Как можно подготовить ребенка?
Узнавать и понимать - два полюса, и для того, чтобы соединить их и свое узнавание «внедрить в жизнь», нужна еще дополнительная работа. Для этой работы нужна технология. Вот так я определила бы суть и достоинство технологий Тарасова (бизнес-лагерь – в том числе).
Он делает его меньше, уменьшая его для того, чтобы он расширялся. В небольшом пространстве небольшим количеством людей будет построена модель мира (в смысле общества), воспроизведены многие процессы, связи, конфликты, роли, деятельности… Пространство и время будут сжаты, ускорены, смыслы сконцентрированы. И это дает возможность (надо опять же потрудиться, чтобы ее взять, использовать) в реальности мир, доступный твоему пониманию, в котором ты можешь жить – творить свою историю, - понятнее, а стало быть – больше. Эти новые пространства дадут тебе и новые возможности.
Обнаружится как узнавание себя:
- к чему-то не подступилась - не уловила момент, струсила, обиделась, устала...
- что-то получилось спонтанно - ух ты! - а хорошо ли это, что не планировалось, и почему я от себя этого не ожидала.
- получилось то, что планировалось - это значит, я не просто что-то делаю, а знаю, как я это делаю, а значит - это уже не случайность, а технология - это то твердое, на что всегда можно опереться.
И не бойся ошибок и промахов. Один великий хоккеист сказал: «Ты промахиваешься в ста процентах ударов, которые так и не сделал». А бизнес-лагерь тем и хорош, что там можно прожить жизнь как бы «на черновик», а потом там где «набело» - этих ошибок не делать.
Как заинтересовать ребенка?
Он рождается заинтересованным в том, чтобы узнать, как все это устроено. И все родители прошли через миллионы «Почему?» и «Как?». Людей, -.
Как устроено общество, в котором люди осуществляют свою деятельность, как найти свое место в этом социальном пространстве, как эффективно реализовывать свои цели, как эти цели определять - все это безусловно интересует ребенка, задача же технологии – бизнес-лагерь - делать только одну вещь – задавать некоторые пути, по которому он этот интерес будет реализовывать. И самое главное – не прерывать вот эту связь глубинную.
Поэтому предпосылки для того, что это интересно любому ребенку очевидны.
Есть ли смысл ехать второй раз? Не будет ли ребенку скучно?
Есть смысл ехать в бизнес-лагерь и второй, и третий раз.
Выше мы говорили, что по замыслу Игры строится модель Государства со многими его институтами (банки, биржи, налоги, таможня…), с различными видами деятельности. Каждый раз это общество, во-первых, строится из разных людей. Во-вторых, общество – это не люди сами по себе. И вот повторить эту систему связей даже при желании не удастся. То есть, иная комбинация людей даже в тех же играх дает совершенно различный результат, возникают другие связи, возникает другая проблематика этих отношений и соответственно – иное общество, где каждому участнику уготована иная судьба.
То есть даже если остается сюжет игры прежним, все, что происходит в игре, меняется и имеет всегда неповторяющееся воздействие на участника.
Первый подход дает очень много: меняется картина мира, осваиваются приемы, но совершенствование возможно лишь при дальнейшем обучении.
Столько раз, сколько вы готовы работать над собой и над своим управленческим искусством по этой технологии.
Для чего надо это ребенку?
Формирование картины мира происходит у каждого из нас на протяжении всей жизни, у кого она расширяется, у кого-то - наоборот. Предполагается, что у ребенка, который познает мир, происходит расширение картины мира,
А вместе с картиной мира стремительно расширяется пространство возможностей. Но если это происходит не экологично, то угнаться за этим ребенку становится невозможным. Ведь ему надо еще и дать инструменты освоения этого пространства, этих возможностей. А если он не знает, как вести себя в новом пространстве, то рождается страх и агрессия. Вот и надо закладывать основы ориентации в этом пространстве в самом начале.
Всем ли детям это полезно? А если мой ребенок не хочет заниматься бизнесом?
Ответить на этот вопрос сможет каждый родитель сам относительно своего ребенка, если ответит на вопросы:
а нужно ли его ребенку узнавать, как устроен социум (общество), по каким законам он строится и функционирует; какова роль отдельного человека, как можно управлять этим миром (причем из любой точки); к чему он сам лучше всего расположен – к предпринимательству или к карьере государственного человека, что ему удается больше – работа с людьми или с цифрами, фактами, а если не удается что-то из этого, то почему и что можно сделать, чтобы преодолеть этот дефицит; как строить взаимоотношения с людьми, чтобы не бороться с ними, а сотрудничать, чтобы добиваться того, что нужно тебе и при этом не ранить, не обижать других людей, чтобы они общались с тобой с удовольствием; как выбирать свой Путь, ставить Большую Цель; как делать любую работу эффективнее; как понимать других людей, как договариваться со взрослыми; как принимать правильные решения..
Парадокс заключается в том, что этому нельзя научить. Этому можно только научиться. И учиться придется всю жизнь. И начинать это делать лучше раньше, чем никогда.