет существования арабо-мусульманского государства, выйдя за пределы Аравии, арабы завоевали большую часть цивилизационного мира => гигантская империя.
100 этносов и конфессий приняли участие в развитии культуры, искусства и науки.
Считается, что арабы назвали захваченную Испанию «аль-Андалус» – «страна варваров».
«Мурувва» – кодекс бедуина-джентльмена/воина. (повлиял на устное чувство)
· Мужественный;
· Храбрый;
· Великодушный к поверженному врагу;
· Держит слово;
· Щедрый;
· Поклонник женской красоты.
Для обозначения слова «верблюд» есть 1000 слов в арабском языке.
Верблюд был незаменим для арабов-бедуинов.
· Средство передвижения;
· Орудие в бою;
· Шерсть для утепления;
· Материал для палатки;
· Источник пищи – молоко и мясо.
Законы племени
· Если один человек из племени совершил преступление, то его не выдавали.
· Если члена племени убили, то всё племя мстит за него (кровная месть вошла в культуру).
2000 лет до н.э. – конец VIвека – существование на юге Аравии древней цивилизации на территории Йемена.
Лет до н.э. – конец VI века – существование алфавита (буквенный, печатный, без гласных).
Поэт был и музыкантом, и деятелям культуры, и информационным защитником племени, и (часто) владельцем винной лавки.
Лирика – экспромтом и под музыкальный аккомпанемент.
Высоко ценилось искусство импровизации.
Проходил культурный форум(турнир)среди поэтов племени параллельно ярмарке.
· Глава жюри – самый известный языческий поэт.
Высоко ценились благовония как в Аравии, так и в западном мире.
Вулканическая деятельность =>торговля драгоценностями и благовониями.
«Шибам» – «южно-аравийский Нью-Йорк».
Строились здания из глины(многоэтажные)
Средства процветания – водохранилище => система каналов, приносившая по 3 урожая в год (зерновые: ячмень, пшеница, овёс и так далее). Дурра – аналог кукурузы.
Конец VI– начало VII вв. до н. э. – сильнейшее землетрясение/извержение.
· Раскалённая магма попала в водоёмы => взрыв и гибель цивилизации.
В то время центральная и северная Аравия – дикие племена язычников-скотоводов. землетрясение уничтожило древнюю цивилизацию.
Как империя – до XIII века, а как объединение мусульманских народов – до XV века.
Возникновения торгового порта Мекки (крупный торговый центр«Маккарибу»). В нём родился будущий исламский пророк Мухаммед.
В целом, арабско-мусульманская цивилизация просуществовала до 15 века (сражение с турками-османами под Алелло).
· В 13 веке – захват Багдадом.
Слово«араб» от названия территории Араб – пустынная, бесплодная, каменистая местность, на которой жили арабы.
Племена имели свои названия, но никто их так не называл – звали по территории.
К середине … века, одни племена исповедовали язычество, другие были монотеистами: христиане, иудеи и ….
Где - то образовалась кастовая система.
Мухаммед
Затем: появился юноша - сирота, живший в Маккарибу и представлявший маленький род Бану Хашим (сыны Хашим).
Воспитывался дядей – вождём Абу-Талибу.
Отец – Абдаллах, мать – Амина.
В детстве пас овец, потом ходил с торговыми караванами.
В Сирии познакомился с христианскими монахами и иудеями и все вещи,услышанныеот проповедников, сложил в устный свод – Коран.
Уничтожение языческих идолов и … в округе Мекки.
Ислам – третья авраамическая религия (Ибрахимическая)(Авраам = Ибрагим (в исламе)).
Мухаммад проповедовал монотеизм в языческих племенах, говорил о равенстве и продвигал христианские ценности => зарабатывает репутацию бунтаря.
Дядя защищал Мухаммеда до конца своей жизни.После его смерти, Мухаммед со своими адептами бежал из Мекки в южно-аравийское племя, из которого происходило бабушка Мухаммеда.Его защитили.
Оазис, где жило племя, был переименован в аль-Медину и стал центром ислама.
Мухаммед в едином лице осуществлял всю власть в исламском мире.
Аль-каид –«защитник» (верховная власть);
Халиф (заместитель пророка в общине);
Амир аль-Муминин (главное лицо гражданской власти, управляющее верующими).
Имам
Кадинь