Урок литературы в 10 классе.
В доме Ростовых. В имении Болконских.
Усвоение содержания прочитанных глав. Анализ эпизодов «Именины у Ростовых», «В имении Болконских Лысые горы».
Проверка домашнего задания.
- Цитатная разминка. УГАДАЙТЕ ГЕРОЕВ? (Письменно в вордовском документе)
А.-«... Черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка была в том милом возрасте, когда девочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка...»
Б.- «...Улыбка не красила ее лицо, как это обыкновенно бывает; напротив, лицо ее стало неестественно и оттого неприятно...»
В.-«... Ты что, старый греховодник, чай скучаешь в Москве? Собак гонять негде?»
Г.-«... Каждый день она входила в официантскую и со страхом крестилась и читала внутренно молитву о том, чтоб это ежедневное свидание сошло благополучно...»
Д.-«... Ежели меня убьют и ежели у меня будет сын, не отпускайте его от себя, как я вам вчера говорил, чтоб он вырос у вас...пожалуйста...»
Е.- Сцена прощания отца с сыном напоминает сцену из какого романа?
Ж.-«... Это была женщина с восточным типом лица, лет 45, видимо изнуренная детьми, которых у ней было 12 человек...»
З.- Кто говорил, что «после обеда серебряный сон, а до обеда золотой»
И.- «Она сидела на виду у всех и разговаривала с ним, как большая. У нее в руке был веер, который ей дала подержать одна барышня. И, приня самую светскую позу.., она, улыбаясь через веер, говорила с своим кавалером».
К. «Она повернулась.., и сквозь слезы любовный, теплый и кроткий взгляд ее прекрасных в ту минуту, больших лучистых глаз остановился на его лице »
Л. «Тон ее уже был ворчливый, губка поднялась, придавая лицу не радостное, а зверское, беличье выражение»
М. «Помни одно, коли тебя убъют, мне, старику, больно будет. А коли узнаю, что ты повел себя не как сын Николая Болконского, мне будет..стыдно»
Семья, дом – это особый мир, место, где человек наиболее полно выражает и реализует себя. Поэтому у Толстого семья обладает большой притягательной силой. Писателю важно показать, каковы его герои у себя дома, в семье.
Побываем в большом доме Ростовых на именинах графини Ростовой-матери и ее тринадцатилетней дочери Наташи. А затем – в имении Лысые Горы у Болконских.
I. Работа над эпизодом «В доме Ростовых» (т.I, ч.1., гл.7-11,14-17) Беседа по вопросам:
- Где живут Ростовы? Какова общая атмосфера в семье?
- Кратко перескажите эпизод «Именины у Ростовых» (перечислите гостей, внешность, поведение, манеру общения гостей).
- Кто самый важный гость у Ростовых, которого все ждут?
- Какой подарок сделала Марья Дмитриевна любимице? («казаку», «зелье девке»)
- О чем говорят сидящие за одним столом и взрослые, и дети?
- Как развлекается молодежь у Ростовых? (Письменно)
II. Работа над эпизодом «В имении Болконских Лысые горы»
(т.I, ч.1, гл.22-25) Беседа по вопросам:
1. Расскажите о Болконских. Каковы взаимоотношения а этой семье? (Письменно)
2. Найдите «портреты» Марьи Болконской, Андрея, старого князя. Что выделяет Толстой во внешности героев, их поведении?
3. Каковы, на ваш взгляд, основные принципы воспитания детей в семьях Ростовых и Болконских?
4. Что сближает Ростовых и Болконских? В чем эти семьи различны?
(Письменно)
5. Вспомните Курагиных. Почему Толстой не называет их семьей?
