Характер выполнения нейропсихологических (двигательных) проб детьми с соматогенной формой ЗПР выявил недостаточное развитие динамической, кинестетической и пространственной организации движений.
Средний показатель выполнения проб на конфликтную реакцию выбора: в основной группе - 1,52 балла, тогда как в контрольной - 0,5, при безошибочном выполнении - 0 баллов. Получены достоверные различия в этой пробе, U - критерий Манна - Уитни 21,3. При оценке динамического праксиса, также выявлены достоверные различия. Средний балл в основной группе - 1,92, в контрольной - 0,75, достоверность различий по U - критерию 23,5. Достоверные различия выявляются и в выполнении пробы на реципрокную координацию (средний балл в основной группе - 2,5, в контрольной -0,5, U - критерий 21,5). При выполнении проб на кинестетический и пространственный праксис, также выявлены достоверные отличия. Средний балл за выполнение пробы на кинестетический праксис составил: в основной группе - 1,75, в контрольной - 0,5, U - критерий 23, 7. Показатель выполнения пространственного праксиса составляет: в основной группе - 1,85, в контрольной - 1 балла, U - критерий 24, 8.
Время поиска чисел по таблицам «Шульте» значительно превышают нормативные в основной группе и составляют в среднем 95, 45 секунд, в контрольной - 47,35 секунд, при возрастной норме до 60 секунд. Достоверные различия по U - критерию 27,6.
Обобщенные результаты проб представлены в таблице.
Общие результаты выполнения двигательных проб
№ | Пробы | Средние показатели | U-критерий | |
ЗПР n-44 | Норм. n-33 | |||
I | Двигательная сфера | |||
конфликтная реакция выбора | 1,52 | 0,5 | 21,3٭٭ | |
динамический праксис | 1,92 | 0,75 | 23,5٭ | |
реципрокная координация | 2,5 | 0,5 | 21,5٭٭ | |
кинестетический праксис | 1,75 | 0,5 | 23,7٭ | |
пространственный праксис | 1,85 | 24,8٭ |
В результате проведенного исследования были получены данные, подтверждающие гипотезу о существовании особенностей произвольной регуляции сенсомоторной деятельности у детей с соматогенной формой ЗПР. Было экспериментально доказано наличие определенных различий в осуществления сенсомоторных функций у детей с задержкой психического развития соматогенного происхождения.
Дети с соматогенной формой ЗПР при выполнении двигательных проб обнаружили следующие особенности:
импульсивность, трудностями избирательного реагирования на необходимые стимулы, невозможностью плавного переключения с одной двигательной программы на другую, хаотичность, сложности в удержании серийной организации двигательной программы. Данные симптомы указывают на несформированность функций программирования, регуляции и контроля над деятельностью на двигательном уровне. Выявлены трудности ориентации и следования двигательной программе, импульсивность и ситуативность двигательного поведения сопровождающегося общей раздражительной слабостью и утомляемостью.
Анализ выполнения таблиц «Шульте» детьми младшего школьного возраста с ЗПР соматогенного происхождения показывает, что им свойственна крайне низкая концентрация внимания, хаотичная стратегия отыскивания чисел, застреваемость и пропуск отдельных элементов, что значительно увеличивает время выполнения задания.
Полученные результаты приобретают особое значение в рамках практической деятельности. Произвольность рассматривается многими авторами, как функция «модулирующая» все развитие ребенка [7]. Учитывая, что в младшем школьном возрасте произвольная регуляция поведения и деятельности является одной из важнейших условий успешного обучения и адаптации к школе, необходимость формирования «управляющих» функций является приоритетной. Закономерным является тот факт, что все психические функции имеют уровневое строение и траекторию развития «от простого к сложному», произвольная регуляция также осуществляется на всех уровнях, базовым из которых является уровень сенсомоторной активности [8]. У детей младшего школьного возраста с соматогенной формой ЗПР, в отличие от нормально развивающихся детей, в силу истощения центральной нервной системы, выявляются значительные трудности в реализации регуляции и контроля, как на когнитивном, так и на двигательном уровнях. Учитывая полученные данные, коррекционная работа должна быть ориентирована на формирование произвольной регуляции сенсомоторной деятельности, которая в последующем преобразуется в «опроизволенную» двигательную активность в соответствии с теорией Н.А. Бернштейна. Осуществление произвольной регуляции в сенсомоторной деятельности в последующем позволит осуществлять осознанное управление собственно высших психических функций и поведения в целом.
Методологически нейропсихологическая коррекция двигательного развития опирается на современные (по А.Р. Лурия) представления о закономерностях развития и иерархическом строении мозговой организации ВПФ в онтогенезе (в ракурсе теории о трех функциональных блоках мозга); а также, на принцип «замещающего онтогенеза» (А.В. Семенович).
Поскольку сенсомоторный уровень является базальным для дальнейшего развития ВПФ, коррекция двигательного развития не только создает потенциал для дальнейшей коррекционной работы, но и активизирующим, восстанавливающим и «выстраивающим» взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Следовательно, создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов в овладении чтением, письмом, математическими знаниями.