Лекция № 7
ТЕМА ЛЕКЦИИ Невербальная коммуникация
Цель лекции – рассмотреть речь как знаковую систему вербальной коммуникации.
.
План лекции:
1. Сравнение вербальной и невербальной коммуникации
2. Пара- и экстралингвистические особенности невербальной коммуникации.
3. Мимика и взгляд.
4. Жесты как невербальная коммуникация
5. Организация пространства и времени коммуникативного процесса
6. Поза и походка
7. Контакт глаз
Рекомендуемая литература
1. Основы теории коммуникации: учебник/ под ред. М.А.Василика. -М.: Гардарики, 2007. -615 с.: ил.
2. Миннуллина Э.Б., Тайсина Э.А. Теория коммуникации с элементами семиотики. - Казань, КГЭУ, 2003
3. Психология делового общения: программа, метод.указания и контр.задания для студентов-заочников/ сост. Э.Б.Миннуллина. -Казань: КГЭУ, 2005. -15 с.
4. Артемов В.Л. Ожидания и предрасположенность аудитории. Установка. Стереотип. "Против клеветы и домыслов". М.,2006.
5. Богомолова Н.Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М.,2004
6. Воскобойников Я.С., Юрьев В.К. Журналист и информация.
М.,2006
7. Дмитриев А.В. Неформальная политическая коммуникация. М.,2006.
Основная часть
Сравнение вербальной и невербальной коммуникации
Основная специфика коммуникации состоит в том, что в процессе интерсубъективного взаимодействия субъективный мир одного человека открывается для других людей. Смысловым аспектом социального взаимодействия выступает коммуникативный процесс, поскольку любое индивидуальное действие реализуется в условиях прямых либо опосредованных отношений с другими людьми. Действия, которые ориентированы на их осмысленное восприятие другими людьми, принято называть “коммуникативными действиями”. Разделяют коммуникативный процесс и отдельные коммуникативные акты, составляющие его. Т.М.Дридзе считает, что структура коммуникативно-познавательного процесса формируется структурами действий порождения и интерпретации текстов (сообщений), в которых отдельные слова выступают как знак-квазиобъект [4, с.133]. Подобную точку зрения имеет немецкий исследователь Ю.Хабермас, утверждающий, что понятие “коммуникативного действия” основывается на взаимодействии минимум двух, способных к вербальному действию, субъектов. То есть Ю. Хабермас считает главной характеристикой социального действия не просто взаимодействие, а взаимодействие вербальное, знаковое, символическое [5, с.200].
Передача любой информации возможна путем знаковых систем. Выделяют вербальную коммуникацию (в качестве знаковой системы используется язык) и невербальную, использующую разнообразные невербальные знаковые системы.
Общение является самым распространенным способом коммуникации. В психолингвистике выделяют внешнее и внутреннее общение [6, с.133]. Кроме того, внешнее подразделяется на устную и письменную форму. В устной речи выделяют монолог и диалог.
Диалог – важный способ взаимодействия партнеров в коммуникативном процессе, поскольку именно диалог в определенной степени определяет равенство их позиций.
Как видно из рисунка 1, невербальная коммуникация включает разные системы, в том числе и визуальное общение.
Рисунок 1. Классификация коммуникации
Термин «невербальное» обычно понимается как «несловесный язык». Он объединяет большой круг явлений, включая не только движения тела человека и звуковую модальность речи, но и различные элементы окружающей среды, одежду и др. Под невербальной коммуникацией следует понимать средство информации, систему невербальных знаков, символов, кодов, использующихся для передачи сообщения.
Основное свойство невербального поведения – движение, постоянное изменение совокупности невербальных средств выражения вслед за изменениями личности. Ядро невербального поведения составляют жесты, взгляд, позы и др.
Наиболее полно особенности невербального языка как специфического языка общения описаны американским психологом Р. Харрисоном. Он характеризует невербальный язык как природный, первичный, имеющий в отличие от вербального языка не линейную временную последовательность, а пространственно-временную целостность. Вербальный язык представляет собой вокально-звуковое явление. Невербальный язык состоит из разнообразных движений, значительная часть невербальной информации вообще не может быть переведена в код какого-либо языка без существенной потерн их смысла для партнеров.
Такесика — область невербального поведения, находящаяся под контролем тактильно-кинестетической системы отражения; (данные поступают от рецепторов кожи, мышц, сухожилий, суставов), а также зрительной и слуховой системы, обеспечивает оценку; всех нюансов физического контакта.
Ольфакторная система базируется на обонянии человека и отражает искусственные и естественные запахи.
Человек гораздо точнее оценивает свою способность передавать речевые сигналы, чем воспринимать их. По-видимому, причина в том, что, выражая свои эмоции, человек получает более непосредственную и обязательную обратную связь, чем в том случае, когда он дает понять, что сумел «расшифровать» эмоциональные выражения других людей. В связи с этим полезны понятия «знак» и «сигнал». Знак — это элемент поведения, внешности, движений индивида, несущий информацию, которая независимо от его воли и намерений воспринимается другим индивидом. Но знак становится сигналом, когда «отправитель» использует его осознанно с целью передать определенную информацию «получателю». Информационно-психологические различия между знаком и сигналом являются причиной множества случаев нарушения взаимопонимания между людьми. Неосознаваемый «отправителем» знак, например случайный взгляд, может быть воспринят партнером как сигнал (признак интереса, презрения) и вызвать конкретные действия. Кроме того, даже когда поведение обеих сторон вполне осознанно, интерпретация полученной информации не обязательно совпадает с тем, что предназначалось для передачи.