Семьи Ростовых и Болконских
Ростовы | Болконские | |
1. Старшее поколение | Родители Ростовых – хлебосольны, простодушны, доверчивы, щедры (эпизод с деньгами для Друбецкой; Митенька, Соня, воспитывающиеся в семье). Отношения между родителями – взаимоуважение, почтение (обращения). Положение матери – положение хозяйки в доме (именины). Отношение к гостям – радушие ко всем без почитания чинов (именины). | Старый князь Николай Андреевич Болконский упрямый и властный, не склоняющийся ни перед кем. Сослан в деревню, но при новом царствовании разрешен въезд в столицу, но не мог простить обиду и остался жить в Лысых горах. Главными пороками считал праздность и суеверие, а добродетелями – деятельность и ум. Постоянно был занят написанием своих мемуаров, выкладками из высшей математики, точением табакерок на станке, работой в саду и наблюдением за постройками. Главное – честь. |
2. Отношения в семье между взрослыми и детьми. | Доверчивость, чистота и естественность (рассказы Наташи матери обо всех своих увлечениях). Уважение друг к другу, желание помочь без нудных нотаций (история с проигрышем Николая). Свобода и любовь, отсутствие жестких воспитательных норм (поведение Наташи во время именин; пляска графа Ростова). Верность семейным отношениям (Николай не отказался от долгов отца). Главное в отношениях – любовь, жизнь по законам сердца. | Отношения без сентиментальностей. Отец был с людьми неизменно требователен, возбуждал к себе страх и почтительность. Сам занимался воспитанием Марьи. Скрытая любовь отца (сцена смерти князя, слово о княжне Марье). Главное – жить по законам. |
3. Дети, отношения между ними. | Искренность, естественность, любовь, уважение друг к другу (сцены объяснения Сони с Николаем, Наташи с Борисом). Заинтересованность в судьбе друг друга (Наташа – Соня, Наташа – Николай). Занятия: увлечение пением, танцами. Главное в отношениях – душа. | Сложность положения Марьи в семье – ей не с кем поделиться. В отношениях с Андреем – глубокая привязанность и любовь. В детях Болконских – честность и чувство достоинства (отказ княгини Марьи от брака с Анатолем Курагиным). Религиозность, доброта Марьи (отношение с людьми, с Лизой). |
4. Близость к природе. Чаще живут в имениях, чем в столицах. | Умение тонко чувствовать природу (лунная ночь в Отрадном; катание на святках). Ощущение гармонии человека и природы. | Постоянная жизнь в Лысых горах, естественная связь с природой княжны Марьи и старого князя. Постижение вечности природы князем Андреем (аустерлицкое небо, дуб). |
5. Отношение к народу. | Восприятие народности более на эмоциональном уровне (сцена охоты, песня дядюшки, пляска Наташи). | Разумное восприятие народных проблем: преобразование в Богучарове, направленные на улучшение жизни крестьян. |
6. Патриотизм. Отношение к войне. | Искренний патриотизм, боль за свою Родину. Сражается на войне Николай; Петя, совсем еще мальчик, уходит на войну в 1812 году с согласия родителей и погибает в первом бою. Наташа требует отдать подводы раненым. Ростовы покидают свои дома, как и многие жители. | Глубокий патриотизм князя и детей. Андрей сражается на войне в 1805-1807 годах. В 1812 году уходит из штаба, солдаты его называют «наш князь». Старый Болконский идет защищать свои земли. Княжна Марья отказывается от покровительства французов. |
7. Недостатки | Доброта иногда носит внешний характер (история Сони). Иногда жестокость Николая по отношению к крестьянам. Непрактичность, мотовство отца Ростова. | Тяжелый характер старого князя. |
8. Отношение автора к героиням | Наташа – любимая героиня Толстого, идеал женщины, воплотившийся в семье. | Княжна Марья – одна из любимых героинь, тоже может быть хорошей хранительницей домашнего очага. |
9. Отношение автора к семьям. Автобиографичность. | Автор любит эту семью, изображая ее реалистически, но привлекательно. Многие герои несут в себе автобиографические черты: Николай Ростов – черты отца писателя, Наташа – родственницы жены писателя. | Автор любит эту семью, хотя жестокость воспитания не всегда привлекательна. Автобиографические черты в Николае Андреевиче – дед по линии матери – и в Марье – черты матери, ощущение, что его мать была именно такой. Андрей Болконский воплощал мысли самого Толстого |
ВЫВОДЫ: радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и чувство такта, уважение к каждой личности, искренняя любовь Ростовых вызывает глубокую симпатию автора и нас, читателей. В доме Ростовых царит атмосфера влюбленности и мечтательности. Ростовы живут не умом, а сердцем.
Все иначе в Лысых Горах у Болконских. Спокойная, размеренная жизнь. Болконские – сдержанные люди, у них не принято откровенничать.
Безошибочным чутьем угадывает старый князь Болконский в Анатоле Курагине безнравственного повесу (а таким не место в их доме). Болконские - люди чести и долга. Старый князь бесконечно любит сына, но предпочитает видеть его мертвым, нежели замаравшим имя.
- Что сближает семьи?
(Умных, честных, гордых Болконских с гостеприимными, добрыми, мягкими Ростовыми)
Их сближает главное отношение к родине, несовместимость с духом корысти, лжи и фальши придворных сфер, процесс постепенного сближения с народом.