{Поистине, добрые дела устраняют дела дурные}. “Худ”, 114.
Что же касается пророка, , то он сказал:
] الصَّلَوَاتُ الْخَمْسُ ، وَالْجُمُعَةُ إِلَى الْجُمُعَةِ ، وَرَمَضَانُ إِلَى رَمَضَانَ ، مُكَفِّرَاتٌ مَا بَيْنَهُنَّ مَا اجْتُنِبَت الْكَبَائِرَ
«(Совершение) пяти (ежедневных) молитв, (участие в каждой следующей) пятничной молитве (после предыдущей) и (соблюдение поста в каждый следующий) рамадан (после предыдущего) искупают (прегрешения, совершённые) между ними, если только не было среди (этих прегрешений) тяжких грехов».
Ахмад, Муслим и ат-Тирмизи.
А сколь много других аятов и хадисов, в которых указывается, что добиться прощения можно благодаря совершению благих дел!
Кроме того, Аллах сделал средством искупления прегрешений всевозможные бедствия, поскольку какая бы печаль, огорчение или неприятность ни постигли верующего, будь это даже колючка, вонзившаяся в его тело, Аллах обязательно прощает ему за это его прегрешения. Таким бедствием может стать невозможность осуществления желаемого или же любая из скрытых или явных неприятностей, имеющих отношение к телу, сердцу и не зависящих от воли раба Аллаха. Вот почему пророк, , велел совершать хорошее после дурного, если речь идёт о собственных действиях раба.
Упомянув о праве Аллаха, иначе говоря, дав завет не отступать от благочестия, что подразумевает убеждённость в истинности догматов религии и совершение сообразующихся с её установлениями явных и тайных дел, пророк, , сказал: «…и придерживайся благонравия (в отношениях) с людьми».
Наилучшее проявление благонравия состоит в том, чтобы ты не наносил людям никаких обид сам и прощал им те обиды, которые они наносят тебе, а также оказывал им благодеяния словом и делом. К числу наиболее характерных признаков благонравия относится также проявление кротости и терпения по отношению к ним, отсутствие раздражения, приветливое выражение лица, обходительность в речах и способность говорить собеседнику то, что может доставить ему радость и избавить его от скованности и отчуждённости. Если шутки могут пойти на пользу, то иногда можно и пошутить, но слишком увлекаться этим не стоит, так как шутка в речах подобна соли в еде, а это значит, что и её избыток и её отсутствие одинаково нежелательны.
К числу наиболее характерных признаков благонравия относится также способность разговаривать с каждым – с малым и старым, умным и глупым, знающим и невежественным - как подобает, иными словами в соответствии с его положением.
Тот, кто по-настоящему боится Аллаха и придерживается благонравия во взаимоотношениях с людьми независимо от их принадлежности к той или иной группе, обрёл всё благое, ибо такой человек соблюдает и право Аллаха, и права людей, а также ввиду того, что он вошёл в число тех, кто должным образом поклоняется Аллаху и оказывает благодеяния рабам Аллаха.
ХАДИС ШЕСТНАДЦАТЫЙ
Последствия несправедливости
عَنْ عَبْدِ اللَّهِ بْنِ عُمَرَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُمَا ، عَنْ النَّبِيِّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: ] الظُّلْمَ ظُلُمَاتٌ يَوْمَ الْقِيَامَةِ
Сообщается, что Абдуллах бин Умар, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «В День воскресения притеснение (обернётся густым) мраком». Ахмад, Муслим и аль-Бухари.
В этом хадисе содержится предостережение от проявлений несправедливости и побуждение к тому, что является её противоположностью.
Весь шариат в целом является воплощением справедливости, велит придерживаться справедливости и запрещает несправедливость.
Аллах Всевышний сказал:
{Скажи: "Повелел Господь мой придерживаться справедливости…”}. “Преграды”, 29.
Аллах Всевышний также сказал:
{Поистине, Аллах велит (придерживаться) справедливости, совершать благие дела и оделять родственников и запрещает (всё) непристойное, порицаемое и греховное. Он увещевает вас, чтобы вы опомнились.} “Пчёлы”, 90.
Аллах Всевышний также сказал:
{Те, которые уверовали и не осквернили веру свою несправедливостью, – именно они пребывают в безопасности, и ведомы они прямым путём.} “Скот”, 82.
