ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТУЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН рабочей группой в составе:
Л.А. Павеле – начальник отдела менеджмента
качества образовательной деятельности;
Н.А. Сергеева – директор библиотеки.
2 ВНЕСЕН отделом менеджмента качества ТулГУ
3 ПРИНЯТ приказ № 160 от 18 февраля 20 10 г
4 ИЗДАНИЕ второе
5. Дата размещения документа на сайте университета https://tsu.tula.ru/docs/
5 марта 2010 г.
6. Примечание:
Настоящий документ является вторым (переработанным и дополненным) изданием стандартасистемы менеджмента качества ТулГУ «Библиотечное и информационное обслуживание».
Первое издание СТ ТулГУ 6.1-01-2009. Библиотечное и информационное обслуживание:
- введено в действие приказом ректора № 2021 от 28.10. 2009 г.;
- утратило силу 15 марта 2010 г. (приказ № 160 от 18.02.2010 г.).
Изменения, внесенные в первое издание, учтены и переработаны в настоящем издании и более не регистрируются в тексте документа.
Документ является собственностью ТулГУ и не подлежит передаче, воспроизведению и копированию без разрешения представителя ректората по качеству.
Изменение №1
СТ ТулГУ 6.1-01-2010. Библиотечное и информационное обслуживание
Принято и введено в действие
Приказом ректора
№ 556 от 29.04. 2010 г.
Дата введения 11 мая 2010 г.
1. Добавить п.п. 5.3.6, 5.3.7.
2. П. 5.3.6 присвоить номер 5.3.8.
Изменение №2
СТ ТулГУ 6.1-01-2010. Библиотечное и информационное обслуживание
Принято и введено в действие
Приказом ректора
№ 776 от 15.06. 2011 г.
Дата введения 1 сентября 2011 г.
Внести изменение в части наименования федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет».
Содержание
1 Назначение и область применения...................................................................... 7
2 Нормативные ссылки........................................................................................... 7
3 Термины, определения, обозначения и сокращения.......................................... 9
3.1 Термины и определения................................................................................ 9
3.2 Сокращения................................................................................................. 10
4 Общие положения.............................................................................................. 10
5 Порядок выполнения процесса......................................................................... 11
5.1 Управление библиотечными ресурсами..................................................... 11
5.2 Обслуживание читателей............................................................................. 14
5.3 Критерии оценки результативности процесса............................................ 15
6 Распределение ответственности и полномочий................................................ 16
Лист регистрации изменений................................................................................ 17
1 Назначение и область применения
1.1 Настоящий стандарт определяет цели, задачи, последовательность и основные требования к организации процесса библиотечного и информационного обслуживания пользователей библиотеки ТулГУ.
1.2 Требования настоящего стандарта обязательны к применению во всех подразделениях библиотеки при осуществлении управления библиотечными ресурсами и обслуживании читателей.
1.3 Настоящий стандарт входит в состав документов, обеспечивающих функционирование процесса 3.6 (РК ТулГУ) «Библиотечное и информационное обслуживание».
Нормативные ссылки
- Закон РФ «Об образовании» от 10.07.1992 №3266-1;
- Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22.08.1996 г. №125-ФЗ;
- О библиотечном деле: федер. закон РФ от 29.12.1994 N 78, с изменениями на 26.06.2007.
- О внесении изменений в Федеральный закон «О библиотечном деле»: федер. закон РФ от 03.06.2009 N 119-ФЗ.
- Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) утв. постановлением Правительства РФ 14 февраля 2008 г. N 71;
- Устав федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Тульский государственный университет»;
- Примерное положение о формировании фондов библиотеки высшего учебного заведения: прил. к Приказу Минобразования России от 27.04.00 N1246;
- Правила пользования библиотекой ТулГУ: утв. ректором ТулГУ 03.09.2009
- Положение о библиотеке: утв. решением Ученого совета ун-та от 25.10.2007.
