(по Безруких М. М. 1999, и Четвериковой Е. В., 2004)
№ п/п | Виды школьных трудностей | Возможные причины школьных трудностей |
1. | Письмо: трудности формирования зрительного образа буквы (трудности запоминания конфигурации графического элемента) | Недостаточная сформированность зрительной памяти и зрительно – пространственного восприятия; Недостатки методики обучения (опора на принцип механического копирования) |
2. | Письмо: трудность формирования правильной траектории движений при выполнении графического элемента | Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия, зрительно – моторных координации, зрительной памяти; Форсирование темпа обучения; Недостатки методики |
3. | Письмо: неспособность скопировать графический элемент, букву (неровные штрихи, тремор) | Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций и моторных функций; Недостатки методики обучения; |
4. | Письмо: ошибки в пространственном расположении элементов букв (вертикальных, горизонтальных, зеркальное письмо) | Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия |
5. | Письмо: неспособность «видеть» строку, нарушение соотношения элементов буквы, путает буквы «в – д», написание «лишних элементов» («и –ш», «л – м») или, наоборот, недописывание | Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия зрительной памяти; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Сильное функциональное напряжение, трудность концентрации внимания |
6. | Письмо: неустойчивый почерк (неровные штрихи, различная высота и протяженность графических элементов, растянутые, разнонаклонные буквы, тремор) | Недостаточная сформированность моторных функций; Нарушение зрительно – моторных координации; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения; Выраженное функциональное напряжение и утомление |
7. | Письмо: сильный нажим, тремор | Недостаточная сформированность моторных функций; Нарушение координации движений (неправильная поза, неправильное положение ручки), в том числе в связи с сильным утомлением и функциональным напряжением |
8а | Письмо: пропуски согласных и гласных букв (определенного характера) | Трудности звукобуквенного анализа; Форсирование темпа обучения |
8б | Письмо: замены согласных букв, близких по звучанию (з – с, г-к, б-п, д-т, и т. д.) | Недостаточная сформированность фонетико-фонематического восприятия; Форсирование темпа обучения |
8в | Письмо: недописывание букв и слогов | Трудности концентрации внимания; Форсирование темпа обучения |
9. | Письмо: не использование правил (замена букв, слитное написание предлогов и слова, не ставит точку, не разделяет предложения и т. п.) | Непосильный темп; Трудности концентрации внимания; Низкая, неустойчивая работоспособность; Индивидуальные особенности организации деятельности; Педагогические недоработки |
10. | Письмо: ухудшение почерка, пропуски, замена и т. п. при письме под диктовку | Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; Слишком быстрый темп письма |
11. | Письмо: ухудшение почерка, замены ит. п. при списывании | Недостаточная сформированность зрительно – моторной координации и зрительной памяти |
12. | Письмо: очень медленный темп письма | Затруднения при звукобуквенном анализе; Недостаточная сформированность координации движений и зрительно- моторных координаций |
13. | Чтение: плохое запоминание конфигурации букв | Недостаточная сформированность зрительной памяти; Недостатки методики обучения |
14. | Чтение: недостаточное различие близких по конфигурации букв «п-н», «в-а», «г-т» (путает буквы при чтении) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти; Недостатки методики обучения |
15. | Чтение: перестановка букв при чтении (рак - кар, нос – сон) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия |
16. | Чтение: замены букв, неправильное произношение при чтении | Недостаточная сформированность звукобуквенного анализа; Нарушения произношения, трудности артикуляции |
17. | Чтение: трудность слияния букв при чтении (каждая буква читается отдельно, а вместе – трудно) | Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия; Недостаточная зрелость коры головного мозга |
18. | Чтение: пропуски слов, букв («невнимательное чтение») | Функциональная слабость центральной нервной системы; Трудность концентрации внимания; Выраженное утомление |
19. | Чтение: пропуски букв, слогов; угадывание, возвратные движения глаз («спотыкающийся» темп чтения) | Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) |
20. | Чтение: быстрый темп чтения с плохим восприятием прочитанного («механическое» чтение) | Форсирование скорости чтения (недостатки методики обучения) |
21. | Чтение: очень медленный темп чтения (побуквенное или слоговое без прогресса в течение года) | Недостаточная сформированность зрительного восприятия; звукобуквенного анализа, артикуляции; Трудности концентрации внимания (функциональное напряжение, утомление) |
22. | Чтение: медленный темп чтения (но с прогрессом в течение года) | Индивидуальные особенности темпа деятельности |
23. | Математика: плохое выделение и различие геометрических фигур | Недостаточная сформированность зрительного восприятия и зрительной памяти; Недостатки методики обучения |
24. | Математика: трудности правильного копирования простейшей геометрической фигуры с сохранением размерности пропорций | Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций и зрительного восприятия; Форсирование темпа обучения |
25. | Математика: зеркальное письмо цифр «3», «6», плохое различие цифр, близких по конфигурации (6-9, 9-2); переставляет цифры (36-63) | Недостаточная сформированность зрительно – пространственного восприятия, зрительной памяти |
26. | Математика: замены цифр при восприятии на слух: семь – восемь, три - четыре | Недостаточная сформированность слухового восприятия |
27. | Математика: трудность формирования правильной траектории движений при написании цифр, изменение конфигурации и соотношение элементов | Недостаточная сформированность зрительно – моторных координаций, зрительного восприятия; Недостатки методики обучения; Форсирование темпа обучения |
28. | Математика: сильный тремор, неровность штрихов, сильный нажим | Недостаточная сформированность координации движений; Неправильное положение ручки |
29. | Математика: неустойчивый почерк: цифры неровные, растянутые, нарушение конфигурации, соотношение штрихов, размеров цифр | Недостаточная сформированность координации движений; Неправильное положение ручки; Сильное утомление; Функциональное напряжение |
30. | Математика: трудности расположения заданий пот вертикали и горизонтали, перестановки | Недостаточная сформированность зрительного восприятия, в том числе пространственного восприятия |
31. | Математика: фрагментарное восприятие задания (задачи) | Функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость; Механическое чтение |
32. | Математика: трудность переключения с одной операции на другую в процессе деятельности | Функциональная слабость центральной нервной системы, повышенная утомляемость; Индивидуальные способности деятельности |
33. | Математика: трудности формирования математических понятий, усвоение законов, правил; Трудность переноса вербальной инструкции в конкретное действие | Недостаточная сформированность вербально – логического мышления; Недостаточная сформированность речевого развития; Недостатки методики обучения |