Вера как совокупность её основ и скрытых и явных ответвлений является воплощением справедливости, тогда как противоположное ей представляет собой несправедливость. Высшим проявлением справедливости и её основой является искреннее признание единобожия Аллаха, вера в Его атрибуты и прекрасные имена, а также искренность в религии и поклонении Ему.
Что же касается величайшей несправедливости, то ею является придание Аллаху сотоварищей, ибо Аллах Всевышний сказал:
{…поистине, многобожие – великая несправедливость!}
“Лукман”, 13.
И в самом деле, ведь справедливость есть не что иное, как способность расставлять всё по своим местам и соблюдать определённые права, соблюдение которых является обязательным, тогда как несправедливость есть нечто противоположное. В первую очередь необходимо соблюдать право Аллаха на то, чтобы Его рабы познавали Его и поклонялись Ему, не поклоняясь наряду с Ним никому и ничему больше, после чего необходимо придерживаться основ веры и соблюдать законоположения ислама, то есть совершать молитву, отдавать закят, соблюдать пост во время рамадана, совершать хаджж к Священному дому Аллаха и советовать друг другу придерживаться истины и хранить терпение, несправедливостью же будет неисполнение чего-либо из вышеупомянутого.
Кроме того, признаком справедливости является соблюдение таких прав пророка, , как вера в него, такая любовь к нему, которая больше любви ко всем остальным людям, проявление покорности ему, проявление почтения к нему и убеждённость в том, что его веления и слова выше велений и слов любого другого из людей.
Нарушение рабом любого из прав пророка, , является великой несправедливостью, поскольку он знал о верующих больше, чем сами они о себе, и был более милосерден и сострадателен к ним, чем любой иной человек, и только через него каждый мусульманин обрёл свою долю блага.
Признаком справедливости является проявление почтительности к родителям, поддержание связей с родственниками и соблюдение прав друзей и всех тех, с кем общается человек, тогда как признаком несправедливости является неисполнение всего вышеупомянутого.
Признаком справедливости является также соблюдение каждым из супругов прав другого супруга, а если кто-то из них пренебрегает этим, значит, он несправедлив.
Что же касается проявлений несправедливости по отношению к людям, то видов их существует множество, а указанием на всё это в целом могут служить слова пророка, , сказанные им во время проповеди в ходе прощального паломничества:
] فإن دماءَكم وأموالَكم وأعراضَكم بينكم حرامٌ كحُرمةِ يومِكم هذا في بلدِكم هذا في شهركم هذ
«Поистине, во взаимоотношениях между вами ваша кровь [53], ваше имущество и ваша честь должны быть столь же священными для вас, сколь священным является этот ваш день в этом вашем месяце в этом вашем городе! [54] » 3 Аль-Бухари.
В День воскресения все проявления несправедливости обернутся густым мраком, а несправедливые понесут наказание, соответствующее степени допущенной ими несправедливости. Что же касается обиженных, то они получат возмещение за счёт благих дел, которые совершали несправедливые [55], а если окажется, что при жизни те не совершали добрых дел или же добрых дел этих людей недостаточно [56], тогда дурные дела обиженных будут возлагаться на притеснителей.
Если же говорить о любых проявлениях справедливости, то в День воскресения все они обернутся светом, так как Аллах Всевышний сказал:
{В тот День, когда ты увидишь, как свет верующих мужчин и женщин будет изливаться перед ними и справа от них (, им будет сказано): “Сегодня (возвещается) вам радостная весть о садах, где внизу текут реки...”} “Железо”, 12.
Аллах Всевышний запретил несправедливость Себе Самому и объявил её запретной среди Его рабов. Аллах Всевышний придерживается прямого пути в Своих словах, делах и в Своём воздаянии, и Он – Справедливый. Он определил прямой путь, имеющий отношение к справедливости и для Своих рабов, а поэтому тот, кто отклонится от справедливости в сторону несправедливости и притеснений, окажется в аду.
Несправедливость бывает трёх видов, а такой несправедливостью, которую Аллах не простит, является многобожие.
Об этом Аллах Всевышний сказал так:
{Поистине, Аллах не простит поклонения другим наряду с Ним…} “Женщины”, 48.
Вторым видом несправедливости, ни одно из проявлений которой Аллах не оставит без внимания, является несправедливость рабов в отношениях между собой, а свидетельством совершенства справедливости Аллаха является то, что положение Его рабов по отношению друг к другу будет определяться степенью допущенных ими несправедливостей.
Если же говорить о третьем виде несправедливости, то здесь всё будет зависеть от воли Аллаха, и если Он пожелает, то покарает виновных в противном же случае Он простит их. Здесь речь идёт обо всех грехах рабов перед их Господом за исключением греха многобожия.
