Методическая разработка
Технологическая карта практического группового занятия
«Конфликты»
Автор разработки:
Ивина Ольга Георгиевна
Педагог-психолог ВКК
Технологическая карта практического группового занятия
Ф.И.О педагога- психолога: Ивина Ольга Георгиевна Должность педагог- психолог
Полное название ОО (с указанием муниципального образования)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г. Иркутска лицей №3
Возраст участников: 15-17 лет Количество участников: 20 человек Пол: мужской и женский
Тема занятия Конфликты Форма организации занятия: групповая
Цели для обучающегося Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры школьников. | Цели для педагога-психолога Образовательные: развитие понятийного аппарата. Развивающие: развитие навыков эффективного разрешения конфликтных ситуаций. Воспитательные: воспитание коммуникативной культуры школьников. |
Цели занятия как планируемые результаты личностного развития
Направление личностного развития в области | Планируемые результаты личностного развития |
Регулятивных действий | Умение планировать и самостоятельно определять пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач |
Познавательных действий | Умение формулировать проблему, самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера. |
Коммуникативных действий | Умение взаимодействовать в группе, инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации, умение оценивать действие партнера, с достаточной полнотой и четкостью выражать свои мысли. |
Личностных действий | Умение оценивать усваиваемый материал, исходя из социальных и личностных ценностей. |
Этапы занятия | Деятельность педагога-психолога | Деятельность обучающегося | Используемые методы, приемы, формы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
Организационный момент(3 мин.) | Приветствие. Постановка цели и задач занятия. Мотивация познавательной деятельности обучающихся. | Эмоционально настраиваются на работу. | Показать условным сигналом свою готовность к работе. Сообщение темы и задач работы на уроке. | Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. | Готовность работать, понимание необходимости изучения данной темы в контексте личностного роста и развития социальной компетентности. |
Основная часть(10мин.) | Упражнение –активизатор «Тяни-толкай». В группе выбираются 2-3 пары. По очереди они встают в центр круга. В круг ставится два стула: один напротив другого. Пара встает между этими стульями и связывается за талию веревкой вокруг талии так, чтобы веревка не позволяла участникам дотянуться до стульев. Инструкция: «Представьте, что вы сказочный Тяни-толкай. На каждом из стульев напротив вас лежит «вкусняшка» от доктора Айболита, ваша задача съесть свою «вкусняшку» первым. Вам нужно проиграть эту ситуацию и попытаться найти решение. Начали». Если Тяни-толкай не может найти быстрого решения, то наблюдатели могут давать советы, как поступить. Вопрос: Какие возможности есть у Тяни-толкая, чтобы решить проблему? | Несколько пар добровольцев выполняют упражнение. Остальные обучающиеся наблюдают за происходящим. Отвечают на вопросы, анализируют различные способы решения проблемы. | Упражнение –активизатор. Вопросы для обсуждения. | Определение функций участников, способов взаимодействия, поиск и оценка способов разрешения ситуации, принятие решения и его реализация. Умение выражать свои мысли. | Умение самостоятельно создавать способы решения проблем. |
Основная часть (15 мин.) | Мини-лекция с демонстрацией презентации «Способы выхода из конфликтных ситуаций» (приложение 1). Вопросы для обсуждения: С какими линиями поведения в конфликте вы сталкиваетесь чаще всего? Можете привести примеры компромисса и сотрудничества (в конфликтных ситуациях) из вашей жизни? | Активизация знаний. Первичное усвоение новых знаний. Отвечают на вопросы. | Мини-лекция с демонстрацией презентации. Вопросы для обсуждения. | Уважительное отношение к другому человеку, его мнению. Умение находить решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. | Адекватное понимание причин возникновения конфликтов и выбор альтернативных способов выхода из конфликтных ситуаций. |
Основная часть (7 мин.) | Дискуссия «Плюсы и минусы конфликтов». Вопрос: Конфликт – это хорошо или плохо? Доска делится на две части: на одной записываются плюсы конфликтов, а на другой - минусы. После обсуждения подводится итог (продолжение презентации). | Отвечают на вопрос, аргументируют свои ответы. | Дискуссия. Вопросы для обсуждения | Построение логической цепи рассуждения, доказательство, обоснование мнений. Умение выражать свои мысли. | Расширение рамок поведения, увеличение собственных возможностей. |
Рефлексивно-оценочный этап (5 мин.) | Рефлексия (подведение итогов занятия). Упражнение «Живая анкета». Ваши впечатления? Что для вас было интересным? Что было полезным? | Осуществляют самооценку собственной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. | Упражнение «Живая анкета». | Оценивать собственную деятельность: свои достижения, самостоятельность, инициативу, ответственность, причины неудач. Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека. | Самооценка собственной деятельности. |
Список литературы:
1. Агеева И.А. Успешный учитель: тренинговые и коррекционные программы.-СПб.: Речь, 2006.
2. Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители).-СПб.: Издательство «Речь», 2007.
3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. Пособие для студ. Высш. учебн. заведений.-М.: Издательский центр «Академия», 2001.
4. Электронный ресурс рhttps://psyera.ru/
5. Электронный ресурс https://www.b17.ru/article/9910/