Ход занятия
- Повторите определение термину общение.
Общение определяется как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Ознакомьтесь, что входит в структуру общения и оформите в тетради схему «Структура общения»
Структура общения
В структуре общения традиционно принято выделять три компонента:
— когнитивный (познавательный);
— аффективный (эмоциональный);
— конативный (поведенческий).
- Вспомним с предыдущего занятия, какие три стороны общения в структуре общения выделяла Галина Михайловна Андреева, советский и российский социальный психолог и социолог.
Г.М. Андреева предложила аналитическую модель общения, которая получила широкое признание.
В соответствии с этой моделью структура общения включает в себя:
— коммуникативную (использование средств общения, подразделяемых на вербальные и невербальные);
— перцептивную (процесс восприятия партнерами друг друга, их взаимного познания как основа взаимопонимания);
— интерактивную стороны (взаимодействие людей, предполагающее определенную форму организации совместной деятельности (согласие, приспособление или конкуренция, конфликт).
Прочитайте теоретический материал «особенности человеческой коммуникации».
Выделяются следующие особенности человеческой коммуникации:
1. Коммуникацию нельзя рассматривать лишь как отправление информации передающей системой и прием ее другой системой потому, что в отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом.
2. Возможность взаимного влияния партнеров друг на друга посредством системы знаков.
3. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда коммуникатор и реципиент обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации (говорят на одном языке).
4. Возможность возникновения коммуникативных барьеров.
Коммуникация определяется как процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. Если не достигается взаимопонимание, то коммуникация не состоялась.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы.
Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. Речь – это процесс общения людей посредством языка.
Язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл.
- В виде схемы преобразуйте теоретический материал «Виды речи»
Выделяются три вида речи:
1) Внутренняя речь – особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания. Она является основным инструментом мышления. Мысль начинает формироваться во внутренней речи. Ее механизм был исследован Л.С. Выготским. Эта речь беззвучна, непроизносима, включает образы, отличается от внешней степенью языковой сформированности. У ребенка сначала формируется внешняя речь и затем на ее основе внутренняя.
2) Внешняя речь. Внешняя речь существует в устной и письменной формах. Устная речь – внешняя, произносимая воспринимаемая на слух речь. Устная речь имеет две формы – монологическую и диалогическую. Письменная речь осуществляется посредством письменных знаков.
3) Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь – устная речь, направленная на самого себя. Она особенно заметна у детей дошкольного возраста, когда они играют и разговаривают сами с собой в процессе игры. Элементы эгоцентрической речи можно встретить и у взрослого человека, когда, решая сложную задачу, размышляет вслух.
Что такое вербальная и невербальная коммуникация? Сделайте запись в тетради.
Вербальная и невербальная коммуникация
Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. При грубом делении различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы.
Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую лексический и синтаксический принципы. Речь является универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.
Речь – основной, присущий только человеку способ коммуникации. Вместе с тем мы передаем информацию друг другу, используя не только слова, но и множество других способов, среди которых – мимика, жесты, поза, интонации, одежда, даже предметы, окружающие нас.
Невербальная коммуникация – взаимодействие между людьми с помощью неречевых средств, обмен невербальными посланиями и их интерпретация в данной ситуации.
Выделяют следующие виды невербальной коммуникации:
1. Паралингвистика – темп речи, тембр, громкость и высота голоса.
2. Экстралингвистика – вздохи, кашель, паузы в речи, смех.
3. Кинесика – жест, мимика, поза, походка, взгляд.
4. Такесика – статические и динамические прикосновения людей друг к другу в процессе общения.
5. Ольфакторика – вкус, обоняние.
6. Проксемика или пространственная психология – включает в себя такие аспекты, как расстояние между собеседниками, ориентация корпуса каждого из собеседников друг относительно друга и т.п.
Оформите в виде схемы с описанием уровни общения
Уровни общения:
Первый уровень – макроуровень: общение индивида с другими людьми рассматривается как важнейшая сторона его образа жизни.
Второй уровень – мезауровень: общение рассматривается как сменяющаяся совокупность целенаправленных логически завершаемых контактов или ситуаций взаимодействия, в которых оказываются люди в процессе текущей жизнедеятельности, в конкретных временных отрезках своей жизни.
Третий уровень – микроуровень: есть акт контакта, несущий элемент содержания и выражающийся в определенных внешних показателях (вопрос-ответ, рукопожатие, мимический и пантомимический акт).
Выполните онлайн-тест, по завершению укажите ФИ и группу.
Домашнее задание. Повторите теоретический материал.