Тема 9. Направленность личности




Тема 8. Мотивационно-потребностная сфера личности

1. Подготовьте к лекции сообщение на 5 минут, которое содержит биографическую (основные вехи научной деятельности) и библиографическую (основные научные труды) справку о выдающемся отечественном/зарубежном ученом-психологе (В. А. Ядов, Л. И. Божович, Д. К. Мак-Клелланд, Дж. Гилфорд) для лекции-полилога.

2. Найдите в психологическом словаре и запишите определение следующих понятий:

диспозиция_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

мотив_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

мотивирование_____________________________________________________________________________________________________________________________________________

мотивация_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

мотивационная сфера_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

потребность_______________________________________________________________________________________________________________________________________________

цель_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3. (*) Существует большое количество разнообразных определений понятия «потребность»: от биологических трактовок до социально-экономического понимания(см.: Аверин В.А. Психология личности. – СПб., 1999).

 

Заполните предложенную таблицу

Различные подходы к пониманию потребностей

 

Подход Суть подхода Ученые
Потребность как нужда        
Потребность как зависимость        
Потребность как отношение        
Потребность как отсутствие блага        
Потребность как отклонение от уровня адаптации      
Потребность как состояние        
Потребность как динамическое состояние      

 

4. Согласно теории мотивации А. Маслоу, определите содержание каждой потребности в предложенной им иерархической структуре

 

Базовые потребности Содержание потребности
  Потребности в самоактуализации    
  Эстетические потребности    
  Познавательные потребности    
  Потребности уважения (почитания)    
  Потребности в принадлежности и любви  
  Потребности в безопасности    
  Физиологические (органические) потребности  

 

5. Ответьте на вопросы:

а) В каких смыслах термин «мотивация» используется в современной психологии?______________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

б) В каких случаях говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях?________________________________________________________________ _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

в) Какие параметры выделяют для характеристики мотивационной сферы человека?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. (*) Прочтите из книги А.Н. Леонтьева Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. (Электронный ресурс https://www.psy.msu.ru/science/public/leontev/index.html)главу V «Деятельность и личность», параграф 4 «Мотивы, эмоции и личность» и выполните следующие задания.

5.1. Ответьте на вопросы:

а) Почему психологический анализ потребностей неизбежно преобразуется в анализ мотивов?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

б) Какие мотивы А. Н. Леонтьев называл «смыслообразующими мотивами»?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5.2. Прокомментируйте и обоснуйте следующие положения:

…Субъект как индивид рождается наделенным потребностями. Но, повторяю это еще раз, потребность как внутренняя сила может реализоваться только в деятельности. Иначе говоря, потребность первоначально выступает лишь как условие, как предпосылка деятельности…

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Говорят …, что человек, действует потому, что он хочет. Но субъективные переживания, хотения, желания и т.п. не являются мотивами потому, что сами по себе они не способны породить направленную деятельность, и, следовательно, главный психологический вопрос состоит в том, чтобы понять, в чем состоит предмет данного хотения, желания или страсти.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. (*) Определите направленность собственной мотивации на успех или неудачу по методике «Тест-опросник МУН» (см.: Реан А. А. Психология личности. Социализация, поведение, общение / А. А. Реан. – М.: АСТ; Спб.: праймЕврознак, 2007. - с.146).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

1. Как соотносятся понятия «мотив», «мотивация» и «мотивирование»?

2. Каковы основные характеристики мотивационной сферы человека?

3. Каким образом мотивационная сфера характеризует личность?

4. В чем состоит проблема потребностей в психологии?

5. Какие классификации потребностей в отечественной и зарубежной психологии вы знаете?

Тема 9. Направленность личности

 

1. (*) Подготовьте к лекции конспект параграфа Установки и тенденции (глава XV. Направленность личности) из работы С. Л. Рубинштейна (см.: Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2002. - с.518-522).

 

2. Найдите в психологическом словаре и запишите определение следующих понятий:

альтруизм_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

аффилиация________________________________________________________________________________________________________________________________________________

влечение___________________________________________________________________________________________________________________________________________________ гипнотическое внушение__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

желание___________________________________________________________________________________________________________________________________________________

идеал______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

интерес_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

направленность__________________________________________________________________________________________________________________________________________________

с клонность_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

стремление________________________________________________________________________________________________________________________________________________

убеждение_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

установка_________________________________________________________________________________________________________________________________________________фрустрационные состояния_________________________________________________________________________________________________________________________________________________

эгоизм_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните предложенную ниже таблицу

Основные формы направленности личности

(по К. К. Платонову)

Формы направленности личности


 

Склонности
 
Идеал
 
Мировоззрение
 
Влечения
 
Убеждение
 
Интересы
 
Желания
 

 

 


4. Ответьте на вопросы:

1.1. Что включает в себя внутренняя структура мотива?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

1.2. На какие две группы делятся мотивы?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

3.3. Какие зарубежные теории мотивации ХХ века вам известны?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

5. В одном из исследований испытуемым (студентам) предъявляли фотографии лиц людей, на которых требовалось составить характеристики. При первом предъявлении испытуемые давали «свободные» характеристики на основе информации, которую они полу­чали при восприятии только внешности данных людей. При втором предъявлении им говорили, что это—«ста­росты курса», при третьем—что это «отличники» и при четвертом—что это «хвостисты». Оказалось, что во всех случаях, испытуемые об одном и том же человеке-объекте давали разные характеристи­ки, приписывали ему различные потребности и способно­сти, неодинаковое отношение к учению, к жизни.

Какая особенность личности испытуемых оказала ре­шающее влияние на характеристику людей-объектов? Какую положительную роль выполняет эта особенность в жизни человека?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

6. (*) Проведите самодиагностику направленности своей личности, используя методику «Определение направленности личности» (см.: Истратова О. Н., Эксакусто Т. В. Психодиагностика: коллекция лучших тестов / О. Н. Истратова, Т. В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. - с.246).

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопросы для самоконтроля

    1. Как связаны между собой понятия направленность, влечение, желание, стремление, интересы, идеалы, убеждения?
    2. Что входит в понятие «направленность личности»?
    3. Перечислите общие качества направленности личности.
    4. Перечислите формы направленности в их иерархии.
    5. Что называется мировоззрением и миросозерцанием?
    6. Что такое мораль?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: