Братание мусульман
Посланник Аллаха (с.г.в.) занимался не только строительством мечети как места встреч и сближения людей, но сделал и другое дело, ставшее одним из самых прекрасных дел, какие только знала история. Речь идет о братании между мухаджирами и ансарами.
Ибн аль-Каййим пишет: «После этого по инициативе посланника Аллаха (с.г.в.) мухаджиры и ансары побратались друг с другом в доме Анаса бин Малика, да будет доволен им Аллах. Он (с.г.в.) привел их к братанию, которое должно было послужить мухаджирам, лишившимся своего имущества, утешением, а для ансаров это братание стало хорошим препятствием на пути проявления вражды между племенами аус и Хазрадж. Это братство было настоящим, что даже в случае смерти одного из названых братьев, другой наследовал ему наряду с кровными родственниками. Такое положение сохранялось вплоть до битвы при Бадре, но после того, как Всемогущий и Великий Аллах ниспослал аят, в котором было сказано: “... а кровные родственники имеют больше прав друг на друга...”, наследование побратимами было отменено, а узы братства остались.»
Как отмечает Мухаммад аль-Газали, значение этого братания состояло в том, что
благодаря ему исчезал дух племенной непримиримости, свойственный эпохе джахилийи, люди становились приверженными только исламу, стирались различия, обусловленные происхождением, цветом кожи и местом рождения, и каждый мог выделиться среди других только своим мужеством или благочестием.
Пророк (с.г.в.) придал акту этого братания характер действенного соглашения, и заключено оно было не только на словах. Это братание стало делом, имевшим отношение к жизни и имуществу людей и не ограничивавшимся только приветствиями, которые не имели бы никакого практического значения.
Люди, которых связывали узы этого братства, отдавали своим братьям предпочтение
перед самими собой, сочувствовали им и относились к ним как к друзьям, подавая
прекрасные примеры человеческих взаимоотношений новому обществу.
Аль-Бухари приводит хадис, в котором сообщается, что, когда мухаджиры приехали
в Медину, посланник Аллаха (с.г.в.) побратал ‘Абд ар-Рахмана бин Ауфа с Са‘дом бин
ар-Раби‘, да будет доволен Аллах ими обоими, и Са‘д бин ар-Раби‘ сказал ‘Абд ар-Рахману: “Поистине, я – самый богатый из ансаров, и я отдам тебе половину того, что
имею. И посмотри, какая из двух моих жен понравится тебе, и я уступлю ее тебе, а когда закончится ее срок, ты женишься на ней”. ‘Абд ар-Рахман бин ‘Ауф, да будет доволен им Аллах, сказал: “В этом нет необходимости”, (и спросил): “Есть ли здесь рынок, где (люди занимаются) торговлей?” (Са‘д) ответил: “(Есть) рынок (иудейского племени) Кайнука”. И ‘Абд ар-Рахман понес туда творог и масло, после чего стал ходить туда постоянно, а уже через короткое время ‘Абд ар-Рахман явился с желтыми следами (от благовоний на теле), и посланник Аллаха (с.г.в.) спросил его: “Ты женился?” Он сказал: “Да”. (Пророк (с.г.в.)) спросил: “На ком?” Он ответил: “На одной женщине из ансаров”. (Пророк (с.г.в.)) спросил: “И сколько же ты отдал?” Он сказал: “Золото, равное по весу косточке”.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– (Однажды) ансары сказали пророку (с.г.в.): “Раздели пальмы между нами и нашими
Братьями”. Он (с.г.в.) сказал: “Нет”. Тогда они сказали (мухаджирам): “Ухаживайте (за нашими пальмами), а мы будем делиться с вами урожаем фиников”, и (мухаджиры) сказали: “Слушаем и повинуемся” (т.е. деревья не делили, они остались во владении ансаров, а делили только урожай).
Все вышеупомянутое указывает нам на то, какой радушный прием оказали ансары
своим братьям мухаджирам, да будет доволен ими всеми Аллах, сколь высока была их
готовность к самопожертвованию ради своих братьев и какой искренностью и
дружелюбием они отличались. А также на то, что мухаджиры должным образом оценили эту щедрость, но не злоупотребляли, пользовались ею в меру и только для того, чтобы хоть как-то поддерживать свое существование.
И действительно, это уникальное братание, явившееся результатом правильной и
мудрой политики, позволило найти прекрасное решение для многих проблем мусульман, таких как: бедность, нищета, голод, неимение жилья у мухаджиров; межплеменные распри, вражда у ансаров, и возможное неприятие между ансарами и мухаджирами.
Договор об исламском союзе
Посланник Аллаха (с.г.в.) заключил между мухаджирами и ансарами соглашение, которое позволило людям преодолеть все племенные распри и не оставило места для поддержания существования традиций джахилийи:
«Это – грамота от Мухаммада, пророка, об отношениях между мусульманами из (племени) курайш и (города) Йасриб, (а также) теми, кто последовал
за ними, присоединился к ним и боролся вместе с ними:
1.Они (мусульмане) составляют собой единую общину, отдельную, отличающуюся от других людей (своими нравами, поведением).
2.Мухаджиры из числа курайшитов являются единым целым и будут выплачивать друг-другу виры и выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными. Каждое племя из числа ансаров будет выплачивать виры, как это было прежде, и каждая группа из них будет выкупать своих пленных согласно обычаям и справедливости между правоверными.
3.Верующие не будут бросать в беде никого из их числа, будут выплачивать выкуп или виру согласно обычаю.
4.Верующие будут выступать против тех из них, кто станет сеять меж ними раздоры,
или совершать несправедливости и грехи, или разжигать вражду, или распространять
нечестие среди верующих. Они объединят свои силы против такого человека, даже если он будет сыном кого-нибудь из них.
5. Верующий не станет убивать верующего из-за неверного и не будет оказывать поддержку неверному против верующего.
6. Защита Аллаха едина, и Он берет под Свою защиту всех вплоть до самого
Незаметного (слабого, бедного, немощного) из них.
7. Тем иудеям, которые последуют за ними (т.е. примут ислам), будет оказываться помощь и предоставляться равные права; никто не станет ни притеснять их, ни оказывать помощь другим против них.
8. Заключение мира для верующих является единым (т.е. касается всех мусульман без исключения), и верующему нельзя заключать мирный договор с врагом без ведома другого верующего во время сражений на пути Аллаха. Заключение соглашений возможно лишь на условиях справедливости и равенства между верующими.
9. Верующие будут оказывать друг другу помощь и поддержку, если кто-нибудь из
них пострадает на пути Аллаха.
10. Многобожник не может брать под защиту ни имущество, ни жизнь курайшита, и
он не должен вмешиваться в отношения между верующим и курайшитом.
11. Того, кто убьет верующего безвинно, следует убить, если только родственники
убитого не согласятся на выкуп.
12. Все верующие должны выступить против такого человека (т.е. убийцы), и не дозволяется им ничто иное (т.е. нельзя не быть против).
13. Верующему не дозволяется ни оказывать помощь преступнику, ни укрывать его. А
на того, кто окажет ему помощь или предоставит ему приют, в День воскресения падет
проклятие Аллаха и Его гнев, и не будет принято от него ни обязательное (поклонение), ни дополнительное.
14. В чем бы ни разошлись вы (во мнениях), с этим вам следует обращаться ко Всемогущему и Великому Аллаху и к Мухаммаду.