- Положение о лаборатории ксерокопирования;
- Положение о методическом кабинете;
- Положение о научно-библиографическом отделе;
- Положение о секторе абонемента научной литературы отдела обслуживания учебной и научной литературой;
- Положение о секторе абонемента учебной литературы отдела обслуживания учебной и научной литературой;
- Положение о секторе книгохранения;
- Положение о секторе медицинской и спортивной литературы отдела обслуживания учебной и научной литературой;
- Положение о секторе научной и технической обработки;
- Положение о системе каталогов библиотеки;
- Положение о Совете по систематизации и каталогизации библиотеки;
- Положение о формировании фонда: утв. дир. б-ки 10.04.02
- Положение о читальном зале гуманитарной литературы;
- Положение о читальном зале научно-технической документации;
- Положение о читальном зале периодических изданий;
- Положение об абонементе гуманитарной литературы;
- Положение об оказании дополнительных платных услуг в библиотеке ТулГУ;
- Положение об отделе гуманитарной литературы;
- Положение об отделе комплектования;
- Положение об отделе обслуживания научной и учебной литературой;
- Положение об отделе электронных ресурсов библиотеки;
- Положение об универсальном читальном зале отдела обслуживания научной и учебной литературой;
- ГОСТ Р ИСО 9000 - 2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;
- ГОСТ Р ИСО 9001 - 2008 Системы менеджмента качества. Требования;
- ГОСТ 7.55-99. «Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Основные положения»;
- ГОСТ 7.76-96. «Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения»;
- ГОСТ 7.0-99. «Информационно-библиотечная деятельность, библиография. Термины и определения»;
- ГОСТ 7.1-2003. «Библиографическая запись. Библиографическое описание. Общие требования и правила составления»;
- ГОСТ 7.80-2000. «Библиографическая запись. Заголовок. Общие требования и правила составления»;
- ГОСТ 7.20-2000. «Библиотечная статистика»;
- ГОСТ 7.60-2003. «Издания. Основные виды. Термины и определения»;
- ГОСТ 7.76-96. «Комплектование фонда документов. Библиографирование. Каталогизация. Термины и определения.
- ГОСТ 7.05-2008 Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления.
- РК ТулГУ. Руководство по качеству
Термины, определения, обозначения и сокращения
Термины и определения
Библиотечная обработка – совокупность процессов подготовки документов и библиографических записей к их дальнейшему использованию и хранению в библиотеке. Включает: составление библиографического описания, индексирование и техническую обработку документа.
Библиотечная услуга – конкретный результат библиотечного обслуживания, удовлетворяющий определенную потребность пользователя библиотеки (выдачу и абонирование документов, предоставление информации о документах, справки, выставки, консультации и т.д.).
Библиотечное обслуживание – совокупность различных видов деятельности библиотеки по удовлетворению потребностей пользователей путем предоставления библиотечных услуг.
Библиотечно-информационные ресурсы – совокупность (библиотечно-библиографических) документов, специально организованных для эффективного получения информации, соответствующая задачам и профилю библиотеки и предназначенная для использования и хранения.
Документ – материальный носитель данных с зафиксированной на нем информацией, предназначенной для ее хранения и передачи во времени и пространстве.
Запрос пользователя библиотеки – требование пользователя библиотеки на предоставление библиотечной или информационной услуги.
Информационная услуга – предоставление информации определенного вида потребителю по его запросу.
Информационное обслуживание – обеспечение пользователей необходимой информацией путем предоставления информационных услуг.
Каталог — совокупность расположенных по определенным правилам библиографических записей на документы, раскрывающие состав и содержание фонда библиотеки (сведения на бумажных носителях о документах, составляющих библиотечный фонд).
Каталогизация – совокупность процессов, обеспечивающих создание и функционирование библиотечных каталогов.
Комплектование – совокупность процессов выявления, отбора, заказа, приобретения, получения и регистрации документов, соответствующих задачам библиотеки.
Научная обработка документов – совокупность процессов формирования библиографической записи документа для представления его в системе традиционных и электронных библиотечных каталогов (по описанию, шифрованию фонда с целью дальнейшей его однозначной идентификации).
Техническая библиотечная обработка – совокупность процессов подготовки документов к последующему хранению и использованию.
Пользователь библиотеки – физическое или юридическое лицо, пользующееся услугами библиотеки (читатель, посетитель мероприятий, абонент).
Систематизация – присвоение документам классификационных индексов в соответствии с правилами какого-либо классификационного информационно-поискового языка.
Фонд библиотеки – упорядоченная совокупность документов (литературы и учебных изданий), соответствующая задачам и профилю библиотеки, для использования и хранения.
Хранение – совокупность процессов по обеспечению рационального размещения библиотечного фонда и его длительной сохранности.
Читательский формуляр — бланк, предназначенный для индивидуального учета конкретных пользователей и выданных им документах.
Электронный каталог — библиотечный каталог в машиночитаемой форме, работающий в реальном режиме времени и предоставленный в распоряжение пользователей библиотеки (электронная база данных о документах, составляющих библиотечный фонд).
Сокращения
СМК – система менеджмента качества;
УР – учебная работа.
Общие положения
4.1 Целью библиотечного и информационного обслуживания является полное и всестороннее обеспечение необходимой литературой и другими информационными ресурсами, в том числе электронными, студентов, преподавателей и сотрудников университета в их образовательной и научно-исследовательской деятельности.
4.2 Библиотечное и информационное обслуживание осуществляется дифференцированно всеми структурными подразделениями библиотеки, включая межбиблиотечный абонемент с использованием методов индивидуального и группового обслуживания.
4.3 Владельцем процесса является проректор по УР.
4.4 Процесс «Библиотечное и информационное обслуживание» включает два основных подпроцесса:
- управление библиотечными ресурсами;
- обслуживание читателей.
4.5 Информационная карта процесса ИК-3.6 «Библиотечное и информационное обслуживание» представлена на рис.1.