Глава XV. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТРОИТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА
ОБЩАЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА
Достижение конечной цели строительства — ввод в действие объектов с необходимым качеством и в установленные сроки — требует проведения и тщательной подготовки, охватывающей комплекс взаимосвязанных организационных и технических мероприятий, разрабатываемых и осуществляемых основными участниками строительства.
В соответствии со СНиП 3.01.01—85 и «Руководством по единой системе подготовки строительного производства», разработанным ЦНИИОМТП, организация строительного производства достигается: общей организационно-технической подготовкой, подготовкой строительной организации, подготовкой к строительству объекта и подготовкой к производству строительно-монтажных работ.
Общая организационно-техническая подготовка выполняется в соответствии с Правилами о договорах подряда на капитальное строительство и включает обеспечение стройки проектно-сметной документацией, отвод площадки (трассы) для строительства, оформление финансирования, заключение договоров подряда и субподряда, оформление разрешений на производство работ.
К организационным подготовительным мероприятиям относятся: решение вопросов о возможности и условиях использования для нужд строительства существующих предприятий строительной индустрии и местных строительных материалов, средств механизации и транспорта, энергетических сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций; определение организаций — участников строительства и решение вопросов о необходимости и путях наращивания их мощностей, передислокации, привлечении мобильных подразделений и субподрядных организаций для выполнения специальных видов строительно-монтажных работ.
До начала всех подготовительных и основных строительно-монтажных работ решаются вопросы организации производственной базы строительства.
Под производственной базой понимают совокупность производственных предприятий промышленности строительных материалов и строительной индустрии, базы механизации, транспорта и базы производственно-технологической комплектации материалов, конструкций и оборудования. В состав собственной производственной базы входят заводы: стальных, сборных железобетонных и деревянных конструкций; крупнопанельного домостроения (КПД); стеновых конструкций; товарного раствора и бетона; керамзитового гравия; легких минеральных утеплителей; полуфабрикатов и заготовок; ремонтные заводы строительной техники. Предприятия и организации производственной базы могут быть подчинены тресту, главку, республиканскому или союзному министерству. Приобъектные производственные базы, обслуживающие, как правило, одну крупную стройку, могут входить в состав строительно-монтажного треста и приравненной к нему организации.
Строительство обеспечивается материально-техническими ресурсами с собственных производственных предприятий по планам распределения продукции, утверждаемым организацией, в состав которой входит предприятие, а с предприятий других ведомств — по фондам и нарядам. Функции материально-технического обеспечения строек выполняют управления производственно-технологической комплектации (УПТК).
Организация парка строительных машин осуществляется по трем формам: все строительные машины, средства малой механизации и ручные машины сосредоточены в трестах и управлениях механизации, подчиненных территориальным главным управлениям и управлениям по строительству; строительные машины, средства малой механизации и ручные машины находятся на балансе управлений механизации, входящих в состав строительно-монтажных трестов; строительные машины, средства малой механизации и ручные машины находятся на балансе строительно-монтажных организаций.
Строительно-монтажные организации заключают договора с трестами или управлениями механизации на выполнение специальных строительных работ или арендуют средства механизации.
Организация транспорта в строительстве — важнейшее условие нормального функционирования строительного производства. В строительстве используют водный, железнодорожный, автомобильный и специальный транспорт для перевозки материалов, конструкций и оборудования. По организационным формам управления транспорт подразделяется на собственный транспорт строительных организаций и ведомственный транспорт Министерства путей сообщения, Министерства автомобильного транспорта, речного флота и др. Для организации доставки грузов на строительную площадку заказчики и генеральные подрядчики заключают с транспортными хозяйствами договора.
Собственный транспорт строительно-монтажных организаций работает по плановым заданиям, утверждаемым организацией, в чьем подчинении находятся транспортные хозяйства.
При разработке и осуществлении организационных подготовительных мероприятий, оценив мощности и возможности существующих предприятий базы строительной индустрии, транспортных организаций и без механизации, принимают решения о заключении договоров при достаточном наличии мощностей или о предварительном (до начала нового строительства) наращивании мощностей производственной базы строительства.