ХАДИС СЕМНАДЦАТЫЙ
Способ выражения благодарности
عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رضي الله عنه قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللّهِ صلى الله عليه وسلم: ] انْظُرُوا إِلَىَ مَنْ أَسْفَلَ مِنْكُمْ ، وَلاَ تَنْظُرُوا إِلَىَ مَنْ هُوَ فَوْقَكُمْ ، فَهُوَ أَجْدَرُ أَنْ لاَ تَزْدَرُوا نِعْمَةَ اللّهِ عَلَيْكُمْ .
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Смотрите на тех, кто ниже вас, и не смотрите на тех, кто над вами, ведь лучше всего будет, если не станете вы пренебрежительно относиться к милостям, которые оказал вам Аллах!» [57] Ахмад и Муслим.
Какое полезное наставление и сколь убедительные и целительные слова! Они побуждают человека благодарить Аллаха за Его милости, говорить о них, воспринимать их как напоминание о необходимости повиноваться Дарующему блага и не упускать ничего из того, что могло бы помочь выразить Ему свою благодарность. Поистине, выражение благодарности Аллаху является главным видом поклонения, основой блага и тем, что Он назвал первоочередной обязанностью Своих рабов, ведь всё благое, что приходит к рабам, исходит от Аллаха. Это Он дарует благо и всё хорошее, это Он отвращает зло и всё дурное, и Он достоин того, чтобы Его рабы прилагали все свои силы для выражения Ему своей благодарности. Следовательно, раб должен использовать все средства, которые могут помочь ему выразить эту благодарность.
И пророк, , указал людям на удивительный и действенный способ выражения благодарности Аллаху. Суть его состоит в том, что раб Аллаха должен постоянно обращать внимание на тех, кто стоит ниже него по своим умственным способностям, происхождению, материальным возможностям и уровню благополучия во всех иных отношениях. И если он действительно будет размышлять об этом постоянно, это обязательно заставит его часто благодарить своего Господа и прославлять Его, ведь он постоянно будет видеть многих людей, которые во всех отношениях стоят ниже него и многие из которых желают хотя бы приблизиться к нему в том, что касается состояния здоровья, благополучия, внешности и нравственных качеств. И поэтому он будет часто воздавать хвалу Аллаху, говоря: “Хвала Аллаху, облагодетельствовавшему меня и отдавшему мне предпочтение перед многими из тех, кого Он сотворил!” [58]
Он будет смотреть на многих людей, лишённых разума, и воздавать хвалу своему Господу за то, что сам он обладает совершенным разумом. И он увидит многих людей, у которых нет ни запасов еды, ни жилищ, где бы они могли найти для себя убежище, в то время как он спокойно живёт в своём доме в полном достатке.
И он увидит множество людей, страдающих всевозможными болезнями, тогда как он не знает этого и наслаждается здоровьем. И он увидит также и многих других, поражённых ещё более страшным недугом, каковым является отклонение от религии и погружённость в скверну грехов, в то время как его Аллах уберёг от них или от многих из них.
И он увидит множество озабоченных, опечаленных, поддавшихся искушениям и недовольных людей, а потом заметит, что он избавлен от подобных напастей и что Аллах даровал ему душевное спокойствие, и ведь часто бывает так, что этого блага, то есть удовлетворённости и безмятежности, у иного бедняка куда больше, чем у многих богачей.
Далее, человек, которого постигло что-нибудь из подобных испытаний, увидит множество людей, испытавших нечто ещё более тяжкое, и воздаст Аллаху хвалу за своё благополучие и за облегчение своих тягот, поскольку. какая бы неприятность ни случилась, всегда выясняется, что с другими случаются ещё более неприятные вещи.
Чувство благодарности человека, которому посчастливилось встать на путь, указанный людям пророком, , будет постоянно увеличиваться и усиливаться, что же касается милостей Аллаха, то они будут ниспосылаться ему одна за другой. Что же касается поступающего наоборот и взирающего на таких людей, благополучие и богатство которых превосходят собой имеющееся у него, то такой человек обязательно будет недооценивать милости Аллаха, оказанные ему, и не станет благодарить Его. Однако если человек прекратит благодарить Аллаха, он лишится того, что имеет, на него обрушатся всевозможные бедствия, он всё время будет испытывать озабоченность и печаль, ему не будет нравиться то благое, чем он располагает, и он станет проявлять недовольство Аллахом как Господом и Управителем, что причинит ему вред в религиозных и в мирских делах и обернётся явным ущербом.
