Для формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии интерактивные задания и трехмерные модели играют особую роль. Одним из перспективных направлений решения этой проблемы является применение оригами (искусства складывания фигур из бумаги) в процессе преподавания геометрии. Здесь понимается создание организационных и методических условий развития геометрических и общеинтеллектуальных способностей. Преподавание геометрии с применением оригами представляет теоретическую, методическую и практическую значимость
Метод "оригами" рассматривается и как средство развития пространственного мышления учащихся, поскольку оно способствует запоминанию геометрических фигур и их свойств, лучшему усвоению геометрических соотношений. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. Оригами стимулирует развитие памяти, так как учащийся, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания.
Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.)
На занятиях по математики при помощи оригами можно повторить следующие понятия:
- горизонтальные, вертикальные, наклонные линии;
- сложи квадрат разными способами, покажи смежные стороны, диагональ;
- квадраты;
- все виды треугольников.
На первом этапе в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами.
Какие же можно использовать задания с использованием оригами на уроках математики в начальной школе?
На занятиях по математике младшим школьникам при помощи оригами можно предложить следующие типы заданий: найти и показать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии, сложить квадрат разными способами, показать диагональ, смежные стороны, дать название изображениям, найти все треугольники и квадраты.
Проверить младших школьников в степени продвижения в овладении геометрическими понятиями, а также выявить степень их интереса к математике можно следующими заданиями: назвать геометрические фигуры, раскрасить все треугольники, все квадраты, найти и показать вертикальные, горизонтальные, наклонные линии.
Оригами - идеальная дидактическая игра, развивающая фантазию и изобретательность, воображение и интеллект, логику и пространственное мышление. Решать задачи в форме игры и осваивать сложные математические понятия, в данном случае, легко и просто позволяет пространственная трансформация плоского листа. Оригами - это треугольник из квадрата, квадрат с диагональю и фигурка из нее, деление квадрата на равные части, деление квадрата на сетку и получение бумажных фигурок; оригами - это красивое и быстрое украшение.
Всем известно, что дети отдают предпочтение заданиям, основанным на таких играх как «танграм», мозаики, «оригами», конструкторы. Именно такие задания возможно использовать уроках математики для повышения мотивации детей к обучению. Возможность совмещения учебных задач, игры и исследовательской работы может быть достигнута при применении оригами на уроках математики.
В полном объеме можно использовать для проведения интегрированных уроков программу СМАРТ на интерактивной доске и Документ-камеру для наглядного выполнения пошаговой инструкции. С помощью интерактивной доски учащиеся могут наглядно увидеть решение сложных, на первый взгляд задач, а с помощью Документ-камеры даже продемонстрировать другим простоту и красоту их решения. Возможности такого оснащения на наших уроках превращает решение сложных математических задач в интересную игру с запоминающимися моментами. Учащиеся легче и быстрее осваивают материал, у них появляется желание решать более сложные задачи, они не боятся ошибаться, работоспособность увеличивается.
Подведём итоги. Выяснено, что оригами как основа различных направлений искусства является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве.