Согласно естестественно-праовому подходу, право по своей природе, смыслу, сущности и понятию – это естественное право. Но на вопрос о том, что такое само естественное право, различные естественно-правовые концепции дают разные ответы.
Смысловое содержание универсального принципа естественного права, а вместе с тем и общего понятия естественного права включает в себя следующие моменты.
1) данный принцип, определяя право как сферу своего применения и действия, отрицает правовой смысл принципа позитивного права и утверждает наличие естественного права как собственно права в исходном, безусловном и подлинном смысле этого явления и понятия.
2) этот принцип – в своем противопоставлении естественного и позитивного права – обозначает противоположность двух качественно разных сфер – противоположность «естественного» (включая естественное право) и «искусственного» (включая позитивное право). Причем «естественное» (включая естественное право), согласно такой положительной качественной оценке, – это нечто по своему бытию, смыслу и значению исходное, объективное, безусловное, подлинное, не зависящее от человека, а «искусственное» (включая и позитивное право) – нечто вторичное, производное, субъективное, условное, неподлинное, зависящее от человеческого усмотрения и в целом негативное по качеству (как уклонение, отрыв и противоположность «естественному»).
3) естественное право (как правовое выражение «естественного») и позитивное право (как правовое выражение «искусственного»), согласно естественноправовому принципу, выступают как взаимосвязанные противоположности (и как подразумевающие друг друга парные категории). В этом плане естественное право – в его соотношении с позитивно данным правом – представляет собой предданное (препозитивное, допозитивное и надпозитивное) право, которому (в силу безусловного примата и определяющего характера «естественного» в его соотношении с «искусственным», включая и правовой аспект такого соотношения) должно соответствовать позитивное право, чтобы иметь правовой характер.
4) универсальный естественноправовой принцип (и соответственно – универсальное понятие естественного права) – это принцип (и понятие) универсальной модели естественного права, которая выступает как универсальный образец для всех отдельных видов естественного права, но не принцип (и понятие) для отдельного (особенного, отличного от других) вида естественного права.
Обозначаемая универсальным естественноправовым принципом общая модель естественного права (в его различении и соотношении с позитивным правом) является исходно объективной, абсолютной, безусловной ценностной моделью, а не только объяснительной схемой и конструкцией долженствования.
Естественное право – это везде и всегда наличное, извне предданное человеку исходное для данного места и времени право, которое как выражение объективных ценностей и требований человеческого бытия является единственным и безусловным первоисточником правового смысла и абсолютным критерием правового характера всех человеческих установлений, включая позитивное право и государство.
Данное определение подразумевает и охватывает все версии естественного права – как традиционные, так и современные, как представления о вечном и неизменном естественном праве, так и концепции естественного права с меняющимся содержанием, словом, абсолютистские и релятивистские, содержательные и формальные конструкции естественного права, онтологические, гносеологические и аксиологические интерпретации его ценностного содержания, естественноправовые учения теологические и светские, рационалистические и интуитивистские, исходящие из природы вещей, природы человека и т.д.
Основной постулат рассматриваемого направления – вывод о существовании высших, постоянно действующих, независимых от государства норм и принципов, олицетворяющих разум, справедливость, объективный порядок ценностей, мудрость Бога, не только являющихся директивами для законодателя, но и действующих напрямую. Оттенки мнений многообразны, но практика ориентируется на поиск лучшего решения – справедливого и разумного. Теология призывает обратиться к Богу, светский вариант ориентирует на природу вообще, природу человека, природу вещей.
Юридический позитивизм.
ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ (лат. positivus — положительный) — направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки
изучением позитивного права.
Возникновение юридического позитивизма относится к первой трети XIX в. и было связано с процессами утверждения промышленного капитализма в странах Западной Европы. Решающую роль при этом сыграли процессы формирования в наиболее развитых странах национального рынка, потребовавшие ликвидации пережитков средневекового партикуляризма, расширения сферы законодательного регулирования общественных связей и установления единого для всей страны правопорядка. На этой почве сложились ранние концепции юридического позитивизма (далее ЮП), для которых были характерны идеи верховенства закона как источника права, отождествление правовых норм с предписаниями государственной власти. ЮП пришел на смену доктринам естественного права,
господствовавшим в правовой мысли Западной Европы XVII — XVIII вв.
Начало теоретическому обоснованию ЮП положил английский юрист Джон Остин
(1790—1859), последователь утилитаризма И. Бентама. В 1832 г. он
опубликовал книгу «Определение предмета юриспруденции» — первую часть своих
лекций, прочитанных в Лондонском университете. Полностью его «Лекции по
юриспруденции. или философии позитивного права» были изданы посмертно, в 1863
г. Под влиянием работ Остина в правовой науке Англии и США сформировалась
школа. получившая название аналитической юриспруденции. К ней принадлежали
Э.Ч. Кларк, Т. Холланд, В. Маркой, Дж. Сальмонд, М. Амос и др.
Предметом юриспруденции, по Остину. является позитивное право. Остин не
отрицал естественное право и оценочный подход к законам, действующим в
государстве, но вывел эти проблемы за рамки юридической науки.
Согласно его взглядам, существует несколько видов законов: а) божественные законы (данный термин представлялся ему более точным, чем естественное право); б) законы
позитивной морали, основанные на мнениях (например, законы чести):
в) позитивные законы, установленные политической властью. Эти законы,
соответственно, изучают такие науки, как этика или деонтология (к ее ведению
относятся вопросы критики позитивных законов с точки зрения божественного
права), наука морали и юриспруденция.
Задачу юридической науки Остин видел в том, чтобы построить систему взаимосвязанных правовых понятий — источникаправа, юридической обязанности, правонарушения, санкции и т.д. — путеманализа их содержания и логического объема.
Остин стремился отделить правоведение от смежных областей знания, исключить
из юридической науки проблемы этико-философского порядка.
В концепции Остина были разработаны основы императивной теории права,согласно которой законы государства обращены исключительно к подвластным и неспособны ограничить волю суверена. Международное право, по этой теории,содержит лишь нормы морали, поскольку в нем нет императивных предписаний.