Эмоциональный интеллект (EQ) — это способность человека осознавать эмоции, достигать и генерировать их так, чтобы содействовать мышлению, пониманию эмоций и того, что они означают и, соответственно управлять ими таким образом, чтобы способствовать своему эмоциональному и интеллектуальному росту.
Инструкция.
Ниже Вам будут предложены высказывания, которые так или иначе отражают различные стороны Вашей жизни. Пожалуйста, отметьте звёздочкой или любым другим знаком тот столбец с соответствующим баллом справа, который больше всего отражает степень Вашего согласия с высказыванием.
Полностью не согласен (-3 балла).
В основном не согласен (-2 балла).
Отчасти не согласен (-1 балл).
Отчасти согласен (+1 балл).
В основном согласен (+2 балла).
Полностью согласен (+3 балла).
Тестовый материал (вопросы)
Утверждение | Балл (степень согласия) | ||||||
-3 | -2 | -1 | +1 | +2 | +3 | ||
Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни. | |||||||
Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни. | |||||||
Я спокоен, когда испытываю давление со стороны. | |||||||
Я способен наблюдать изменение своих чувств. | |||||||
Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни. | |||||||
Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, такие, как веселье, радость, внутренний подъем и юмор. | |||||||
Я слежу за тем, как я себя чувствую. | |||||||
После того как что-то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами. | |||||||
Я способен выслушивать проблемы других людей. | |||||||
Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях. | |||||||
Я чувствителен к эмоциональным потребностям других. | |||||||
Я могу действовать успокаивающе на других людей. | |||||||
Я могу заставить себя снова и снова встать перед лицом препятствия. | |||||||
Я стараюсь подходить творчески к жизненным проблемам. | |||||||
Я адекватно реагирую на настроения, побуждения и желания других людей. | |||||||
Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности. | |||||||
Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема. | |||||||
Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения. | |||||||
Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы». | |||||||
Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто. | |||||||
Я хорошо могу распознавать эмоции по выражению лица. | |||||||
Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать. | |||||||
Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем другие нуждаются. | |||||||
Люди считают меня хорошим знатоком переживаний других людей. | |||||||
Люди, осознающие свои истинные чувства, лучше управляют своей жизнью. | |||||||
Я способен улучшить настроение других людей. | |||||||
Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми. | |||||||
Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей. | |||||||
Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей. | |||||||
Я могу легко отключиться от переживания неприятностей. |
Ключ к методике Холла на эмоциональный интеллект.
Шкала «Эмоциональная осведомленность» - пункты 1, 2, 4, 17, 19, 25.
Шкала «Управление своими эмоциями» - пункты 3, 7, 8, 10, 18, 30.
Шкала «Самомотивация» - пункты 5, 6, 13, 14, 16, 22.
Шкала «Эмпатия» - пункты 9, 11, 20, 21, 23, 28.
Шкала «Управление эмоциями других людей» - пункты 12, 15, 24, 26, 27, 29.
Подсчет результатов теста EQ.
По каждой шкале высчитывается сумма баллов с учетом знака ответа (+ или -). Чем больше плюсовая сумма баллов, тем больше выражено данное эмоциональное проявление. Интерпретация.
Уровни парциального (отдельно по каждой шкале) эмоционального интеллекта в соответствии со знаком результатов:
• 14 и более — высокий;
• 8–13 — средний;
• 7 и менее — низкий.
Интегративный (сумма по всем шкалам) уровень эмоционального интеллекта с учетом доминирующего знака определяется по следующим количественным показателям:
• 70 и более — высокий;
• 40–69 — средний;
• 39 и менее — низкий.
1. Эмоциональная осведомленность - это осознание и понимание своих эмоций, а для этого постоянное пополнение собственного словаря эмоций. Люди с высокой эмоциональной осведомленностью в большей мере, чем у другие осведомлены о своем внутреннем состоянии.
2. Управление своими эмоциями - это эмоциональная отходчивость, эмоциональная гибкость и т.д., другими словами, произвольное управление своими эмоциями
3. Самомотивация - управление своим поведением, за счет управления эмоциями.
4. Эмпатия - это понимание эмоций других людей, умение сопереживать текущему эмоциональному состоянию другого человека, а так же готовность оказать поддержку. Это умение понять состояние человека по мимике, жестам, оттенкам речи, позе.
5. Распознавание эмоций других людей - умение воздействовать на эмоциональное состояние других людей.
Источник
Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл) / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.57-59