Знай, что тот, кто станет размышлять о многочисленных благодеяниях Аллаха и думать о Его явных и тайных милостях, о том, что всё это происходит только благодаря милости Аллаха, и о том, что раб не в состоянии исчислить того, что относится даже к одному из видов милостей Аллаха, не говоря уже обо всех, как не в силах он воздать Ему благодарность за это; итак, тот, кто поразмыслит об этом, неизбежно признает эти милости полностью, станет часто прославлять Аллаха и устыдится своего Господа, если у него возникнет желание использовать что-либо из Его милостей для совершения того, что Он не любит и что неугодно Ему. Господь его вменил стыдливость, являющуюся одной из наилучших ответвлений веры, в обязанность ему, и поэтому он устыдится того, что Аллах может увидеть его занятым тем, что Он запретил ему, или же не выполняющим того, что Он повелел ему делать.
И поскольку возможность обретения блага находится в прямой зависимости от выражения благодарности, пророк, , сказал Му‘азу бин Джабалю:
] إِنّي لأُحِبُّكَ... لاَ تَدَعَنَّ في دُبُرِ كُلّ صَلاَةٍ تَقُولُ: اللّهُمَّ أَعِنِّي عَلَى ذِكْرِكَ وَشُكْرِكَ وَحُسْنِ عِبَادَتِكَ .
«Поистине, я люблю тебя…, так никогда не забывай после каждой обязательной молитвы говорить: “О Аллах, помоги мне поминать Тебя, благодарить Тебя и должным образом поклоняться Тебе”» [59]. Ахмад, ан-Наса’ и, Абу Дауд и другие мухаддисы.
Что же касается самого пророка, , то сообщается, что он часто произносил такие слова: [رَبِّ اجْعَلْنِي لَكَ شَكَّاراً ، لَكَ ذَكَّاراً
«Господь мой, сделай так, чтобы я постоянно благодарил Тебя и постоянно поминал Тебя!»
Ат-Тайалиси, Ахмад, ат-Тирмизи и аль-Байхаки.
И даже пророк, , являвшийся величайшим изо всех тех, кто выражал свою благодарность Аллаху, признал, что он не в силах возблагодарить Аллаха за Его милости в полной мере, и сказал: [ لاَ أُحْصِي ثَنَاءً عَلَيْكَ ، أَنْتَ كَمَا أَثْنَيْتَ عَلَى نَفْسِكَ
«Не счесть мне славословий Тебе и не восславить Тебя так, как Ты Сам восславил Себя» [60], а Аллах знает об этом лучше.
ХАДИС ВОСЕМНАДЦАТЫЙ
Нет молитвы без омовения
عن أبي هريرةَ رضي الله عنه قال: قال رسول الله صلى الله عليه وسلم:
] لا تُقْبَلُ صَلاةُ مَنْ أَحْدَثَ حَتَّى يَتَوَضَّأَ.
Сообщается, что Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, сказал:
– Посланник Аллаха, , сказал: «Не будет принята молитва от осквернившегося, пока он не совершит омовение».
Аль-Бухари, Муслим, Абу Дауд и ат-Тирмизи.
Очевидный смысл этого хадиса указывает на то, что если после осквернения человек не совершит омовения, то молитва его не будет принята, иными словами, она окажется недействительной. Подразумевается же в нём то, что молитва совершившего омовение будет принята, конечно, если он выполнит и все прочие необходимые условия, поскольку Аллах многие Свои установления связывает с некоторыми иными вещами, а это значит, что некоторые веления Аллаха невозможно выполнить до тех пор, пока не будут соблюдены все необходимые условия и пока не будут устранены все препятствия для выполнения этих велений должным образом. Между улемами нет расхождений во мнениях об этой основе шариата, поскольку установления шариата относительно поклонения, включающего в себя многие вещи, например молитву, не обязательно приводятся в каком-либо одном аяте Корана или хадисе. Они включают в себя всё то, что было об этом сказано, и в совокупности своей должны извлекаться из различных аятов Корана и хадисов. Это является одним из важнейших методов, которые применяют факихи при разработке и классификации различных ветвей фикха, а также при объединении между собой того, что относится к разным родам и видам для того, чтобы это было понятно другим людям [61]. Заслуги факихов в этом велики, и да воздаст им Аллах благом за то, что они сделали для ислама и мусульман!