Стоматологическими заболеваниями




 

Этапы диагностики Средства диагностики Критерии самоконтроля
     
1. Жалобы Опрос родителей и ребенка 1. Боли (продолжительность, связь с приемом пищи, на какой раздражитель, время возникновения, длительность, иррадиация). 2. Косметический дефект. 3. Наличие кариозной полости.
2. Анамнез заболевания Опрос родителей и ребенка Когда появились первые симптомы заболевания, проводимое лечение и его эффективность.
3. Анамнез жизни Опрос родителей и ребенка 1. Особенности течения беременности и родов. 2. Характер вскармливания (естественное, искусственное). 3. Сроки прорезывания зубов. 4. Место рождения и проживания. 5. Перенесенные заболевания, травмы, сопутствующие заболевания 6. Аллергологический анамнез. 7. Наследственность.
4. Внешний осмотр Визуальное обследование Симметричность и пропорциональность лица, состояние кожных покровов, эмоциональное состояние
5. Пальпация Мануальное обследование 1. Оценивается состояние регионарных лимфатических узлов (подчелюстных, подбородочных, шейных). 2. Оценивается биомеханика височно-нижнечелюстного сустава.
6. Внутриротовое исследование: А. Предверие полости рта Б. Собственно ротовая полость Обследование с использованием стоматологического зеркала, зонда, пинцета. 1. Оценивается состояние слизистой оболочки предверия и собственно ротовой полости. 2. Симметричность, эластичность и прикрепление уздечек губ и языка. Нормальное прикрепление уздечки губы — состояние, при котором место прикрепления уздечки или тяжа расположено апикально от линии, соединя­ющей точки пересечения десневого желобка с про­дольной осью зубов. Возьмите большим и указательным пальцами губу по средней линии, оттяните ее впе­рёд до полного распрямления, и не вызывая болевого ощущения, продолжайте оттягивать губу кпереди. Наблюдайте за положением края десны и изменением его цвета, применяя дополнительные критерии неадекватного прикрепления уздечки губы: 1. Отстранение края десны или десневого со­сочка от поверхности зуба при напряжении (оття­гивании) уздечки (тяжа); 2. Побледнение окраски края десны или десне­вого сосочка при напряжении (оттягивании) уздечки (тяжа): 3. Дно клинического кармана проецируется на место прикрепления уздечки (тяжа). Уздечка губы, требующая коррекции — состояние, при котором уздечка располага­ется на расстоянии равном или мень­шем, чем размер свободной десны. 3. Состояние выводных протоков слюнных желез, их секрет. 4. Комплектность зубов соответственно возрасту. 5. Форму зубной дуги верхней и нижней челюстей. 6. Качество пломб, наличие кариозных полостей, удаленных и непрорезовшихся зубов. 7. Вид прикуса при смыкании зубных рядов.
7. Зондирование Стоматологический угловой зонд 1. Оценивается наличие или отсутствие кариозной полости, глубоких фиссур. 2. Оценивается наличие или отсутствие болезненной реакции на зондирование кариозной полости по эмалево-дентинной границе зуба и дну кариозной полости. 3. Наличие или отсутствие соустья кариозной полости и полости зуба.
8.Перкуссия А. Вертикальная Б. Горизонтальная В. Сравнительная (сравнивается реакция на перкуссию пораженного зуба и здорового). Ручка стоматологического зонда Оценивается наличие или отсутствие болезненной реакции на перкуссию зуба.
Дополнительные методы исследования
1. Термодиагностика Ватный тампон с холодной или горячей водой (применяют либо холодную воду в пределах 5°-10° С, либо горячую в пределах 60°-70° С) Оценивается наличие или отсутствие болевой реакции на холодную или горячую воду и ее продолжительность.
2. Электроодонтометрия Аппарат ЭОМ Пульпотестер Пульпа постоянного зуба со сформированным корнем реагирует на ток силой 2-4 мкА. На зубах с несформированными или резорбирующимися корнями и у детей, неадекватно реагирующих на врачебные манипуляции ЭОМ не проводится.
3. Рентгенодиагностика Рентген-аппарат Радиовизиограф Методика чтения рентгенограмм: 1. Оценка качества (маркировка, контрастность, резкость, проекционные искажения). 2. Определение объема исследования. 3. Глубина и локализация патологического процесса (в пределах эмали, дентина и т. д.; жевательной, апроксимальной и т. д.) 4. Анализ тени зуба: А. Состояние коронки – наличие кариозной полости и ее локализация, пломбы, соотношение дна кариозной полости и полости зуба; Б. Характеристика полости зуба наличие пломбированного материала. В. Состояние корней: количество, стадия развития Г. Характеристика корневых каналов: § Количество, § Искривления, § Проходимость, § Степень заполнения корневых каналов рентгенконтрастным материалом. Д. Оценка периодонтальной щели: § Равномерность, § Ширина, § Состояние компактной пластинки альвеолы: сохранена, разрушена, истончена, утолщена. 5. Оценка окружающих тканей: А. Состояние межзубных перегородок форма, высота, состояние замыкательной компактной пластинки; Б. Наличие перестройки внутрикостной структуры; В. Анализ патологической тени, протяженность и локализация.
4. Метод витального окрашивания зуба 1-2-10% водный раствор метиленового синего,1% р-р фуксина. Не применяют у детей до 3 лет Проводится для дифференциалькой диагностики кариозных и некариозных поражений твердых тканей зуба.
5. Люминесцентный метод Люминесцентный осветитель. Используется для дифференциальной диагностики кариозных и некариозных поражений твердых тканей зуба (очаг деминерализации в лучах Вуда имеет более темное свечение), заболеваний СОПР.
6. Определение рН слюны Электронный рН-метр, индикаторные штрипсы При множественном кариесе наблюдается понижение рН (в норме рН 6,8 — 7,0). Индикаторные штрипсы вводят в полость рта ребенка, где они равномерно смачиваются слюной.
7.Определение вязкости слюны Вискозиметр Освальда При кариесе слюна более вязкая (в норме вязкость слюны 1,46 сантипауза)
         

 

6. Практическая работа: студенты разбиваются по ролям Врач.родительи ебенок. Проводят установление контакта, сбор анамнеза заболевания и жизни. В рабочей тетради записать историю болезни. По модели временных зубов определить КПУ+кп

Тестовый контроль:

001.Обследование пациента начинают с применения методов:

1) рентгенологических

2) лабораторных

3) термометрических

4) основных

5) цитологических

002.К основным методам обследования относятся:

1) опрос, рентгенография

2) опрос, осмотр

3) осмотр, ЭОД

4) ЭОД, рентгенография

5) перкуссия, ЭОД

003.Опрос пациента начинается с выяснения:

1) истории жизни

2) анамнеза заболевания

3) перенесенных заболеваний

4) жалоб

5) аллергоанамнеза

 

004. Слизистая оболочка полости рта в норме:

1) бледного цвета, сухая

2) бледно-розового цвета, сухая

3) бледно-розового цвета, равномерно увлажнена

4) ярко-красного цвета, обильно увлажнена

5) гиперемирована, отечна

005. Осмотр пациента начинают с:

1) заполнения зубной формулы

2) определения прикуса

3) внешнего осмотра

4) осмотра зубных рядов

5) перкуссии зубов

006. При обследовании лимфатических узлов применяют метод:

1) перкуссии

2) зондирования

3) пальпации

4) рентгенографии

5) аускультации

007. При пальпации поднижнечелюстных лимфатических узлов голова паци­ента должна быть:

1) отклонена назад

2) отклонена влево

3) отклонена вправо

4) наклонена вперед

5) отклонена назад и влево

008.Подвижность зубов определяют с помощью инструмента:

1) зеркала

2) углового зонда

3) пинцета

4) экскаватора

5) шпателя

009. Глубина десневого желобка равна (мм):

1) 0,1-0,2

2) 0,5 – 1

3) 2 – 3

4) 3 – 4

5) 4 - 5

010. При внешнем осмотре лица пациента врач отмечает:

1) тургор кожи, цвет глаз

2) симметрию лица, носогубные складки, цвет кожи

3) форму носа, цвет глаз

4) пигментные пятна, цвет волос

5) целостность зубного ряда

O11.При осмотре полости рта зондирование зубов проводят:

1) по всем поверхностям

2) в пришеечной области

3) в области контактных поверхностей

4) в фиссурах

5) в области бугров

012. Эмаль обладает свойствами:

1) регенерации

2) реминерализации

3) дезинтеграции

4) оксигенации

5) реставрации

013.Структурной единицей эмалевых призм зуба являются:

1) эластические волокна

2) кристаллы гидроксиапатита

3) дентинные канальцы

4) одонтобласты

5) коллагеновые волокна

014. Формула гидроксиапатита:

1) Ca 9S 22(P04)6(OH)2

2) Са10(РО4) 3СО3

3) Са10(РО4)6(ОН)2

4) Ca10(PO4)6F2

5) Са10(ОН)2

015.Прочность поверхностного слоя эмали обеспечивается апатитом:

1) Ca9S2(P04)6(OH)2

2) Са10(РО4)6СО3 3)Са10(РО4МОН)2 4)Cal0(PO4)6F2 5)Са10(ОН)2

016. Количество постоянных зубов в норме:

1) 18-20

2) 26-28

3) 22-24

4) 32-34

5) 28-32

017. Состояние кожных покровов оценивают методом:

1) зондирования

2) рентгенографии

3) опроса

4) осмотра

5) перкуссии

018.Состояние десны в норме определяют по признакам:

1) цвет, тургор, целостность

2) цвет, конфигурация, ишемизация

3) цвет, рельефность, влажность

4) цвет, целостность, характер смыкания

5) цвет, характер смыкания, рельеф

Эталон ответов:

001 – 4 005 – 3 009 – 1 013 – 2 017 – 4

002 – 2 006 – 3 010 – 2 014 – 3 018 – 3

003 – 4 007 – 4 011 – 1 015 – 4

004 – 3 008 – 3 012 – 2 016 – 5

 

Литература рекомендуемая для самоподготовки

Основная литература (О.Л.)

1. Стоматология детского возраста. Часть 1. Терапия [Электронный ресурс]: учебник / В. М. Елизарова [и др.]. - 2-е изд., перераб. и доп. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru

2.Стоматология детского возраста. Часть 2. Хирургия [Электронный ресурс]: учебник / О.З. Топольницкий [и др.]. - в 3 ч. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru

3.Стоматология детского возраста. В 3 ч. Часть 3. Ортодонтия [Электронный ресурс]: учебник / Л.С. Персин [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. www.studmedlib.ru

Дополнительная литература (Д.Л.)

1. Детская терапевтическая стоматология: руководство к практическим занятиям: учебное пособие / ред. Л. П. Кисельникова, ред. С. Ю. Страхова. - Москва: ГЭОТАР- Медиа, 2013. - 288 с.

2.Курякина, Н.В. Стоматология детского возраста: учебник-М.: МИА,2007

3. Детская терапевтическая стоматология: национальное руководство / ред. В. К. Леонтьев, ред. Л. П. Кисельникова. - Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 896 с

4.Кисельникова Л.П., Ожгихина Н.В. Гипоплазия эмали у детей-,2001

5.Ткачук, О. Е. Стоматология детского возраста: практическое руководство / О. Е. Ткачук. - Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6. Велбери Р., Детская стоматология: руководство /ред. Р.Р. Велбери, ред. М.С. Даггал. Ред. М.Т. Хози, пер. с англ. Под ред. Л.П. Кисельниковой. –Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2014.

7. Райт, Дж. З. Управление поведением детей на стоматологическом приёме / Дж. З. Райт, П. Э. Старки, Д. Э. Гарднер; пер.с англ., ред. Т. В. Попруженко, ред. Т. Н. Терехова. - М.: МЕДпресс-информ, 2008. - 304

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: