Автор: Денисова С.Ю.,
учитель-логопед
ГБДОУ детского сада №8
Центрального района СПб
Цель: уточнить представления детей о транспорте (наземном, воздушном, водном).
Задачи:
· Коррекционно-образовательные
1. Активизировать в речи словарь по теме «Транспорт».
2. Закреплять умения образовывать прилагательные от существительных, порядковые числительные, приставочные глаголы.
3. Закреплять умения отвечать полным предложением.
4. Развивать диалогическую речь, используя алгоритмы.
· Коррекционно-развивающие
1. Развивать зрительное, слуховое внимание и память.
2. Развивать фонематические процессы (деление слов на слоги)
3. Развивать логическое мышление.
4. Развивать аналитико-синтетическое мышление - умение составлять целое из частей (разрезные картинки)
5. Развивать темпо-ритмические компоненты речи (физминутка).
6. Развивать общую моторику, диафрагмальное дыхание.
· Коррекционно-воспитательная
1. Формировать навыки сотрудничества, чувства товарищества, доброжелательности, взаимопонимания.
Предварительная работа: изучение лексического материала по теме «Транспорт», чтение художественной литературы по теме.
Оборудование: электронно-образовательный ресурс к занятию в формате SMART, интерактивное задание для интерактивного стола «Виды транспорта», алгоритмы диалогов (карточки-схемы), атрибуты для элементов сюжетно-ролевой игры (клавиатура, билеты, платок/галстук, телефон), разрезные картинки с изображением автомобилей-такси.
Ход занятия:
Педагог: Ребята, сегодня хочу предложить вам отправиться в удивительное путешествие. А куда нам отправиться? (Рассматриваем карту, ответы детей)
Педагог: Здорово! А на чём можно путешествовать? (Ответы детей, открываются картинки транспорта внизу слайда)
Педагог: Ребята! Я предлагаю вам определить виды транспорта. Какой он может быть, если он передвигается по небу, воде, земле? (Ответы детей) Разложите картинки с изображением транспорта по прямоугольникам, а лишние картинки сложите в корзинку. (Работа на интерактивном столе) Молодцы!
(Появляется Стив Андерссон)
Стив: Хеллоу, ребята! Помогите мне, пожалуйста! Любуясь красотой Петербурга, я отстал от своей делегации и заблудился. А мне нужно лететь в Южную Корею на Олимпиаду!
Педагог: Ребята! Поможем гостю? Но сначала давайте с ним познакомимся поближе. Уважаемый, как Вас зовут, из какой Вы страны?
Стив: О, меня зовут Стив Андерссон. Я прибыл из Швеции. Живу в Стокгольме. Мне 20 лет! А направляюсь я в Южную Корею на Олимпиаду болеть за свою команду!
Педагог: Ну что ж, ребята! Надо помочь гостю. А кто запомнил, как его зовут, сколько ему лет, из какой он страны и куда направляется? (Ответы детей) Молодцы! Нам обязательно нужно запомнить эту информацию!
Итак, куда же нам нужно сначала отправиться? Давайте посмотрим карту.
Педагог: Кто-нибудь догадался? (Предположения детей) Мы должны отправится в Москву. А на чём мы туда поедем? (На поезде) Значит, мы сейчас куда отправимся? (На вокзал)
Педагог: Для того, чтобы поехать на поезде, что нам нужно купить? (Билеты) Верно. Давайте представим, что билеты мы уже купили, теперь надо выяснить, на каком поезде мы поедем и в каких вагонах. (Ответы – поедем на Сапсане, дети определяют направление движения и порядок вагонов)
Хорошо! А теперь, чтобы занять свои места, нам нужно определить количество слогов в своём имени. Сколько слогов в имени, в таком вагоне и будет место.
Педагог: Ребята! Как зовут нашего гостя? (Стив – 1 слог, значит, он поедет в первом вагоне)
Молодцы! А теперь ваша очередь занимать места! (индивидуальное выполнение задания – дети садятся на стулья)
Педагог: Теперь в путь! А чтобы нам не было скучно в пути, давайте смотреть в окно. Следите за окошком и говорите, что вы видите из него! (зрительная гимнастика, ответы детей)
Стив: Ура! Мы в Москве. А куда же дальше нам идти?
Педагог: Нам снова нужна карта. (нажать на карту)
Ребята! Посмотрите – это схема метро Москвы. А что такое метро? (Ответы детей) Верно! Давайте посмотрим, где мы сейчас находимся. Куда прибывают поезда? (На ж/д вокзал) А вы помните, мы смотрели по карте, где находится Южная Корея? (переход на 1-й слайд) Очень далеко! Как же туда быстро добраться? (Ответы детей – на самолёте) Значит, мы сейчас должны отправиться…? (В аэропорт)
Педагог: Посмотрите на карту Москвы, мы находимся в центре города, а аэропорт? (На окраине города) На чём мы можем туда доехать? (Предположения детей)
Педагог: Верно! Нам поможет туда быстро добраться такси. А кто знает, как вызвать такси? (По телефону, использовать алгоритм – вызывает педагог)
Педагог: Ребята! Мне сказали, что в автопарке все исправные машины заняты, остались только разобранные. Давайте поможем и соберём машины из запчастей. (Дети делятся на пары и на магнитных мольбертах собирают машины-такси из разрезных картинок)
Педагог: Давайте посмотрим, что получилось и какую машину нам выбрать. (рассматривание картинок, определение лишних, вывод – микроавтобус)
Молодцы! В путь!
Физминутка:
Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Газ включаем, выключаем.
Смотрим пристально мы вдаль.
«Дворники» счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы – шофёры хоть куда!
Педагог: Ребята! А мы можем быть все шофёры? (Нет, шофёр один, а остальные – пассажиры)
Стив: Ура! Вот и аэропорт! Ребята, помогите мне купить билет на самолёт, пожалуйста!
Педагог: Конечно, поможем! Ребята, кто из нас будет кассир? (Выбираем одного ребёнка, надеваем бейджик, повязываем на шею платочек или галстук) Что должны мы говорить кассиру, а он нас, о чём спрашивать, мы увидим на карточке-подсказке. (Рассматривание алгоритма на карточке и на доске)
Дальше идёт диалог «Покупка билеты на самолёт».
Стив: Друзья! Спасибо вам за помощь! Я обязательно буду присылать вам видео и фоторепортажи с Олимпиады! Бай-бай!
Педагог: Ребята! Вы довольны, что помогли Стиву Андерссону? А теперь нам пора возвращаться в Петербург, в детский сад. И мы тоже полетим на самолёте. Занимайте места, садитесь удобнее. Чтобы полёт проходил спокойно, нужно правильно дышать. Носом воздух мы вдыхаем, и животик надуваем, губки вытянем вперед, быстро сдулся наш живот. (3 раза)
Педагог: Ну, вот мы и в детском саду. Вам понравилось наше приключение? (Ответы детей) Молодцы!